Бизнес-план аптеки: как правильно составить

Иллюстрация http://bus.znate.ru/

Prosto фармацевтика является таким бизнесом, с которым не произойдет больших потрясений ни при каком кризисе. А Prostobiz.ua предлагает начинающим предпринимателям образец и краткий обзор основных частей готового бизнес-плана открытия аптеки с нуля, который обязательно понравится серьезным инвесторам. Знакомьтесь с нашим примером плана.

Вступительный раздел бизнес-плана

Во вступлении к любому бизнес-плану присутствуют стандартные резюмирующе-подытоживающие определения:

  • Краткое описание компании (новая ли компания; основной вид деятельности; форма собственности и количество собственников; планируемое количество торговых точек, по крайней мере, при открытии, а также предполагаемое место их размещения);
  • Основные свойства данного рынка в данном регионе, конкурентной среды;
  • Цель, миссия, задача, концепция, факторы успеха, целевая аудитория (демагогические, но неизменные разделы: «целью является получение прибыли, рост объема продаж, высокое качество обслуживания, низкие производственные и административные затраты, достижение высокой репутации бренда», «задачей является продавать качественные и эффективные лекарственные и медицинские изделия», «успешное выполнение задач и достижение целей будет обеспечиваться высоким качеством обслуживания покупателей, конкурентными ценами, эффективным маркетингом (см. раздел NN) и работой над внутренней атмосферой в коллективе», как-то так).
  • Риски (тоже самооочевидная демагогия: «изменения законодательства, регулирующего продажу лекарств; колебания валютных курсов; ограниченный оборотный капитал; массовое списывание товара по достижении предельного срока хранения; острая конкуренция»).
  • Бренд, маркетинговый слоган компании, краткие свойства планируемой стилистической активности, планируемой рекламной активности.
  • Краткое описание планируемых программ лояльности (дисконтные карты, скидки, работа с пенсионерами), информационной политики компании (сайт, телефонные контакты, контакты с порталами-агрегаторами цен в аптеках вашего города), партнерских программ и сдачи в аренду площадок торгового зала под терминалы и банкоматы;
  • Конечные владельцы компании (имена, названия компаний, краткое описание опыта работы).

План создания компании

Тут дается описание свойств местоположения, способов и критериев найма персонала, способы осуществления ремонтной, дизайнерской, сайтостроительной, рекламной и, самое главное, закупочно-товарной, закупочно-инфраструктурной (прилавки, холодильники, кассы, оргтехника) и лицензионно-получательской активности.

Все это подытоживается таблицами расходов и активов – которые потенциальные инвесторы и будут смотреть в первую очередь, пропуская остальной текст «по диагонали». Таблицы будут выглядеть примерно так (для маленькой аптеки без собственного транспорта и т.п.:

Начальные затраты на создание компании

Аренда помещения и плата за коммуникации (год)

240 000 грн.

Ремонт помещения

100 000 грн.

Холодильное оборудование (кол-во, вид)

80 000 грн.

Торговое оборудование (кол-во, вид)

100 000 грн.

Кассовое оборудование (кол-во, вид)

20 000 грн.

Компьютеры

100 000 грн.

Программное обеспечение (лицензионное)

20 000 грн.

Лицензии (фармацевтические)

40 000 грн.

Создание сайта, мини-рекламная кампания

100 000 грн.

Зарплаты первых месяцев / обучение персонала

200 000 грн.

Прочие стартовые расходы

100 000 грн.

Товарно-материальные запасы

200 000 грн.

Резерв для закупок и форс-мажоров для первых месяцев работы

200 000 грн.

Общие затраты

1 500 000 грн.

По данным компании "Простобанк Консалтинг"

Начальные активы и потребности в инвестировании

Имеющиеся у создателей компании средства (в счетах, бумагах и т.п. - подробно)

860 000 грн.

Нехватка капитала для старта (требуемая итоговая сумма – в финале таблицы 1)

640 000 грн.

По данным компании "Простобанк Консалтинг"

Подробное описание услуг, технологий, схемы закупок, рекламной и информационной активности и позиционирования, ближайших конкурентов компании

Раздел должен быть детальным, демагогичным и самым длинным. Всерьез читать его инвестор вряд ли будет. Для развлечения можно прибавлять карты: карта микрорайона с указанием аптек-конкурентов и вашей планируемой точки с облаками «покрытия» всеми этими аптеками 300-метрового пешеходного пространства в районе; карта страны с указанием поставщиков и производителей и стрелками к вашей аптеке и тому подобная инфографика

Если вам нужна помощь в составлении бизнес плана, вы можете воспользоваться услугами специалистов.

Для специализированных аптек – стратегия сегментации, маркетинговая стратегия

Раздел должен убедить инвестора, что аптека не общей, а данной выбранной вами специализации (гормональная, гомеопатическая, для диабетиков и так далее)– это вообще выгодно и уместно. Подайте таблицы с указанием среднегодовых расходов каждого больного «вашего» профиля. Опишите инфографикой тенденции в данной сфере медицины и фармацевтики.

Стратегия развития вашей аптеки

Распишите детальный план доходов/расходов на год и план на пять лет – при том план подайте два раза: по пессимистическому и оптимистическому сценариям развития.

Не стесняйтесь замахнуться в оптимистическом плане на громадное развитие аптечной сети – если финансовая «числовая» логика позволяет при малых вложениях планировать широкое развитие, то этот полунесбыточный план (без больших объемов выведения чистой прибыли, но с огромным размахом) произведет гораздо более положительное воздействие на большинство инвесторов-игроков, чем скромная осторожность иных стартаперов в стиле «мы тут хотим создать всего одну аптеку и до пенсии на ней одной все больше денег зарабатывать…»).

Стратегия ценообразования

Тут, думается, читателям понятно, что писать. Главное, чтобы такая стратегия вообще была, с незыблемыми принципами, позволяющими четкое планирование – а не создавалась ситуативно по субъективным принципам, типа «на дорогое наценку можно ставить огромную, на дешевое наценку поставим копеечную».

План продаж

Организационная структура, штатное расписание и расходы на персонал

План движения капитала

Плановый баланс, план прибылей и убытков

Календарный график достижения точки безубыточности

Что писать в этих разделах – думается, любой начинающий стартапер разберется самостоятельно.

Финансовые показатели

И напоследок, в заключении бизнес-плана покажите себя опытным осваивателем инвестиций – подайте сводную таблицу с примерно такими данными:

Финансово-экономические показатели бизнес-плана компании

Рентабельность капитала

Чистая прибыль / Капитал акционеров

110,07%

Рентабельность продаж

Чистая прибыль / Выручка от реализации

40,40%

Рентабельность активов

Чистая прибыль / Общие активы

50,50%

Валовая маржа

Валовая прибыль / Выручка от реализации продукции

88,65%

Отношение задолженности к активам

Суммарные обязательства / Общие активы

20,27%

Коэффициент текущей ликвидности

Текущие активы / Текущие обязательства

1,30

Оборачиваемость товарно-материальных запасов

Себестоимость реализованной продукции / Товарные запасы на конец года

0,80

Оборачиваемость кредиторской задолженности

(Кредиторская задолженность / Себестоимость реализованной продукции)*365

310,07

Оборачиваемость основных активов

Выручка от реализации / Цена недвижимости и оборудования

15,15

Средний период инкассирования

(Дебиторская задолженность / Чистая выручка от реализации продукции)*365

20,20

Коэффициент мгновенной ликвидности

(Общие текущие активы МИНУС Товарно-материальные запасы) / Общие текущие обязательства

0,90

По данным компании "Простобанк Консалтинг"

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Prostobank.ua - Личные финансы

Prostopravo.com.ua - Новости права

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!