про бізнес-фінанси

Бизнес-план аптеки: как правильно составить

Prostobiz.ua предлагает начинающим предпринимателям образец структуры и краткий обзор основных частей готового бизнес-плана открытия аптеки с нуля в Украине, который обязательно понравится серьезным инвесторам. Знакомьтесь с нашим примером плана.

Путеводитель по статье

  1. Вступительный раздел бизнес-плана
  2. План создания компании
  3. Для специализированных аптек – стратегия сегментации, маркетинговая стратегия
  4. Стратегия развития вашей аптеки
  5. Стратегия ценообразования
  6. Финансовые показатели
Видео путеводитель
Бизнес-план аптеки: как правильно составить

Бизнес-план аптеки: как правильно составить

Вступительный раздел бизнес-плана

Во вступлении к любому бизнес-плану присутствуют стандартные резюмирующе-подытоживающие определения:

  • Краткое описание компании (новая ли компания; основной вид деятельности; форма собственности и количество собственников; планируемое количество торговых точек, по крайней мере, при открытии, а также предполагаемое место их размещения);
  • Основные свойства данного рынка в данном регионе, конкурентной среды;
  • Цель, миссия, задача, концепция, факторы успеха, целевая аудитория (демагогические, но неизменные разделы: «целью является получение прибыли, рост объема продаж, высокое качество обслуживания, низкие производственные и административные затраты, достижение высокой репутации бренда», «задачей является продавать качественные и эффективные лекарственные и медицинские изделия», «успешное выполнение задач и достижение целей будет обеспечиваться высоким качеством обслуживания покупателей, конкурентными ценами, эффективным маркетингом (см. раздел NN) и работой над внутренней атмосферой в коллективе», как-то так).
  • Риски (тоже самоочевидная демагогия: «изменения законодательства, регулирующего продажу лекарств; колебания валютных курсов; ограниченный оборотный капитал; массовое списывание товара по достижении предельного срока хранения; острая конкуренция»).
  • Бренд, маркетинговый слоган компании, краткие свойства планируемой стилистической активности, планируемой рекламной активности.
  • Краткое описание планируемых программ лояльности (дисконтные карты, скидки, работа с пенсионерами), информационной политики компании (сайт, телефонные контакты, контакты с порталами-агрегаторами цен в аптеках вашего города), партнерских программ и сдачи в аренду площадок торгового зала под терминалы и банкоматы;
  • Конечные владельцы компании (имена, названия компаний, краткое описание опыта работы).

План создания компании

Тут дается описание свойств местоположения, способов и критериев найма персонала, способы осуществления ремонтной, дизайнерской, сайтостроительной, рекламной и, самое главное, закупочно-товарной, закупочно-инфраструктурной (прилавки, холодильники, кассы, оргтехника) и лицензионно-получательской активности.

Все это подытоживается таблицами расходов и активов – которые потенциальные инвесторы и будут смотреть в первую очередь, пропуская остальной текст «по диагонали». Таблицы будут выглядеть примерно так (для маленькой аптеки без собственного транспорта и т.п.):

Начальные затраты на создание компании

Аренда помещения и плата за коммуникации (год)

240 000 грн.

Ремонт помещения

100 000 грн.

Холодильное оборудование (кол-во, вид)

80 000 грн.

Торговое оборудование (кол-во, вид)

100 000 грн.

Кассовое оборудование (кол-во, вид)

20 000 грн.

Компьютеры

100 000 грн.

Программное обеспечение (лицензионное)

20 000 грн.

Лицензии (фармацевтические)

40 000 грн.

Создание сайта, мини-рекламная кампания

100 000 грн.

Зарплаты первых месяцев / обучение персонала

200 000 грн.

Прочие стартовые расходы

100 000 грн.

Товарно-материальные запасы

200 000 грн.

Резерв для закупок и форс-мажоров для первых месяцев работы

200 000 грн.

Общие затраты

1 500 000 грн.

Начальные активы и потребности в инвестировании

Имеющиеся у создателей компании средства (в счетах, бумагах и т.п. - подробно)

860 000 грн.

Нехватка капитала для старта (требуемая итоговая сумма – в финале таблицы 1)

640 000 грн.

Подробное описание услуг, технологий, схемы закупок, рекламной и информационной активности и позиционирования, ближайших конкурентов компании

Раздел должен быть детальным, демагогичным и самым длинным. Всерьез читать его инвестор вряд ли будет. Для развлечения можно прибавлять карты: карта микрорайона с указанием аптек-конкурентов и вашей планируемой точки с облаками «покрытия» всеми этими аптеками 300-метрового пешеходного пространства в районе; карта страны с указанием поставщиков и производителей и стрелками к вашей аптеке и тому подобная инфографика

Для специализированных аптек – стратегия сегментации, маркетинговая стратегия

Раздел должен убедить инвестора, что аптека не общей, а данной выбранной вами специализации (гормональная, гомеопатическая, для диабетиков и так далее)– это вообще выгодно и уместно. Подайте таблицы с указанием среднегодовых расходов каждого больного «вашего» профиля. Опишите инфографикой тенденции в данной сфере медицины и фармацевтики.

Стратегия развития вашей аптеки

Распишите детальный план доходов/расходов на год и план на пять лет – при том план подайте два раза: по пессимистическому и оптимистическому сценариям развития.

Не стесняйтесь замахнуться в оптимистическом плане на громадное развитие аптечной сети – если финансовая «числовая» логика позволяет при малых вложениях планировать широкое развитие, то этот полунесбыточный план (без больших объемов выведения чистой прибыли, но с огромным размахом) произведет гораздо более положительное воздействие на большинство инвесторов-игроков, чем скромная осторожность иных стартаперов в стиле «мы тут хотим создать всего одну аптеку и до пенсии на ней одной все больше денег зарабатывать…»).

Стратегия ценообразования

Тут, думается, читателям понятно, что писать. Главное, чтобы такая стратегия вообще была, с незыблемыми принципами, позволяющими четкое планирование – а не создавалась ситуативно по субъективным принципам, типа «на дорогое наценку можно ставить огромную, на дешевое наценку поставим копеечную».

План продаж

Организационная структура, штатное расписание и расходы на персонал

План движения капитала

Плановый баланс, план прибылей и убытков

Календарный график достижения точки безубыточности

Что писать в этих разделах – думается, любой начинающий стартапер разберется самостоятельно.

Финансовые показатели

И напоследок, в заключении бизнес-плана покажите себя опытным осваивателем инвестиций – подайте сводную таблицу с примерно такими данными:

Финансово-экономические показатели бизнес-плана компании

Рентабельность капитала

Чистая прибыль / Капитал акционеров

110,07%

Рентабельность продаж

Чистая прибыль / Выручка от реализации

40,40%

Рентабельность активов

Чистая прибыль / Общие активы

50,50%

Валовая маржа

Валовая прибыль / Выручка от реализации продукции

88,65%

Отношение задолженности к активам

Суммарные обязательства / Общие активы

20,27%

Коэффициент текущей ликвидности

Текущие активы / Текущие обязательства

1,30

Оборачиваемость товарно-материальных запасов

Себестоимость реализованной продукции / Товарные запасы на конец года

0,80

Оборачиваемость кредиторской задолженности

(Кредиторская задолженность / Себестоимость реализованной продукции)*365

310,07

Оборачиваемость основных активов

Выручка от реализации / Цена недвижимости и оборудования

15,15

Средний период инкассирования

(Дебиторская задолженность / Чистая выручка от реализации продукции)*365

20,20

Коэффициент мгновенной ликвидности

(Общие текущие активы МИНУС Товарно-материальные запасы) / Общие текущие обязательства

0,90

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?