про бізнес-фінанси

Бизнес-план интернет-магазина: чем он отличается

Prosto интернет-магазин как бизнес-процесс очень мало похож на обычный магазин. Но многие этого еще не знают – и используют в бизнес-планах стандартную схему плана работы торговой точки (продаж, на самом деле, они после этого могут вовсе не дождаться). Главные отличия планирования работы и открытия онлайн-магазина товаров перечисляет Prostobiz.ua

Путеводитель по статье

  1. Главное отличие бизнес-плана интернет-магазина
  2. Какие главы бизнес-плана интернет-магазина особенно отличаются
Видео путеводитель
Бизнес-план интернет-магазина: чем он отличается

Бизнес-план интернет-магазина: чем он отличается

Главное отличие бизнес-плана интернет-магазина

У офлайн-точек продаж «стартовый» бизнес-проект обычно фокусируется на изложении объема и сути крупных начальных инвестиций, расчете точки безубыточности, срока окупаемости – и вообще отличается более высоким вниманием к процессам до «выведения на прибыльность» нежели к последующему развитию проекта.

Отчасти это связано с тем, что подробные бизнес-планы стартапов у нас, к сожалению, часто пишутся «поневоле» – не столько из внутренних установок предпринимателя, сколько для убеждения инвесторов, кредиторов в том, что деньги, выделенные на такой проект, не пропадут. Соответственно планирование стартапа, по большому счету, ведется до срока возврата инвестиций или до «отбития» собственных вложений основателей магазина. А после этого «великого часа Х», воспринимаемого едва ли не как самоцель и вершина достижений, негласно предполагается создать новый бизнес-план – который, зачастую, тоже оказывается «заточен» на получение нового займа и рассчитан опять-таки на срок до его возврата.

А вот у интернет-магазинов в подавляющем большинстве случаев стартовые инвестиции сравнительно малы. Как известно, нынешние инет-точки продаж зачастую не имеют даже склада и курьеров – ограничиваются лишь договоренностями с крупными поставщицкими складами и курьерскими службами данного города. Вследствие этого старт состоит «по деньгам», помимо расходов по регистрации компании, лишь в средствах на создание сайта (включая наполнение его каталога и активную поисковую оптимизацию), резерве на зарплату двух-пяти сотрудников и бюджете маркетингово-рекламной работы до выхода на прибыльность.

Все это вместе взятое может составить от нескольких сотен долларов (всего-то!) до нескольких тысяч тех же единиц – которые среднестатистический интернет-стартапер изыскивает самостоятельно, не тратя нервы на поиск инвестиций.

И даже в том случае, если помимо работы со складами поставщиков планируется иметь собственный склад и произвести закупку товара – что совершенно необходимо при ориентации на высокую срочность доставки или продаже скоропортящегося товара, а также уместно при небольших внешних объемах вашей продукции (скажем, книги, мобилки) – то и тогда цена аренды склада и расходы на персонал в нем, все-таки, на порядок ниже, чем в среднестатистическом офлайн-магазине.

Вследствие этого в бизнес-плане старта интернет-магазина чаще всего можно не уделять преимущественного внимания времени и срокам возврата первичных вложений. При отсутствии закупок дорогостоящего товара стартовые расходы можно не особенно учитывать при планировании. Вместо этого следует пристальнее рассматривать регулярные ежемесячные расходы и доходы, их предположительную динамику.

Также без груза многостраничных «мыслей» об окупаемости становится удобнее рассматривать различные варианты сценариев развития магазина – исходя из изменения тех или иных влияющих факторов (сезонность, валютный курс и так далее).

Когда же расширение успешного и прибыльного магазина потребует все-таки займов – это выходит уже совсем другое бизнес-планирование возврата инвестиций: с акцентом не так на возможностях и скорости возврата, как на «пользе» дополнительных вложений, на увеличении прибыльности и перспективности проекта.

Какие главы бизнес-плана интернет-магазина особенно отличаются

Говоря обобщенно, у создающегося или расширяющегося интернет-магазина наибольшим образом отличается вся маркетинговая составляющая бизнес-планирования – здесь она ярко «перекошена» в сторону особого искусства интернет-маркетинга, резко отличающегося от маркетинга вне Сети.

Во-первых, анализ конкурентной среды, ниши, емкости рынка тут имеет не символический приблизительный характер в виде численности посетителей – а выражается в конкретных списках огромного (в мегаполисах для распространенных товаров) числа интернет-магазинов с тем же товаром; списков их цен и наценок на ряд высокоспросовой продукции сравнительно с запланированными вами ценами и наценками, списков и детальных описаний свойств работы поставщиков данного товара и точной логистики от их складов, списками курьерских служб (если вы ими будете пользоваться).

Во-вторых, хороший бизнес-план интернет-магазина содержит подробный анализ количества и частоты поисковых запросов по товарам выбранной вами категории из городов, в которых вы собираетесь осуществлять доставку.

Это большая работа – запросы могут быть более общие («подарок девушке»), более конкретные, совсем высокоточные (скажем, «марка + полное название модели + цвет + город»). Вариабельность для широких групп продукции здесь дает тысячи вариантов, которые следует проанализировать. Для части запросов нужно учесть еще и сезонность (Новый Год, 14 февраля, 8 марта). Кстати, таким путем, порой, можно отыскать слабоохваченную вашими конкурентами нишу для продвижения.

Здесь же должен быть также анализ выдач на все эти запросы – с указанием, кто из конкурентов на какой запрос больше сфокусирован (особенно это важно по наиболее массовым запросам для топовых выдач, первой двадцатки результатов). Вычислите заранее, какую группу запросов по вашей теме конкуренты-гиганты пока игнорируют, отдавая нишу небольшим магазинам, которых вы могли бы без труда «обойти» в выдачах.

Естественно, для этого надо в принципе разбираться в интернет-аналитике.

В-третьих, бизнес-план интернет-магазина должен детально указывать сроки, свойства, цены планирующихся работ по поисковой оптимизации – с предположительной динамикой выведения по наиболее массовым запросам в топ выдач и ростом продаж в связи с этим.

Непременная глава тут должна быть посвящена сотрудничеству вашего магазина с прайс-агрегаторными порталами – опять же, со списками, ценами, расчетом предположительной частоты переходов из агрегаторов цен к вам и процента покупок от этих переходов.

Отдельно нужно указать планирующиеся свойства вашего контента:

  • соотношение уникальной информации и копипаста (которого, впрочем, лучше максимально избегать даже в описаниях и нечисловых характеристиках товара – иначе индексация поисковиками ухудшается многократно);
  • наличие отзывов о моделях товара и брендах и вашей реакции на отзывы (с учетом отдельной оптимизации сервиса отзывов и трафика по запросам названий ваших товаров со словом «отзывы»);
  • наличие на сайте магазина высокотрафикового нетоварного контента – собственных статей типа «что подарить девушке» или «как выбрать пылесос», форумов с вопросами (где массовые, трафикогенные вопросы вы можете написать сами и сами же на них ответить).

Cюда же примыкают расчеты работы по SMO – оптимизации под посетителей, пришедших из соцсетей, минимизирующей быстрые уходы с вашего сайта – и продаж, связанных с этим механизмом; а также планирование работ по SMM, ведь интернет-магазин имеет возможность встраивать продажный интерфейс в аккаунты соцсетей или просто договариваться о продажах путем обмена сообщениями с пользователями соцсети – расходы и доходы по этому механизму тоже нужно просчитать.

Наконец, приход покупателей на сайт и последующие продажи иногда серьезно зависят от языковых особенностей содержимого сайта. Скажем, запрос «візочок дитячий» дает по городу Киеву многие тысячи точных вхождений, но отнюдь не много интернет-магазинных результатов, в первой строчке выдается львовский магазин. И этот источник посещений и продаж тоже должен особо просчитываться. 

В четвертых, в интернет-магазине важнее, чем в обычной точке продаж, еще до старта детально расписать демпинговые особенности в их динамике – что и когда вы собираетесь продавать дешевле, чем у основных конкурентов. Какие акции с какой частотой вы будете проводить – и за счет каких договоренностей с поставщиками или производителями. Какие специальные рекламные кампании по этим акциям вы осуществите и насколько юзабильно вы оформите акционные предложения на сайте (о стандартной ежемесячной рекламе вашего магазина и в нем, а равно о программах лояльности мы тут не говорим – поскольку рассказываем только об отличиях бизнес-плана интернет-магазина от других бизнес-планов).

Ведь в отличие от офлайн-продаж, опытные интернет-юзеры элементарно сравнивают цены в десятках интернет-магазинов – и весьма массово выбирают покупку с минимальной ценой. Поэтому умелое лавирование между элементами демпинга и повышением тарифов тут является основополагающим двигателем роста продаж и лояльности

В-пятых, интернет-магазин может отличаться возможностью оплаты платежными картами через ваш портал, сайт банка или платежной системы, через транзитный сайт (интернет-эквайринг), при помощи мобильного терминала в руках курьера, в виде зачисления денег покупателя любым путем на личную карту сотрудника магазина; возможна оплата электронными деньгами, а возможны и разные виды проплат от юрлиц.

Все это нужно запланировать – с учетом предполагаемой динамики расходов и доходов по этим каналам транзакций.

В-шестых, массово посещаемый сайт магазина может приносить немалый доход и помимо продаж товара – способам такого заработка посвящен особый портал prostoweb.com.ua. Что и когда из многочисленных механизмов монетизации сайта на сайте вы осуществите и на какой дополнительный доход при этом рассчитываете – тоже необходимо зафиксировать.

Наконец, в седьмых, для сайтов интернет-магазинов крайне важным является ежедневный контроль за правильностью контента (наличием товара на складе, неизменностью его цены).

Дело в том, что «убийцей» начинающих интернет-магазинов является обнаружение покупателем отсутствия заказанного товара, указанного магазином как имеющийся «в наличии», подорожания товара, увеличения срока доставки – а также заведомые предупреждения на сайте вроде «о точных ценах и наличии товара переспросите у менеджера» (если товар массовый, перезванивать почти никто не будет, конкуренция слишком велика – уйдут с сайта сразу). Естественно, гибнут и интернет-стартапы, у которых обнаруживаются привлекающие высокий трафик тэги, не имевшие отношения к содержимому страницы.

Так вот, как именно, кто именно и насколько часто будет «пробивать» по всем поставщикам наличие и цены товаров – и по всем сайтам-агрегаторам и партнерам актуальность ваших цен – нужно тоже продумать и рассчитать заранее.

И да будет вам прибыль!

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?