Детские прически и стрижки - открываем парикмахерскую 06.05.2008

Это у взрослых парикмахер должен быть виртуозом, способным сделать из ничего сногсшибательную прическу. В случае же с детьми он сначала психолог, а уже потом — мастер.

Детские прически и стрижки - открываем парикмахерскую

Бизнес обречен на успех, если за детской парикмахерской закрепится слава заведения, где маленькие клиенты попросту не замечают манипуляций с ножницами. Впрочем, чтобы достичь требуемого эффекта, мастерам приходится проявлять чудеса изобретательности. «Как-то к нам пришел достаточно взрослый мальчик, лет 6-7. Сначала расспрашивал, сколько парикмахеру лет, почему она не замужем, а потом… заснул, проспав до конца стрижки, — рассказывает Татьяна Лубанова, директор по развитию сети «Игро­ленд». — А одного ребенка при­несли уже спящим, постригли и в таком же состоянии унесли — он ничего не заметил».
На данный момент детские парикмахерские в большинстве своем организованы при крупных магазинах детских товаров, являясь скорее дополнительной услугой, неким проявлением лояльности к клиентам, нежели самостоятельным бизнесом. Почти в 100% случаев посещение детской парикмахерской оканчивается покупкой игрушки, утверждают участники рынка. Наталья Бахчиванжи, начальник отдела маркетинга сети магазинов «Антошка», рассказывает, что идея открыть при магазине игрушек детскую парикмахерскую родилась у владельцев спонтанно — захотелось просто удивить клиентов.

«Со временем наша фишка превратилась в довольно доходное направление, но до сих пор, — утверждает На­талья, — его не вычленяют как отдель­ное бизнес-проект. Проект самоокупаем, но служит больше для завоевания лояльности покупателя, а не как самостоятельный бизнес. Парик­махерские в «Антош­ках» существуют больше для эмоцио­нального окраса, чем для повышения рентабельности магазина».

Такой подход определяет и перечень услуг заведений при магазинах — как правило, это лишь стрижка с последующей укладкой. Цена колеблется от символических 20 грн. до совсем недетских 150 грн. « Этот бизнес настолько нов, что конкуренция практически не ощущается, — уверяет Игорь Диденко, частный детский парикмахер. — Вот детские магазины между собой конкурируют, а детские парикмахерские — нет. За этим направлением — будущее. Ведь рождаемость растет, и отношение к детям кардинально меняется. Дети становятся интересной целевой аудиторией для бизнеса». Поэтому «kinder-ориентированным» сервисам в ближайшие три-пять лет прочат бурное развитие.

Детская парикмахерская: конфетная тактика

У детских парикмахеров в арсенале имеется внушительный набор отвлекающих маневров. Это и конфеты, и мультфильмы, и игрушки. Сначала мастер знакомится с ребенком, пытается подстроиться под него. Затем следует угощение сладостями, предложение посмотреть мультфильм. Далее вместе с ребенком выбирают кресло, в котором тот будет сидеть. «В одной из наших детских парикмахерских есть живой попугайчик — ребенок с ним играет, осматривается, привыкает, смотрит, как кого-то стригут, и в итоге сам соглашается на стрижку, — объясняет Виктория Дядюсь, директор по маркетингу сети «Игроленд». — Очень важно рассказывать и предупреждать, что будет с ним происходить, чтобы ребенок не боялся. Традиционная салонная схема «мойка-стрижка-укладка» в детских парикмахерских не всегда соблюдается — все по желанию клиента. Дети отказываются проходить некоторые этапы, тогда, например, вместо мойки волосы просто сбрызгивают водой».

Игорь Диденко избрал для себя иной путь — по примеру западных коллег частный детский парикмахер выезжает на дом.

«Я работаю с детьми от шести месяцев до пяти лет, — рассказывает он. — Этих детей постричь тяжелее всего, а уж после пяти лет ребенку проще пойти в салон. Моя работа — это и цирк, и кино, и театр, — объясняет он. — Первым делом вручаю ребенку конфету и иду играть с ним. А при каждом удобном случае потихоньку стригу. Дети думают, что я прихожу просто поиграть, и даже периодически спрашивают: «Мама, а когда придет дядя Чупа-Чупс?».

Восьмимесячных младенцев мамы держат на руках, а бывает, ребенок просто лежит на ковре — ему так удобнее. Ежедневно парикмахер стрижет до пяти клиентов, поскольку приходится ездить из одного конца города в другой. В салоне же при магазинах работают два мастера, которые ежедневно обслуживают до 30 маленьких клиентов.
За умение не только стричь детей, но и находить к ним подход, мастера-парикмахеры получают до $600-1000 в месяц. Все зависит от профессионализма и наработанной базы клиентов. В детских салонах клиент привязан к мастеру намного больше, нежели в случае со взрослым парикмахером, и готов уйти за ним куда угодно. «Удерживают таких специалистов по схеме «ставка плюс процент», — рассказывает Виктория Дядюсь. — Если мастер приводит с собой клиентов и уверен в них, то его месячный заработок может быть и на 50% выше базового, если же мастер новый, но перспективный, то он может претендовать на 20%-ю прибавку».
Хороших детских мастеров можно пересчитать по пальцам. Но обучиться этой премудрости можно. «Мастер должен любить детей и, по сути, научиться совмещать в одном лице маму, парикмахера и психолога», — рассказывает Виктория Дядюсь.

Детский неоклассицизм

В детском ли магазине, в торговом центре или отдельно расположенная, детская парикмахерская должна находиться на пути движения родителей. Все варианты по-своему хороши, причем даже в спальных районах имеет смысл открывать такое заведение — правда, если мастер там высшего класса. Клас­сическая в украинском понимании детская парикмахерская представляет собой помещение площадью до 15 кв. м в составе торгового центра или до 30 кв. м, если речь идет об отдельном заведении. Обычно этого достаточно для организации двух-трех рабочих мест. «Если парикмахерская находится в удобном для родителей месте, то лучше открывать отдельно стоящую, — убеждена Татьяна Луба­нова. — Подой­дет и торговый комплекс, где родители могут и отовариться, и ребенка подстричь, поскольку стрижка занимает от 20 до 30 ми­нут». Игорь Диденко, один из первых в Украине детских парикмахеров, рассказывает, как однажды родители ехали через весь город, чуть ли не на окраину столицы, чтобы постричь чадо без слез. Поэтому идеальный вариант, считает он, — выезд мастера на дом. Вообще, такая услуга, утверждает г-н Диденко, в будущем будет очень востребована. И те салоны, которые предложат ее, только выиграют.

Но не каждый торгово-развлекательный центр подходит для детского салона — большое количество людей и шум только отпугивают детей, объясняет Игорь Диденко. Хотя спрос сейчас настолько превышает предложение, что даже в лилипутской «Тасюхе» (около 10 кв. м, три рабочих места), которая находится в ТРК «Глобус», отбоя от клиентов нет.

Основные статьи расходов — эксклюзивный детский интерьер и оборудование. Услуги дизайнера и сам ремонт, в зависимости от сложности проекта, потянут на $4-10 тыс. Пакет документов для открытия детского салона стандартен, рассказывает Татьяна Лубанова. Достаточно зарегистрироваться в форме частного предпринимателя, привести в соответствие помещение согласно требованиям СЭС и пожарной инспекции.

Оборудование в детских парикмахерских тоже несколько отличается от «взрослого». Обязательно понадобится обычное парикмахерское кресло — лучше с пневматикой (чтобы можно было регулировать высоту стула). Стоит оно $150-400. Плюс кресло в виде автомобиля ($2 тыс.). Правда, парикмахерский автомобиль вмещает детей до трех-четырех лет. Обязательно нужно обзавестись плазменным экраном и DVD-проиг­рывателем ($400-800), диванчиком для родителей (от $400), креслом-мойкой (от $400). Проектные работы по подводу воды и других коммуникаций обойдутся инвестору до $1 тыс. В итоге на все про все, без учета аренды, для старта понадобится $15-20 тыс. Если помещение свое — хорошо, если же арендованное — придется ежемесячно выплачивать еще $2-3 тыс.

Относительно окупаемости беспокоиться не стоит, заверяют игроки рынка.

«Если взрослый может подстричься в любое время дня, то детей стригут, как правило, в выходные, ведь в будни ребенок не может прийти сам, — объясняет Виктория Дядюсь. — Родители подстраиваются под график кормления и сна. Если брать за стрижку 20-30 грн. и обслуживать порядка 500 детей в месяц, то вложенные средства окупятся уже за три года. Это при том, что мы ориентируемся на детей младшего возраста. Если же открывать полноценный салон для детей всех возрастов с такими дополнительными услугами, как мелирование для подростков, детский маникюр, то средства вернутся еще быстрее».

Игорь Диденко выделяет два фактора успеха — квалифицированные мастера и хороший интерьер. Со стандартным евроремонтом салон однозначно прогорит, убежден мастер. Но в эксклюзивности, увы, есть свои риски, если помещение находится в аренде. Если арендные ставки будут расти с каждым днем, можно остаться не у дел после того, как выложишь немаленькую сумму на эксклюзивное оформление. «Владельцы киевского «Чарівного вулика» оформили свой салон прекрасно — праздничная детская атмосфера, яркие солнечные цвета, с отдельной зоной для взрослых, с кофейней, игрушками… Но, увы, закрылись. Никто не знает точных причин, но, скорее всего, арендные ставки взлетели до небес, — рассказывает г-н Ди­денко. — Лучше все-таки иметь помещение в собственности или арендовать площади в специализированных детских магазинах. В детской парикмахерской «Джуб» в полу был аквариум — посмотреть на него даже взрослым было интересно, не говоря уже о детях». Пока собственные детские парикмахерские оборудовали только крупные игроки — сеть магазинов «Антошка» и торгово-развлекательный детский комплекс «Игроленд».

Главный двигатель рынка — конечно же, «сарафанное радио», довольные мамочки охотно делятся информацией и рекомендациями на детских сайтах. Стригутся дети, как правило, раз в два месяца. Парикмахеры удерживают своих клиентов и благодаря специальным бонусам и скидкам — например, ко дню рождения принято делать скидки. Но ведь детские парикмахеры могли бы быть и поизобретательнее в продвижении собственных услуг. И не полагаться на родительские пересуды, а самостоятельно организовывать информационные поводы. К примеру, с журналом для родителей провести какую-то совместную викторину, призом в которой была бы бесплатная стрижка в парикмахерской. Или же сотрудники детского салона могли бы вести рубрику о моде в журнале для подростков.

« По франчайзингу пока никто в этой сфере не работает, — рассказывает Тать­яна Лубянова. —Нужно, чтобы качество услуги было узнаваемо. Поскольку направление довольно новое, мы пока к этому не пришли. Возможно, вскоре появится школа детских парикмахеров, специализированные мастер-классы. Тогда можно будет думать и о сети салонов». Об этом уже задумывается Игорь Диденко: «Детских мастеров можно пересчитать на пальцах — нет школы. Многие спрашивают, не планирую ли я открыть свою школу для детских мастеров. Я уже думаю об этом. У меня уже достаточно опыта и идей накопилось, так что ищу сейчас инвестора для открытия первого детского салона и школы детских парикмахеров».

«В Украине культура стрижки будет развиваться, — объясняет г-н Диденко. — Сейчас дети с ранних лет хотят быть модными и красивыми, так что детские салоны будут очень востребованными». В будущем, утверждает Игорь Ди­денко, детские парикмахерские превратятся в салоны в полном смысле этого слова. Дополнительные услуги вроде детского мелирования, аквамакияжа, визажа, маникюра позволяют увеличить рентабельность бизнеса. Плюс выезд мастера на дом и тому подобное. Словом, колесо детской бьюти-индустрии завертелось. О переходе от дополнительной услуги к чистому бизнесу немно­гочисленные игроки только задумываются или подыскивают инвесторов. Так что путь свободен, господа!

Паспорт рынка

Объем рынка

  • в денежном выражении: н/д
  • количество участников: 5-7
  • рентабельность: 20-30%

Цены:

  • стрижка — 20-150 грн.
  • прически для длинных волос — 40-200 грн.

Срочно нужны деньги?