Франчайзинг в 2015 году: топ-двадцать направлений бизнеса, перспективных в кризис

Prosto инфляция курсовая и ценовая, падение покупательской способности всех жителей Украины, проблемы с ведением бизнеса в Крыму и Донбассе – все это, казалось бы, не способствует развитию точек продаж небогатых собственников на условиях франчайзинга. На самом деле по нескольким направлениям деятельности и ряду отдельных франшиз именно кризис открыл такое окно возможностей, которого не было прежде, в стабильные периоды развития страны, – пишет Prostobiz.ua

Договор франчайзинга: теперь в госреестре

Начнем с события, которое прямо не связано с экономическими и политическими событиями 2014-15 годов, но произошло именно в этот период. Речь идет о принятии Порядка регистрации заключения договоров концессии, а также разрыва таких договоров и внесения в них изменений (Приказ Минюста № 1601/5 от 29.09.2014, сам Порядок вступает в силу через полгода после опубликования – в апреле 2015 года). Согласно этому документу, договора концессии и субконцессии, в том числе, франчайзинговые, должны регистрироваться в Едином Госреестре юрлиц.

Главное следствие официальной регистрации франчайзингового договора: фискальные службы больше не будут иметь повода сомневаться в правомерности отнесения выплат роялти со стороны франчайзи – на расходы, уменьшающие его базу обложения налогом на прибыль.

Раньше налоговики регулярно выражали такие сомнения под тем предлогом, что договор между франчайзером и франчайзи зарегистрирован лишь нотариально, как частный контракт – а потому данный объем роялти якобы сомнителен в качестве реальных расходов франчайзи, необлагаемых налогом. В этом случае франчайзи приходилось обращаться в суды, которые обычно брали их сторону и подтверждали правомочность прежних нотариально заверенных договоров концессии – но даже при судебной победе приятного в прохождении исковой процедуры для франчайзи было мало. Теперь для новых франчайзинговых договоров эта потенциальная проблема отпала.

Важно отметить, что регистрацию заключения таких договоров уже можно осуществлять без посещения госорганов, электронным образом – при помощи Регистрационного Портала rp.irc.gov.ua. Необходимые типовые бланки Заявления о госрегистрации заключения договора концессии можно скачать здесь.

При этом на возможность дистанционной регистрации никак не повлияла недавняя ликвидация Укргосреестра как отдельной службы, распоряжавшейся реестрами – которые технически администрируются госпредприятием «Информационно-Ресурсный Центр» (ИРЦ, irc.gov.ua) и упомянутым нами его подразделением Регистрационный Портал. Ведь и в дальнейшем ИРЦ остается техническим администратором госреестров – просто их формальным распорядителем становится непосредственно МинЮст.

Кроме того, ряд нормативных нововведений и изменений 2014-15 годов – например, касающихся единого налога или отмены лицензирования некоторых направлений деятельности – прямо затрагивают некоторые направления франчайзинговой деятельности, заметно улучшая и упрощая их работу. А детальнее об актуальных законодательных новинках, важных для бизнеса, можно прочитать на портале Prostopravo.com.ua

 

Стартовые франчайзинговые инвестиции: валюта решает все

Как и прежде, примерно половина отечественных франчайзеров номинирует паушальный взнос (стартовую одноразовую комиссию в цене франшизы) и требуемый для запуска бизнеса объем начальных капиталовложений в гривнах, другая половина – в долларах и евро. Чаще всего, сугубо гривневую схему применяют украинские франшизы, притом основанные достаточно недавно, в 2010-х годах.

Нетрудно догадаться, что требуемые вложения в инвалютах, переведенные в гривневый эквивалент, за 2014 год подорожали втрое. Это же касается цен на оборудование и элементы оформления целиком иностранного производства (или же величины залогов за оборудование, если оно предоставляется франчайзером).

При этом стоимость реализуемых товаров и услуг – а она обычно жестко контролируется франчайзером – в доброй половине сфер деятельности втрое не повышалась. Прежде всего, это справедливо для услуг общепита и торговли продуктами питания – а имнно они и являются самыми популярными франшизами и в мире вообще, и в Украине в частности.

Классический пример от компании, которая, правда, в Украине работает напрямую, но почти во всем остальном мире развивается по франшизе – сэндвич Биг-Мак между мартом-2014 и мартом-2015 подорожал лишь с 21 до 35 гривен, то есть фактически подешевел с эквивалента 2,5 долларов до 1,5 долларов (кстати, в США он сейчас стоит 4,79 доллара, а в Швейцарии – 7,54 доллара в эквиваленте, на чем и базируется Индекс Бигмака).

Кроме того, «франчайзи должен всегда сравнивать цены на аналогичную продукцию в его регионе и о результатах такого сравнения сообщать франчайзеру. Существует практика установления цены на товары в сетях в соответствии с категориями городов: в миллионниках – одни цены, в областных центрах – другие» – напоминает Андрей Кривонос, глава директората Ассоциации Франчайзинга (Украина).

Все это значит, что период возврата начальных капиталовложений и паушального взноса по франшизам с инвалютным их номинированием по итогам 2014 года увеличился во много раз: в большинстве случаев – до нескольких лет. Причем помимо курсо-ценовой разницы тут следует учесть и регрессирующую в 2014-15 годах покупательную способность потенциальных потребителей. Так, цена путевок у франчайзи-турфирм или цена металлопластиковых окон у франчайзи по установке таковых может в гривневом эквиваленте и вырасти втрое – но спрос на путевки и окна по таким ценам в ближайшие несколько лет упадет еще более, чем втрое.

Противоположна ситуация у франшиз с гривневым номинированием – особенно, если их запуск не требует эксклюзивного оборудования зарубежного производства. Объем требуемого капитала у таких франчайзеров если и вырос, то далеко не в три раза. А значит, в инвалютах он временно подешевел. Впрочем, не исключено, что к 2016-17 годам эти суммы и у таких франчайзеров вернутся к прежним инвалютным позициям – а потому собственникам начальных капиталов имеет смысл поспешить с запуском франчайзингового стартапа.

«Это время очень удачно для вложения гривневых накоплений в бизнес, так как многие еще удерживают старые цены. Как пример: «Эко-лавка» раньше стоила 20-25 тысяч долларов, а сейчас – 8-10 тысяч долларов», – подтверждает Александр Петренко, директор сети магазинов «Эко-лавка» (в обоих случаях речь идет о гривневой начальной сумме в 200 тысяч гривен). Тем не менее, падение покупательной способности, а также подорожание закупочных материалов сказывается и в этом случае.

Наконец, напомним, что ряд франчайзеров с инвалютными стартовыми ценами время от времени объявляет о временных акциях – в ходе которых минимальный порог инвестиций резко снижается. Будущему стартаперу, готовому к немедленному приобретению франшизы и свободному в выборе направления деятельности, непременно следует для начала изучить при помощи поисковых запросов в интернете актуальные в его регионе франчайзинговые акции.

 

Топ-20 направлений бизнеса, которые в кризис получают повышенный спрос

При выборе направления франчайзинга – да и вообще при выборе бизнес-направления для недорогого непроизводственного и «неинтернетного» стартапа – в эпоху экономических и финансовых потрясений стоит, в первую очередь, обратить свое внимание на услуги и товары, которые как сохраняют спрос у несколько «беднеющих» сограждан, так и принимают на себя массовую переориентацию спроса с более высококлассной продукции и сервиса.

Вторым фактором выбора, если речь идет о торговле продукцией, в кризисные времена может служить срок ее хранения, а также запас возможностей сбыта при приближении этого срока или отсутствии спроса в данной точке. Так, дорогостоящая выпечка в сложные времена имеет шансы получить фатальный процент списания нераспроданного товара, спасти который невозможно никаким образом. Тогда как продажа косметики под узнаваемым франчайзинговым брендом или диверсифицированный по ассортименту мини-супермаркет «широкого профиля» отличаются и долгими сроками реализации, и множеством распродажных, акционных, переуступочных вариантов по минимизации списаний.

Таким образом, в экономически напряженные времена наиболее эффективно и перспективно входить во франчайзинговый бизнес во-первых, в таких эконом-сегментах, на которые переключается спрос части среднеклассовых потребителей. Во-вторых, стоит выбирать бизнес-направления без массы уникального зарубежного оборудования, возврат инвестиций в которые может занять многие годы. А в–третьих, в идеале – лучше найти франчайзера, номинирующего все стартовые инвестиции в гривне.

Итоговая двадцатка (все места в которой равноценны) таких бизнес-направлений, франшизы по которым можно приобрести в Украине, по мнению Prostobiz.ua в 2015 году выглядит так:

  1. Мини-супермаркет или магазин возле дома с широким ассортиментом под узнаваемым брендом со своей программой лояльности;
  2. МАФы по продаже замороженных продтоваров под узнаваемым брендом производителя;
  3. МАФы промтоварной супердисконт-продукции (типа onebucks) c налаженной системой поставщиков таковой;
  4. Чайные магазины, точки продаж;
  5. Точки продаж вегетарианской и эко-продукции долгого хранения;
  6. Мини-маркеты, МАФы, отсеки (в ТЦ) недорогих подарков, дизайнерских фишек
  7. Мини-маркеты, МАФы, отсеки товаров для детей;
  8. МАФы-парикмахерские с супердисконт-условиями;
  9. Точки продаж кормов для животных – в том числе, с узнаваемым брендом производителя;
  10. Пункты нанесения печати на одежду, посуду и иные поверхности;
  11. МАФы-стритфуды;
  12. Крупные изящные столовые – эконом-фастфуды большой площади типа euro-student-dining;
  13. Пиццерии;
  14. Мини-кофейни;
  15. Пабы и рок-кафе;
  16. Доставка питьевой воды;
  17. Ломбарды
  18. Сети микрофинансовых кредитных пунктов;
  19. Языковые курсы под узнаваемым брендом;
  20. Уличные хлебопекарни.

Детальную информацию о предлагаемых франшизах и расходах по ним в этих и других сферах деятельности можно получить как на профильных франчайзинговых порталах – franchise.ua, franch.biz и многих других – так и на многих иных площадках интернета.

И да будет вам прибыль!

Опубликовано на сайте: 27.03.2015

Автор: Олег Кочевых

Источник: http://www.prostobiz.ua

Видео дня


Рекомендуем