Карпулинг: история успеха интернет-бизнеса 08.12.2014

Более 10 лет назад три студента создали международную платформу Carpooling.com, позволяющую через интернет искать и добавлять поездки частными авто с незнакомыми водителями/пассажирами. О генезисе платформы и методах ее продвижения порталу MamBiznes.pl рассказывает Филипп Михаляк, глава польского отделения международной службы Carpooling.com; переводит Prostobiz.ua

Карпулинг: история успеха интернет-бизнеса

Гжегож Маринович: Откуда взялась идея сервиса карпулинга?

Филипп Михаляк: Идея карпулинга (carpooling), он же райдшаринг (ridesharing), то есть совместного дешевого или бесплатного использования мест в автомобилях незнакомыми людьми – cуществует уже несколько десятилетий. Происходит она из Западной Европы, где, например, в Германии задолго до интернета существовали особые места, где можно было получить по телефонам или лично информацию или подать уведомление, мол, в такой-то день мы едем из пункта А в пункт Б, у нас есть три вакантных места, мы не хотим, чтобы люди курили и так далее. Сейчас это может показаться смешным, но еще в 1990-х годах именно в телефонном режиме или путем личного посещения некоего офиса функционировал европейский карпулинг.

Таким образом, создание подобного сайта было не революцией, а эволюцией. Идея родилась в умах трех студентов, которые в начале 2000-х годов испытывали трудности с поиском дешевых поездок: автомобилей не имели, железнодорожные билеты были дорогими. При том у одного из будущих основателей сервиса была девушка, жившая в другом городе. А юношеская влюбленность – известный локомотив творчества и изобретений. Вот так более 10 лет назад появилась международная платформа carpooling.com. Вскоре она стала интернет-холдингом: появились такие же порталы отдельно для Великобритании, Испании, Франции, Италии, Греции, Германии, Австрии, Швейцарии в их доменных зонах, а в марте 2010 года – для Польши: carpooling.pl.

В чем принцип работы портала?

Сервис carpooling.pl бесплатно доступен как для пассажиров, ищущих попутно двигающегося водителя с пустыми дешевыми местами из точки А в точку Б в определенную дату и время, так и для водителей, предлагающих места на данном маршруте. Среди дополнительных опций можно выбрать водителей-курильщиков или, наоборот, некурящих. Есть также опция «женщины для женщин» – выбрать женщину-водителя, подвозящую только женщин ради их безопасности. Также водителям предлагается описать, от какой улицы одного города до какой улицы другого они могут подвезти (можно выбрать и «от двери до двери» – если водитель готов забрать пассажира где угодно в одном городе и везти куда угодно в другом городе). Наконец, можно указать и возможные остановки водителя в пути с временем задержки на них. Каждое предложение на портале содержит прямые координаты водителя и пассажира – электронную почту и/или мобильный телефон. У портала есть приложения для смартфонов с системами Android и IOS.

Для повышения безопасности обслуживания мы настаиваем на входе на сервис с использованием соцсетей, что позволяет клиентам более полно «увидеть и оценить» своего будущего попутчика.
На чем зарабатывает портал, если водители с пассажирами контактируют бесплатно?

Основой наших доходов являются поступления от рекламных объявлений, которые можно заказать как на одном сайте, так и на многих наших сайтах в целом по интернет-холдингу (а это удобно для международных сервисов и торговцев – в настоящее время мы являемся крупнейшим холдингом в своей отрасли в Европе: свыше 4 миллионов 200 тысяч уникальных посетителей в месяц, свыше миллиона поездок в месяц осуществляется «через нас»). Кроме того, у нас есть платное сотрудничество с перевозчиками всей Европы – для тех пассажиров, кто не нашел попутного водителя, портал немедленно предлагает электронные билеты на услуги обычных перевозчиков, а уже от них за это мы получаем хорошие отчисления. Кроме того, для бизнеса карпулинговые предложения по доставке грузов и бронированию мы тоже продаем.

Как вы, Филипп, стали главой польского сайта этого международного холдинга? 

Все просто: я сам активно использовал сайт для путешествий по Европе – и однажды поделился с сотрудниками сайта своими впечатлениями и предложениями по улучшению. Мне предложили встречу с командой проекта. Приехал, пообщались. Потом были еще обсуждения – и, наконец, удалось получить работу.

Сколько стоил запуск польской платформы?

Польский запуск сервиса стоил копейки – ведь у нашего холдинга был полностью готовый движок. Да и базы данных городов Польши (и остальных стран), улиц и домов в них, а также электронные карты тоже уже давно существуют – разве что многие карты и сам сервис пришлось переводить на польский, но это тоже было недорого. Так что основными расходами оказалась зарплата программистов, которые ответственны за техническую часть польского портала.

Помимо того, до 2013 года наши расходы на маркетинг и пиар были очень низкими. Сервис рос путем сарафанного маркетинга, сам по себе. Сейчас с инвестициями автомобильной компании Daimler мы планируем широкие действия в рекламном направлении. Кроме того, мы начали совместный проект с некоторыми АЗС и государством, позволяющий водителям-пользователям нашего портала получить скидки как на топливо, так и на пунктах въезда на платные участки трасс – во время роста транспортных расходов эта экономия для небогатых автовладельцев весьма актуальна. Наконец, мы теперь сотрудничаем с большими музыкальными фестивалями – на которые отовсюду съезжаются (а потом разъезжаются) массы людей.

Какова основная статистика Carpooling.com, помимо названной вами посещаемости?

У нас поддерживается семь языков. Есть возможность путешествовать в более чем 45 странах. Наши приложения на Android и для iPhone были загружены более 550 000 раз. В скором будущем эти числа будут продолжать быстро расти. Сейчас вся команда холдинга в десяти странах – 50 человек.

Профиль портала на Facebook имеет более 38 000 фанов. Как достичь подобного?

Нужно быть рядом с пользователями. Слушать то, что они говорят, отвечать им и обеспечивать им то, что они хотят.

Каковы планы холдинга по развитию – в том числе, портала Carpooling.pl?

В ближайшие несколько месяцев усилия программистов брошены на новые версии наших мобильных приложений. Затем модернизируется внешний вид нашего сайта. Как я уже говорил, резко увеличится объем маркетингово-рекламных мероприятий.

А еще мы разрабатываем идею оперативного контактирования водителей с пассажирами для подвоза не между городами, а внутри городов. То есть хотим составить мощную конкуренцию таксомоторному бизнесу.

Спасибо, пан Филипп! Что бы вы посоветовали предпринимателям, задумывающимся о собственном электронном бизнесе?

Мне сложно советовать, потому что не я создатель этого удивительного проекта. Однако, я удаленно общаюсь каждый день с людьми, которые изобрели платформу, и я вживую видел их и говорил с ними. Вот что могу сказать о них: успех происходит из любви к своему делу, увлеченности его непрерывным развитием, способности при ошибках не унывать, а бороться за минимизацию их воздействия. А самое главное – умение слушать свою команду и быстро внедрять лучшие предложенные сотрудниками решения. Только так в интернет-бизнесе рождаются интересные идеи и вовлекаются в сотрудничество интересные люди.


Срочно нужны деньги?