Неочевидные маркетинговые бизнес-идеи, вызванные бойкотом российских товаров

Prosto, как ни относись к бойкоту российских товаров в Украине, это уже состоявшийся и нарастающий макроэкономический процесс. И потому есть возможность на нем заработать. Однако для этого недостаточно просто производить в Украине товар – и надеяться, что выпадение «россиян» из продаж автоматически поднимает шансы конкурирующих с ними «украинцев». Есть некоторые маркетинговые нюансы, срочный запуск которых производителями и ритейлерам может явиться катализатором бурных продаж с миллионными оборотами – пишет Prostobiz.ua

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Замена товарных и сортовых брендов со словами типа «российский», «московский»
  2. Брендирование украинских вин «украинскими» сортовыми названиями
  3. Брендирование украинских рыбных консервов «украинскими» сортовыми названиями
  4. Нюансы вытеснения российской бытовой химии и косметики

Замена товарных и сортовых брендов со словами типа «российский», «московский»

Массовый бойкот товаров российского производства в Украине (и менее массовый – в сотне иных стран, торгующих с компаниями из РФ) нанес неожиданный удар по ряду вполне украинских товаров.

В первую очередь, речь пойдет о сорте вполне украинского и белорусского сыра, который с советских времен называется «российский». Это самый дешевый – и, соответственно, самый, как бы это помягче сказать, эконом-классовый сорт у любого производителя. А потому он присутствует как в любой заводской сыроварной линейке – так и в любом магазинном сырном рефрижератор-прилавке.

В качестве наименее вкусного сорта сыра название «российский» теперь можно воспринимать разве что как ловкий удар по врагам. Или, говоря на языке копирайтеров «сыр «российский» – вкус соответственный». Это, конечно, шутка.

Если серьезно, то очевидно, пришло время менять это сортовое название. И если украинским производителям это сделать сложно – ввиду документарной регистрационной волокиты и необходимости общего решения для всей отрасли – то уж ритейлерам, продающим весовой товар (для которого заводских маркировок покупателям не видно) ребрендинг «российского» сыра стоило бы осуществить в кратчайшие сроки.

Разумеется, для любого эконом-товара ни в коем случае не следует выбирать новое название «украинский» (или производить его от того или иного топонима Украины. Самый простой вариант – называть самый дешевый сорт «молочным». Но вполне уместно проявить и более изощренную ритейлерскую фантазию.Особо юморные маркетологи в магазине могут подписать этот сорт сыра «антироссийским».

Все то же самое относится и к сортам «костромской» и «пошехонский» – встречающимся, впрочем, в Украине и так редко.

Брендирование украинских вин «украинскими» сортовыми названиями

Оккупация Крыма агрессорами приведет к бойкоту украинскими (и прочими мировыми) покупателями прежде популярнейших крымских марок, которые становятся «российскими товарами» (например, «Массандра» – уже формально российское госпредприятие). Проиграют даже некрымские производители, ранее лукаво использовавшие слово «Крым» в брендировании. А выиграют на этом, помимо молдаван и грузин, прежде всего, виноделы юга Украины и Закарпатья.

Однако для достижения и закрепления такого выигрыша отечественным виноделам необходимо, помимо узколокальных марок, указывающих на населенный пункт завода или сорт винограда, как можно быстрее запустить марки, указывающие на общеукраинские ценности.

Если шампанское может быть «Украинским», вино – «Скифским», коньяк – именоваться «Ужгородским», «Карпатами» и «Тисой» (о «патриотичности» сортов пива и говорить не приходится) – то почему вино (ликер, настойка) не может называться «Карпатским», «Днестровским», «Днепровским», «Дунайским», «Буджацким», «Степным». Спрос на такие сорта был бы в ближайшие годы ошеломляющим.

Особо отметим, что вино может быть даже и «Киевским», «Львовским» или «Полтавским». Напомним, что из виноматериалов вино может производиться хоть на полюсе. В той же Москве популярно вино «Арбатское». А где наше «Хрещатицьке», «Печерське», «Сихівське», «Левандівське» вино или, например, вино «Андріївський Узвіз»? И это в городах, имеющих микрорайоны с названиями Виноградарь и Винники, расположенных в стране с облцентром Винница!

Брендирование украинских рыбных консервов «украинскими» сортовыми названиями

То же самое касается рыбоконсервной продукции, 55% украинского рынка которой занимали предприятия Севастополя и Керчи, а еще 15% принадлежало консервам из Калининградской и Сахалинской областей России. Доля российской тихоокеанской и охотскоморской красной и черной икры, возможно, превышала 80%. Все эти товары теперь подпадают в Украине под бойкот.

Помимо рыбопроизводителей из прибалтийских государств, от этого выиграют консервопрозводители других регионов Украины. Однако для закрепления выигрыша стоило бы вывести на рынок бренды, четко указывающие на то, что местом производства не является ни Крым, ни РФ – а те или иные города Украины.

Также не хватает рыбных брендов, весело апеллирующих к реалиям употребления консервов, на манер известной тушенки «Завтрак туриста». Дарим брендмейкерам варианты: «сардинелла в чумацкой соли», «бычки походно-верховинские», «сардина экспедиционная», «скумбрия студенческая». Красная и черная икра может быть «великодня», «різдвяна», «весільна». А самый, пожалуй, юморной вариант бренда: «оселедець козацький»!

Нюансы вытеснения российской бытовой химии и косметики

Некоторые отрасли производства товаров народного потребления, в которых присутствие россиян было в Украине крайне весомым (25%-75% товарного ряда), вполне напрашиваются на срочную замену отечественным продуктом.

В первую очередь, речь должна идти об эконом-классовой и бизнес-классовой бытовой химии и косметике в широком смысле этого слова – начиная с шампуней и кремов. Разумеется, некоторых российских производителей тут нужно, перед прощанием с ними, задним числом похвалить за качество и широту ассортиментов в последние годы.

Украинские товары этого рода, как известно, тоже имеются и качество их приемлемо. Но они до сих пор страдают от слабого неактивного маркетинга в духе ранних 90-х, непрофессионального брендирования и дизайна, фатальной узости ассортиментного ряда.

Все, что тут нужно сделать немногочисленному украинскому бытхимпрому – присвоить каждому сорту уже имеющейся продукции («каждому госту») 10-20 отдельных качественных суббрендов с высококачественным дизайном. Один бренд – с прицелом на любителей лечебных эффектов, другой – на любителей эстетики и эмоциональности, третий – девичий, четвертый – бизнесовый, пятый – подарочная упаковка и так далее.

На дизайне тут экономить нельзя: конкуренция невероятно мощная и цены не играют той роли, что у продтоваров. Эффективнее заложить 1-3 гривны только на дизайн в каждый экземпляр товара, чем гордиться удешевлением отпускной цены товара на те же 1-3 гривны за экземпляр. В отличие от молока или пива, сосуд с плохо оформленным шампунем никто не купит даже при фантастическом демпинге, даже при цене полдоллара за поллитровую банку!

Кстати, бренды и тут могут быть подобными вышеописанным – с указанием на украинские города, саму Украину, отечественные лекарственные растения, это могут быть и линии с названиями типа «Рецепти старої гуцулки». Ибо именовать украинскую косметику псевдоиностранными словами с написанием латинскими буквами – это «позавчерашний день»: ход, профита уже не приносящий.

Главный же плюс нынешнего момента – в том, что нанимать талантливых продажников украинскому бытхиму вообще не придется. На волне бойкота яркую украинскую продукцию покупатели ищут сами. И этим надо срочно пользоваться!

Еще один бытхим-косметический аспект: одна российская компания-сеть прямых продаж данного сегмента была очень популярна у украинского прекрасного пола. Занять ее место – было бы вашим реальным шансом на «быстрый миллион». Ведь сеть-сообщество прямых продаж – это не просто торговля и возможность подработки тысячам простых людей – а и форма организации масс, которая захватывает агентов как своеобразный досуг с элементами управленческой игры. И где они – украинские (не филиальные) агентские компании прямых продаж?

А напоследок укажем, что наиболее монопольная российская ниша – выпуск книг на русском языке – почти неподвластна вытеснению украинским производителем. Но подумать стартаперам с несколькими десятками тысяч долларов на руках стоит и в этом направлении.

Не пропустите новые статьи!



Заказать онлайн

Кредит на карту

Кредитную карту

Кредит наличными

Кредит для бизнеса

Кредит под залог





Полезные статьи по данной тематике