Открываем ателье: главное — чтобы костюмчик сидел!

Иллюстрация http://www.sxc.hu

«Если бы вам пришлось придумывать одежду для греческого бога Аполлона, что бы вы ему посоветовали? А где должны располагаться карманы на жакете продавца мороженого?». Если вы думаете, что это тест на сообразительность, то сильно ошибаетесь. Такие вопросы журналисты «ВД» нашли в разделе «Вакансии» на сайте Creative Studio интернет-ателье индивидуального пошива одежды.

«Я согласна, что вопросы привлекают креативностью, — согласилась Юлия Пучнина, совладелец и директор Creative Studio. — Однако я была против такого наполнения раздела «Вакансии». Ведь мы же ищем не дизайнеров, а швей и закройщиц, которым не обязательно проявлять верх изобретательности. Но, увы, остальные члены коллектива настояли именно на такой формулировке».

И вправду, не боги горшки обжигают, однако и они, как видим, нуждаются в одежде. Что уж говорить об украинцах, предпочитающих индивидуальный пошив бутиковому шопингу! Увеличение числа желающих не скупаться, а обшиваться как раз и дало толчок развитию сектора частных ателье.

Ателье: заказать «под себя»

«Актуальность индивидуального пошива объясняется тем, что многие люди трепетно относятся к качеству каждого шва на одежде. Также играет роль желание выделиться, плюс у большинства людей — нестандартные фигуры», — поясняет Виталий Сахно, дизайнер, владелец ателье VS-DESIGN. Более того, в случае пошива «под себя» человек также не рискует оказаться с кем-то в одинаковой одежде. Особенно это касается женщин. Каждая состоявшаяся женщина хочет выглядеть красиво и стильно. Ирина Кепканова, конструктор-модельер авторского салона мод «Зеленая зебра», уверена, что нет ничего хуже для такой женщины, чем оказаться на официальном мероприятии в таком же наряде, что и у другой дамы.

Большинство швейных мастерских сконцентрировано в городах-миллионниках.

И чем дальше от них, тем меньше мест, где душа, жаждущая поиска собственного стиля в одежде, может удовлетворить свои амбиции. К примеру, в Виннице, с населением в 400 тыс. человек, всего два частных ателье индивидуального пошива.

Как правило, частные мастерские открывают люди, с молодых лет посвятившие себя этой деятельности, потомственные портные. Либо же те, кто, не имея профессионального образования, тем не менее, преуспел в индивидуальном пошиве. Так произошло с Любовью Кошелевой, директором винницкого ателье «Грация». Будучи по образованию связистом, предпринимательница занималась пошивом одежды на дому, впоследствии превратив увлечение в доходный бизнес. Тем не менее владельцы швейных мастерских не советуют неофитам бросаться в омут индивидуального пошива — мол, отсутствие профессиональных навыков может похоронить бизнес.

Но если желание обзавестись собственным ателье так уж велико, можно избрать «малые формы»: к примеру, организовать мастерскую по ремонту одежды. Подогнать по фигуре платье, подшить брюки, эффектно обыграть заплатку на детской куртке, обметать шторы и т.д. — все это ой как востребовано рынком! Бизнес этот мелкий, требует меньших, нежели в случае с ателье пошива одежды, вложений, но при этом рентабельность этих двух направлений, как показал опрос «ВД», сравнима.

От костюма до белья

Для открытия ателье понадобится, перво-наперво, помещение. Обязательные условия — наличие хорошего освещения (как естественного, так и искусственного), возможность подключения профессионального швейного оборудования, работающего при напряжении 380 вольт. Площадь помещения напрямую зависит от количества наемного персонала: при штате 8 человек достаточно 50 кв. м. Это если речь идет об индпошиве. В случае же организации ателье по ремонту одежды, где заняты, как правило, не более 2-3 человек, можно обойтись куда меньшими площадями. К слову, данное направление более всего востребовано в спальных массивах, а там, как известно, аренда даже офисных помещений обходится на порядок дешевле. В среднем аренда в Киеве обойдется от $500 в месяц и от $400 — в регионах.

На сегодняшний день стартовая сумма для запуска нового ателье очень сильно варьирует. «Для того чтобы открыть точку по ремонту одежды в каком-нибудь торговом центре, достаточно и $1 тыс. Этих денег достаточно для приобретения хорошей швейной машинки, оверлока и утюга, — уверена Юлия Пучнина. — Если же речь идет о более профессиональном подходе, а соответственно — и качественном оборудовании, то минимальная сумма составит $10 тыс.: ведь только профессиональный утюг стоит порядка $1,5 тыс., швейная машинка — от $500. А еще понадобятся гладильные доски, манекены, расходные материалы».

Специалисты единодушны в том, что 70% первоначальных затрат — покупка профессионального оборудования. Оно стоит дорого, поэтому многие пытаются на нем экономить, покупая подержанные швейные машинки. Такой подход можно считать лишь временной мерой, ибо техника имеет свойство морально и физически устаревать, усложняя мастерам работу с новыми типами тканей. Оставшиеся 30% направляются на зарплату сотрудникам, аренду помещения и расходные материалы.

Первые годы жизни ателье, как, впрочем, и любого начинания — не из легких. Сроки окупаемости зависят от амбиций владельцев и той ниши, в которой представлена мастерская. Если речь идет о ремонте одежды, это может быть и год.

А вот в случае индивидуального пошива — не менее трех. «Более того, в деятельности ателье преобладает обслуживание постоянных клиентов. Как правило, человек приходит в любое ателье, и если ему понравилось качество выполненных работ, он остается обслуживаться надолго», — рассказала Марина Василенко, дизайнер, владелец «Ателье Марины Василенко».

И если для полноценной мастерской по пошиву одежды успех предприятия обеспечивает постоянная клиентура, то для собственников заведений по ремонту одежды главное — обзавестись офисом в бойком месте. В последнем случае даже реклама не нужна, чего не скажешь об индивидуальном пошиве — для привлечения людей «со стороны» игроки используют рекламу в специализированных СМИ и все чаще прибегают к интернет-рекламе.

Кстати, никто из игроков, опрошенных «ВД», так и не смог внятно объяснить, чем необходимо руководствоваться, формируя перечень предлагаемых услуг. Что выгоднее шить — детскую или мужскую одежду?

А может, стоит ремонтировать и шить женскую одежду, а по ходу дела еще и постельное бельишко строчить — доподлинно неизвестно. Однозначно новичку не рекомендуют осваивать сегмент пошива свадебных и вечерних платьев: он якобы заполнен. «Для нас пошив свадебных платьев, скорее, допуслуга для постоянных клиентов, а основная специализация — пошив комбинированных вещей (трикотаж плюс мех), — сказала Ирина Пархоменко, директор и основатель дома моды «Ирина». — Я считаю, что в Украине достаточно ателье, специализирующихся на свадебной атрибутике, посему вряд ли это можно расценивать как конкурентное преимущество».

Длинная нитка — ленивая швея

Если о конкуренции между самими ателье говорить пока что даже неуместно, то за профессиональные кадры шьющих и закраивающих наблюдается настоящая драка. Специалиста мало найти, его надо еще и постараться удержать, так как хед-хантинг в этой сфере процветает вовсю. «Мой совет всем начинающим работать в этой сфере: не обучать персонал за счет ателье. Лучше принимать людей с опытом работы. Набравшись достаточно опыта и ознакомившись со всеми секретами работы, человек, естественно, захочет большего и уйдет», — полагает Любовь Кошелева. Впрочем, такой пессимизм свойствен далеко не всем участникам рынка. Владимир Омельченко, директор днепропетровского ателье VEO-professional, наоборот, считает, что нужно стараться подбирать молодежь, у которой есть кое-какие задатки, а также желание работать и учиться. И, соответственно, заниматься их обучением. Именно так три года назад поступили руководители Creative Studio. Они попросту отобрали в училище 5 перспективных студенток. До сих пор из ателье не ушла ни одна. Однако владельцам, исповедующим такой стиль подбора кадров, надо быть готовыми к повышению зарплаты своих подопечных по мере профессионального роста, иначе их с радостью примут в свои объятия коллеги по цеху.

Оплата труда швеи и закройщика — сдельная. В среднем они получают по 30% от стоимости заказа. Если же человек обладает навыками двух означенных специальностей, то его заработок может составлять до 50%. В абсолютных цифрах речь идет о сумме не менее $400 в месяц.

Однако обеспечить людям конкурентную заработную плату крайне сложно, разве что повышая себестоимость продукции. «Поднять зарплату рядовому персоналу до уровня именитых дизайнеров нереально: у них ведь и стоимость продукции не менее нескольких тысяч долларов. А за неимением достойной оплаты труда люди просто покидают ателье. Что же касается профессионализма работников, то главное — посмотреть, что человек умеет и может, а не диплом о профильном образовании», — утверждает Виталий Сахно. А вот для Ирины Кепкановой наличие «корочки» об окончании швейного училища важно: подбор персонала она проводит только среди квалифицированных кадров. «Самоучкой в этом деле быть нельзя, — считает она. — Нужен колоссальный опыт в работе с тканями, выкройками и новейшим оборудованием».

Размерчик, однако!

Лучший способ привлечь потенциального клиента — применить пресловутый индивидуальный подход. Из приходящих в ателье людей 70% приносят эскизы и ткани для будущего изделия, остальные — либо просят модельера «придумать что-нибудь», либо выбирают из авторских разработок. Ирина Кепканова, к примеру, готова создать для человека целый гардероб, а вот Виталию Сахно как-то пришлось обшивать бывшего спортсмена, у которого 78-й размер одежды.

Кое-кто из портных также предпочитает брать с клиентов предоплату — «чтобы не кинули». Так, киевский салон- ателье «ПАНДА Эксклюзив» берет 30% от общей суммы заказа при использовании материала заказчика и 50% — при использовании материала ателье. Также можно заработать и на срочности исполнения. Быстродействие может принести ателье дополнительных 30-50% от прайсовой стоимости заказа.

Итак, у нестандартных людей вполне стандартные желания — носить красивую и удобную одежду. Кроме того, обладатели среднестатистических размеров предпочитают облачение нетривиальное. Однако же удовлетворить такие желания без помощи частных портных и тем, и другим — сложно. Вот сегмент индивидуального пошива и растет на 10-15% ежегодно, откраивая целевую аудиторию у магазинов, торгующих массовым товаром.

Паспорт рынка

  • Объем рынка: около $19,5 млн
  • Количество участников: около 2,5 тыс.
  • Рентабельность: 20-30%

Средние цены на продукцию:

  • Брюки — от 300 грн.
  • Юбки — от 400 грн.
  • Пиджаки — от 450 грн.
  • Блузы — от 350 грн.
  • Женские костюмы — от 750 грн.
  • Мужские костюмы — от 1500 грн.
  • Пальто — от 500 грн.

Комментарии

0 Репутация
в мелких гогдках на ателье денег не заработаеш
X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Prostobank.ua - Личные финансы

Prostobiz.ua - Бизнес-финансы

  • Читайте материалы по теме: регистрация на бизнес портале
  • Справочная информация по запросу: Укрсиббанк на портале о личных финансах

Prostobankir.com.ua - Банковские новости

Prostopravo.com.ua - Новости права

  • Полезная информация по запросу: банкротство в Украине на правовом портале для граждан и бизнеса
  • Полезная информация по запросу: законы Украины на правовом портале для граждан и бизнеса

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!