Ликвидация предпринимательской деятельности физлица: путеводитель

В моем блоге хочу описать схему закрытия предпринимательской деятельности физическим лицом-предпринимателем, который пребывает на упрощенной системе налогообложения – едином налоге.

С вступлением в силу нормы Налогового кодекса, запрещающей юридическим лицам относить к валовым расходам оплату товаров и услуг, приобретенных  у физических лиц – предпринимателей (далее – ФЛ-П), которые пребывают на упрощенной системе налогообложения (единый налог), многие предприниматели (''единщики'') утратили возможность сотрудничать с юридическими лицами. Эта норма вступила в силу с 01 апреля 2011 года.

На сегодняшний день, Верховной Радой был принят в первом чтении законопроект по упрощенной системе налогообложения, который снова разрешит юридическим лицам относить на валовые расходы оплату товаров и услуг, полученных  от ''единщиков''. Депутаты пообещали в сентябре-2011 вернуться к рассмотрению данного законопроекта и Закон, якобы, должен вступить в силу с 01 октября 2011 года. Каким он будет, и кто с кем сможет работать – покажет время, но ситуация сегодня обстоит следующим образом: многие ''единщики'' сдали в налоговую инспекцию свидетельство об уплате единого налога и перешли на общую систему налогообложения, тем самым освободив себя от ежемесячной уплаты единого налога и единого социального взноса. Для многих же ''единщиков'' данная запрещающая норма Налогового кодекса послужила причиной подать заявление на ликвидацию предпринимательской деятельности.

Сама процедура ликвидации предпринимательской деятельности занимает определенное время, требует сил, терпения и сдержанности, но если уяснить порядок действий, куда обращаться и где, что выяснять, то все может произойти не так проблематично, как кажется на первый взгляд.

Итак, ФЛ – П принял решение прекратить свою деятельность и, так сказать, полностью ''очиститься'', ''обнулиться'', как предприниматель.

Первый шаг

Начинается все с той же инстанции, что и регистрация ФЛ – П, а именно, отдела государственного регистратора при районной администрации, т. е. там, где вы получали свидетельство о регистрации ФЛ – П.

Во многих районах необходимо занимать очередь к регистратору с самого утра (около 8 часов), т. к. обращающихся по разным вопросам достаточно часто, а  регистратор принимает, в основном, до обеда и, в основном, четыре дня в неделю.

Государственному регистратору необходимо подать следующие документы:

  • заявление о принятии решения предпринимателем прекратить свою деятельность. Примерный текст заявления есть в образцах документов ниже;
  • квитанция об уплате публикации объявления о прекращении деятельности      (17 грн.). Вы только оплачиваете и отдаете квитанцию регистратору, а уже задача государственного регистратора публиковать такие сведения в специализированном печатном средстве  массовой информации;
  • паспорт или доверенность и паспорт доверенного лица (если таковые имеются).

Лучше всего предварительно посетить данную организацию (и все последующие тоже), записать все реквизиты, то, как составляется заявление, чтобы все подготовить заранее. Рекомендуется предварительно все узнавать, т. к. в каждом районе есть свои нюансы и порядок подачи документов, их перечень может отличаться.

Государственный регистратор принимает эти документы и выдает вам на руки опись принятых документов и номер записи о принятом решении начать процедуру ликвидации предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 47 ЗУ "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей", с момента публикации объявления в специализированном печатном средстве массовой информации до момента внесения в Единый государственный реестр записи о ликвидации (прекращении) физического лица-предпринимателя должно пройти не менее 2-х месяцев (это так называемый срок на предъявление требований кредиторами). Это значит, что второй раз к государственному регистратору вы должны придти со справками о снятии с учета во всех фондах и налоговой инспекции не ранее, чем через два месяца. На практике проходит больше времени.

Второй шаг 

С описью от регистратора отправляемся в налоговую инспекцию.

Конечная цель в государственной налоговой инспекции (ГНИ) вашего района – получение справки  № 22 – ОПП о том, что вы сняты с учета в районной ГНИ.

Для того, чтобы вас сняли с учета, необходимо подать заявление по форме № 8 – ОПП, сдать все оригиналы документов, которые вы получали в налоговой (справка 4 – ОПП, свидетельство единого налога), пройти аудиторскую проверку. При этом надо предварительно закрыть все расчетные счета в банках (если есть), взять в банке выписки о движении по счету, привести всю свою бухгалтерию в порядок (можно прибегнуть к помощи опытного бухгалтера или аудитора), устранить задолженность перед бюджетом (если такова имеется). После сдачи всех документов и подачи заявления 8 – ОПП, дело направляется в отдел документальной проверки (отдел аудита). Через месяц вас должны пригласить к инспектору данного отдела с бухгалтерскими документами и начать документальную проверку. Сама аудиторская проверка должна проводиться в течении 10 дней, но на практике занимает больше времени. Все из-за того, что инспектора отдела аудита не успевают проводить большое количество проверок по той причине, что закрывающихся действительно очень много. При этом необходимо о себе напоминать, периодически звонить, наведываться к инспектору, чтобы ваше дело не залеживалось внизу стопки других дел. После проведения проверки налоговая выдает справку о результатах проведенной проверки. Через 2 недели выдается справка 22 – ОПП о снятии с учета в ГНИ. Эта справка (22 – ОПП) действительна на протяжении двух месяцев. За этот период необходимо успеть сняться с учета в пенсионном фонде (ПФ) и других фондах (если были наемные работники). Если не было наемных работников, то сейчас в отделе государственного регистратора требуют только справки о снятии с учета в ГНИ и ПФ.

Шаг третий

В районный пенсионный фонд подаются следующие документы:

  • опись документов от государственного регистратора;
  • справка о результатах проверки в ГНИ (копия);
  • справка 22 – ОПП (копия);
  • свидетельство о государственной регистрации (копия).

Не в каждом пенсионном фонде (опрошено пять районов г. Киева) требуют такой перечень документов и не везде тщательно проводят проверки. Если уплачены все платежи и сданы отчеты за все годы предпринимательской деятельности, то справку о снятии с учета в ПФ можно получить через неделю. Если же отчеты не сдавались, то ПФ вправе потребовать сдать отчеты и оплатить штраф за каждый несданный годовой отчет в размере 170 грн. Справка о снятии с учета в ПФ действительна на протяжении одного месяца, поэтому нужно не тянуть время, а буквально сразу же отправляться к государственному регистратору.

Шаг четвертый

Отдел государственного регистратора.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей сведения о том, что проведено государственную регистрацию прекращения предпринимательской деятельности, необходимо подать следующие документы:

  • свидетельство о регистрации ФЛ – П;
  • справка № 22 – ОПП из ГНИ;
  • справка о снятии с учета в ПФ;
  • справки о снятии с учета из других фондов (если есть);
  • регистрационную карту формы № 12 на проведение регистрации прекращения предпринимательской деятельности;
  • паспорт (доверенность и паспорт доверенного лица).

Государственный регистратор принимает эти документы, отдает вам паспорт и свидетельство о государственной регистрации ФЛ – П с отметкой о ликвидации.

Если у вас вновь появилось желание заниматься предпринимательской деятельностью, то уже через одни сутки вы вправе подавать документы на новую регистрацию вас, как предпринимателя.

При разумной настойчивости и упорстве своих действий (не прибегая к угрозам судебных разбирательств, жалоб в вышестоящие органы на затягивание проверок), вся процедура занимает около 3 месяцев (это, по слухам, очень хороший результат).

Глядя на всю эту бумажно – бюрократическую машину, понимаешь, как мы отстаем от развитых стран, где уже давно используются новые технологии учета и не мучаются люди – ни те, которые простаивают в очередях, ни те, которые переворачивают тонны бумаги, чтобы выдать предпринимателю одну лишь справку, что он никому и ничего не должен.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей, в которых рассказывается о порядке банкротства и ликвидации частных предприятий (ЧП) и субъектов предпринимательской деятельности (СПД) в Украине. 

Актуальные ставки и тарифы на услуги банков для бизнеса в Украине

Не пропустите новые статьи!



Заказать онлайн

Кредит для бизнеса

Кредитную карту

Кредит наличными

Кредит под залог

Кредит на карту





Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо! Посмотреть все видео малыша можно на канале BasketBoy TV