Оформление декретных выплат на физическое лицо-предпринимателя на упрощенной системе налогообложения: личный опыт

Если вас заинтересовал заголовок моей заметки, значит, вы в скором времени планируете стать родителями, с чем я вас искренне поздравляю! И поскольку декрет – дело нелегкое и хлопотное, то позаботиться о финансовой компенсации упущенных возможностей следует заранее. И если за наемных работников все «7 кругов ада» пройдет работодатель, то ФЛП придется позаботиться о себе самому. О процедуре оформления выплат на оплату больничного листа по беременности и родам и пойдет речь.

Этап 1.  Оцениваем целесообразность: рассчитываем размер помощи

Прежде чем отправится в долгое путешествие по госинстанциям, усугубляющееся еще и тем, что ФЛП-предприниматель находится в «интересном положении», следует четко знать ответ на немаловажный вопрос: стоит ли овчинка выделки? Каждая беременная женщина-предприниматель может сама просчитать ориентировочный размер будущих выплат. Алгоритм расчета приведен ниже.

Возьмем для примера случай с минимальными выплатами. То есть ситуацию когда Договор про добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования подписан на год с минимальной базой начисления (минимальная заработная плата – к примеру, 1147 грн. и не меняется на протяжении срока декрета, срок декрета – стандартный, 126 дней).

Размер помощи будет рассчитываться следующим образом:

  1. Размер оплаты одного дня больничного: 1147 грн./30,417 дней (среднее количество дней в месяце)  = 37,71 грн/день
  2. Размер выплаты составит 37,71 грн/день * 126 дней = 4 751,46 грн.
  3. Ваши дополнительные расходы на уплату ЕСВ по повышенной ставке: (36,6%-34,7%)*1147 грн. *12 месяцев = 261,52 грн.
  4. Чистый доход в случае страхования: 4 751,46 грн. -261,52 грн.= 4 489,94 грн.

Указанная сумма будет начислена у  бОльшей части декретчиц-ФЛП. А уж стоит ли ради такой суммы отвлекаться от своего дела и материнства или нет – решать вам.

Увеличить свой «чистый доход» от подобной сделки можно в случае:

  • Если ваш декретный отпуск будет больше стандартного (к примеру, «чернобыльский» - 180 дней или по преждевременным родам – 140 дней).
  • Если в Договоре вы укажете как базу начисления не минимальную заработную плату, а бОльшую сумму. Но тут нужно сесть и все внимательно просчитать, и не только арифметически. Необходимо учесть, что Договор подписывается на год, и свои обязательства перед Миндоходов вы должны будете выполнить вне зависимости от того, задерживают ли (и выплатят ли вообще?) выплаты на ваш декрет или нет.
  • Если сумма минимальной заработной платы существенно увеличится (а пока на первое полугодие 2014 года она определена в размере 1218 грн.).

Этап 2. Получаем право на выплаты

Право на оплату больничных листов (выплаты по временной утрате трудоспособности) имеют те женщины-предприниматели, которые застрахованы на добровольных началах в Фонде социального страхования по временной утрате трудоспособности.

На практике это означает, что для получения права на оплату декретного вам необходимо подписать Договор про добровольное участие  в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее- Договор). До 1 октября 2013 года такие договора подписывались с территориальными органами Пенсионного фонда, после этой даты – с территориальным органом Министерства доходов Украины по месту вашего учета.

Основными моментами такого Договора являются следующие:

  1. Повышение ставки единого социального взноса (далее – ЕСВ) с 34,7% (в моем случае) до 36,6%.
  2. Размер ЕСВ устанавливается предпринимателем самостоятельно, но не должен быть меньше размера минимального страхового взноса (рассчитывается путем умножения минимальной заработной платы на 36,6%, на момент написания блога – 1147 грн*36,6% = 419,8 грн) и не более максимального размера единого взноса – 7 136,6 грн.
  3. Договор подписывается минимум на год, оплата взноса осуществляется ежемесячно, получателем средств с 01.10.13г. является Миндоходов.

Для подписания Договора вам необходимо предоставить в Миндоходов:

  1. Копии паспорта и идентификационного кода
  2. Копию Свидетельства о регистрации ФЛП (Выписки из реестра)
  3. Копию Свидетельства плательщика единого налога

Внимание! До наступления страхового случая (даты выписки больничного листа) вам необходимо не только успеть подписать Договор, но и сделать хотя бы одну проплату по нему в новом размере. А потому рекомендую начинать заниматься этим вопросом заблаговременно.

Этап 3. Регистрация в Фонде социального страхования

Имея на руках Договор, вам необходимо обратиться в ваш районный Фонд соцстраха по временной утрате трудоспособности для регистрации в нем. Здесь с вас опять потребуют полный перечень документов: Договор, копии паспорта, кода, свидетельства о регистрации. Взамен на вас заведут Карточку страхователя-физического лица и присвоят персональный код страхователя. По телефону Горячей линии соцстраха мне этот этап прокомментировали как необязательный, но на практике дело обстоит иначе – регистрационный номер мне впоследствии пригодился.

Этап 4. Непосредственно декрет или страховой случай

Итак, выходим на финишную прямую! Первостепенной задачей на данном этапе является правильное оформление больничного листа.

Внимание! В листе нетрудоспособности в графе «Место работы» необходимо правильно и без ошибок написать «ФЛП ФИО» (пример языком оригинала «ФОП Сідорова Алла Петрівна») и адрес, по которому вы зарегистрированы как предприниматель (указывается в Свидетельстве о госрегистрации ФЛП).

Очень рекомендую сделать ксерокопию больничного листа, так как оригинал его вы позже отдадите, а копия может понадобиться (например, для оформления пособия по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста).

Этап 5. Подаем документы для расчета выплат

После того, как больничный лист у вас на руках, необходимо снова обратиться в районный Фонд соцстраха по временной утрате трудоспособности. При себе необходимо иметь:

  • Оригинал больничного листа
  • Персональный код страхователя (см.этап 3)
  • Договор
  • Копии паспорта и идентификационного номера
  • Копию Свидетельства о госрегистрации ФЛ-предпринимателя
  • Копию Свидетельства плательщика единого налога
  • Копию Уведомления о постановке на учет плательщика единого взноса (с 01.10.13 г. выдает Миндоходов)
  • Копию трудовой книжки (все заполненные страницы + следующий за ними один пустой разворот)
  • Копии платежек по уплате ЕСВ (в моем случае запросили только те, что уже осуществлялись по Договору в новом размере – 36,6%)
  • Банковские реквизиты (номер вашего счета в банке), куда предполагается перечислить выплаты.

Возможно, в вашем случае потребуются и другие документы (например, копия чернобыльского удостоверения). Поэтому рекомендую перечень необходимых документов уточнить заранее в соцстрахе.

В случае, если с вашими документами все в порядке, сотрудник соцстраха принимает их и все, что далее от вас требуется – набраться терпения и ожидать выплат на свой текущий счет в банке. Теоретически, выплата должна состояться в течение 10 дней с даты предоставления документов. На практике все выглядит немного иначе: выплаты задерживают на срок до месяца, хотя данное направление состоит в списке приоритетных по финансированию в соцстрахе.

Вот, пожалуй, и все по этой теме. А от себя я хочу пожелать всем будущим мамам-предпринимателям легких родов и успешного бизнеса.

Полезная информация:

Закон Украины Про общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, связанными с похоронами, 18.01.2001г. №2240

Закон Украины Про сбор и учет единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, 08.07.10г. №2464

Телефон Горячей линии Фонда социального страхования Украины: 0-800-50-18-92

Размер минимальной зарплаты на 2014 год - Закон Украины "О госбюджетe на 2014 год"

Опубликовано на сайте: 16.05.2014

Автор: Ольга Онуфрийчук

Источник: http://www.prostoblog.com.ua/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 14518






Новости компаний

18.08

Страховая группа "ТАС" (Страховые компании) Страховая группа "ТАС" (Страховые компании)

Объем страховых поступлений СГ "ТАС" превысил 540 млн грн

17.08

Страховая группа "ТАС" (Страховые компании) Страховая группа "ТАС" (Страховые компании)

Страховая группа "ТАС" выплатила 181,9 тыс. грн по договору КАСКО

15.08

Страховая группа "ТАС" (Страховые компании) Страховая группа "ТАС" (Страховые компании)

СГ "ТАС" выплатила 300 тыс. грн за разбитый грузовик

14.08

Страховая группа "ТАС" (Страховые компании) Страховая группа "ТАС" (Страховые компании)

Объем страховых поступлений СГ "ТАС" за июль составил 81,81 млн грн

Простобанк ТВ




Рекомендуем