Оформление декретных выплат на физическое лицо-предпринимателя на упрощенной системе налогообложения: личный опыт

Если вас заинтересовал заголовок моей заметки, значит, вы в скором времени планируете стать родителями, с чем я вас искренне поздравляю! И поскольку декрет – дело нелегкое и хлопотное, то позаботиться о финансовой компенсации упущенных возможностей следует заранее. И если за наемных работников все «7 кругов ада» пройдет работодатель, то ФЛП придется позаботиться о себе самому. О процедуре оформления выплат на оплату больничного листа по беременности и родам и пойдет речь.

Этап 1.  Оцениваем целесообразность: рассчитываем размер помощи

Прежде чем отправится в долгое путешествие по госинстанциям, усугубляющееся еще и тем, что ФЛП-предприниматель находится в «интересном положении», следует четко знать ответ на немаловажный вопрос: стоит ли овчинка выделки? Каждая беременная женщина-предприниматель может сама просчитать ориентировочный размер будущих выплат. Алгоритм расчета приведен ниже.

Возьмем для примера случай с минимальными выплатами. То есть ситуацию когда Договор про добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования подписан на год с минимальной базой начисления (минимальная заработная плата – к примеру, 1147 грн. и не меняется на протяжении срока декрета, срок декрета – стандартный, 126 дней).

Размер помощи будет рассчитываться следующим образом:

  1. Размер оплаты одного дня больничного: 1147 грн./30,417 дней (среднее количество дней в месяце)  = 37,71 грн/день
  2. Размер выплаты составит 37,71 грн/день * 126 дней = 4 751,46 грн.
  3. Ваши дополнительные расходы на уплату ЕСВ по повышенной ставке: (36,6%-34,7%)*1147 грн. *12 месяцев = 261,52 грн.
  4. Чистый доход в случае страхования: 4 751,46 грн. -261,52 грн.= 4 489,94 грн.

Указанная сумма будет начислена у  бОльшей части декретчиц-ФЛП. А уж стоит ли ради такой суммы отвлекаться от своего дела и материнства или нет – решать вам.

Увеличить свой «чистый доход» от подобной сделки можно в случае:

  • Если ваш декретный отпуск будет больше стандартного (к примеру, «чернобыльский» - 180 дней или по преждевременным родам – 140 дней).
  • Если в Договоре вы укажете как базу начисления не минимальную заработную плату, а бОльшую сумму. Но тут нужно сесть и все внимательно просчитать, и не только арифметически. Необходимо учесть, что Договор подписывается на год, и свои обязательства перед Миндоходов вы должны будете выполнить вне зависимости от того, задерживают ли (и выплатят ли вообще?) выплаты на ваш декрет или нет.
  • Если сумма минимальной заработной платы существенно увеличится (а пока на первое полугодие 2014 года она определена в размере 1218 грн.).

Этап 2. Получаем право на выплаты

Право на оплату больничных листов (выплаты по временной утрате трудоспособности) имеют те женщины-предприниматели, которые застрахованы на добровольных началах в Фонде социального страхования по временной утрате трудоспособности.

На практике это означает, что для получения права на оплату декретного вам необходимо подписать Договор про добровольное участие  в системе общеобязательного государственного социального страхования (далее- Договор). До 1 октября 2013 года такие договора подписывались с территориальными органами Пенсионного фонда, после этой даты – с территориальным органом Министерства доходов Украины по месту вашего учета.

Основными моментами такого Договора являются следующие:

  1. Повышение ставки единого социального взноса (далее – ЕСВ) с 34,7% (в моем случае) до 36,6%.
  2. Размер ЕСВ устанавливается предпринимателем самостоятельно, но не должен быть меньше размера минимального страхового взноса (рассчитывается путем умножения минимальной заработной платы на 36,6%, на момент написания блога – 1147 грн*36,6% = 419,8 грн) и не более максимального размера единого взноса – 7 136,6 грн.
  3. Договор подписывается минимум на год, оплата взноса осуществляется ежемесячно, получателем средств с 01.10.13г. является Миндоходов.

Для подписания Договора вам необходимо предоставить в Миндоходов:

  1. Копии паспорта и идентификационного кода
  2. Копию Свидетельства о регистрации ФЛП (Выписки из реестра)
  3. Копию Свидетельства плательщика единого налога

Внимание! До наступления страхового случая (даты выписки больничного листа) вам необходимо не только успеть подписать Договор, но и сделать хотя бы одну проплату по нему в новом размере. А потому рекомендую начинать заниматься этим вопросом заблаговременно.

Этап 3. Регистрация в Фонде социального страхования

Имея на руках Договор, вам необходимо обратиться в ваш районный Фонд соцстраха по временной утрате трудоспособности для регистрации в нем. Здесь с вас опять потребуют полный перечень документов: Договор, копии паспорта, кода, свидетельства о регистрации. Взамен на вас заведут Карточку страхователя-физического лица и присвоят персональный код страхователя. По телефону Горячей линии соцстраха мне этот этап прокомментировали как необязательный, но на практике дело обстоит иначе – регистрационный номер мне впоследствии пригодился.

Этап 4. Непосредственно декрет или страховой случай

Итак, выходим на финишную прямую! Первостепенной задачей на данном этапе является правильное оформление больничного листа.

Внимание! В листе нетрудоспособности в графе «Место работы» необходимо правильно и без ошибок написать «ФЛП ФИО» (пример языком оригинала «ФОП Сідорова Алла Петрівна») и адрес, по которому вы зарегистрированы как предприниматель (указывается в Свидетельстве о госрегистрации ФЛП).

Очень рекомендую сделать ксерокопию больничного листа, так как оригинал его вы позже отдадите, а копия может понадобиться (например, для оформления пособия по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста).

Этап 5. Подаем документы для расчета выплат

После того, как больничный лист у вас на руках, необходимо снова обратиться в районный Фонд соцстраха по временной утрате трудоспособности. При себе необходимо иметь:

  • Оригинал больничного листа
  • Персональный код страхователя (см.этап 3)
  • Договор
  • Копии паспорта и идентификационного номера
  • Копию Свидетельства о госрегистрации ФЛ-предпринимателя
  • Копию Свидетельства плательщика единого налога
  • Копию Уведомления о постановке на учет плательщика единого взноса (с 01.10.13 г. выдает Миндоходов)
  • Копию трудовой книжки (все заполненные страницы + следующий за ними один пустой разворот)
  • Копии платежек по уплате ЕСВ (в моем случае запросили только те, что уже осуществлялись по Договору в новом размере – 36,6%)
  • Банковские реквизиты (номер вашего счета в банке), куда предполагается перечислить выплаты.

Возможно, в вашем случае потребуются и другие документы (например, копия чернобыльского удостоверения). Поэтому рекомендую перечень необходимых документов уточнить заранее в соцстрахе.

В случае, если с вашими документами все в порядке, сотрудник соцстраха принимает их и все, что далее от вас требуется – набраться терпения и ожидать выплат на свой текущий счет в банке. Теоретически, выплата должна состояться в течение 10 дней с даты предоставления документов. На практике все выглядит немного иначе: выплаты задерживают на срок до месяца, хотя данное направление состоит в списке приоритетных по финансированию в соцстрахе.

Вот, пожалуй, и все по этой теме. А от себя я хочу пожелать всем будущим мамам-предпринимателям легких родов и успешного бизнеса.

Полезная информация:

Закон Украины Про общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, связанными с похоронами, 18.01.2001г. №2240

Закон Украины Про сбор и учет единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, 08.07.10г. №2464

Телефон Горячей линии Фонда социального страхования Украины: 0-800-50-18-92

Размер минимальной зарплаты на 2014 год - Закон Украины "О госбюджетe на 2014 год"

Опубликовано на сайте: 16.05.2014

Автор: Ольга Онуфрийчук

Источник: http://www.prostoblog.com.ua/



Тема дня

Операция "Предпринимательская капитуляция"

Требование платить единый социальный взнос заставило "спящих" ФЛП проснуться и в панике улепетывать – 128 тысяч недействующих ФЛП (16% от общего числа "спящих") уже снялись с регистрации. И процесс продолжается. Очевидно, из двух составляющих предпринимательства – страх и риск, первая, к сожалению, уверенно побеждает.

Видео дня


Рекомендуем