Каковы наиболее значимые законодательные нововведения, полезные для малого и среднего бизнеса?

В чем именно заключаются позитивное значение для бизнеса новых законов июля-2014? Узнавал Prostobank.ua

Катерина Гутгарц

Главный редактор

Prostopravo.com.ua

7 июля вступил в силу ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей по заявительному принципу". Суть изменений состоит в том, что теперь закрытие предпринимательской деятельности ФЛП займет один день. Для этого нужен минимум документов: заполненная форма, паспорт, код, доверенность (если документы подает представитель). Ранее закрытию предпринимательской деятельности предшествовали проверки контролирующих органов, которые могли длиться месяцами. Однако не стоит забывать, что прекращение предпринимательской деятельности физического лица не освобождает его от ответственности по обязательствам, которые возникли при осуществлении им хозяйственной деятельности, в том числе и от долгов перед бюджетом.

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты» увеличен «порог» обязательной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость с 300 000 до 1 000 000 годового оборота. Также вводится система электронного администрирования НДС, которая обеспечит автоматический учет выданных и полученных накладных, сумм налога, уплаченных при ввозе товара и сумм, на которые налогоплательщик имеет право выдать накладные.

Всем налогоплательщикам будут открыты счета в уполномоченном банке, налог будет перечисляться в бюджет самим банком на основании сведений из налоговой. Отрицательные значения будут засчитываться в уплату долга по НДС, если его нет — относиться на налоговый кредит. Возмещение НДС возможно по заявлению налогоплательщика. Предусмотрено автоматическое возмещение НДС для субъектов хозяйствования, отвечающих критериям, установленным законом.

Эти изменения направлены на то, чтобы сделать систему возмещения НДС более прозрачной и ограничить возможности для злоупотреблений. Изменения вступят в силу 1 ноября.

Также в ноябре вступит в силу ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка открытия бизнеса". В частности, субъекту хозяйствования не обязательно будет иметь печать. Сделка будет считаться заключенной в письменной форме и без скрепления печатями. В то же время обязательность использования печати при заключении сделки может быть установлена договоренностью сторон. Необязательным станет и использование электронной цифровой подписи при подаче документов на государственную регистрацию в электронной форме.

Юрий Филь

Управляющий партнер

Юрист: Величко Филь

Первое важное изменение – то, что в соответствии с ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования» от 22 июля 2014 г. плановая проверка субъекта хозяйствования может быть проведена лишь один раз в течение календарного года.

Количество проверок бизнеса на практике зависит от сферы деятельности контролирующих органов и конкретного вида проверки. Рассмотрим ситуацию на примере налогового контроля. Существует такой вид проверки как фактическая. Количество раз проведения такой проверки не регламентировано законом. Поэтому с учетом существующей возможности злоупотребления фактической проверкой, предприятие может получить массу неудобств. Ведь кроме возможности проведения проверки неограниченное количество раз, она может продолжаться до 10 суток, а в некоторых случаях и дольше.

Чаще всего результатом таких действий является выявление правонарушений налогового законодательства и применение финансовых санкций. И не всегда такие результаты являются законными. Как правило, решение налоговых органов приходится обжаловать. А это дополнительные расходы на судебные издержки и отсутствие гарантии получения справедливого судебного решения.

Во-вторых, если объект хозяйствования в течение определенного периода включен в план проверки нескольких органов, то такая проверка проводится комплексно, одновременно всеми органами. Сегодня в Украине существует около 70 различных органов, которые имеют полномочия осуществлять контроль в тех или иных сферах. Количество контролирующих органов конкретного субъекта зависит от сферы его деятельности, а возможно и нескольких сфер. Тем более по действующему законодательству, такие органы могут проводить как плановые, так и не плановые проверки. Поэтому складывается ситуация, когда вместо того что бы нормально работать, приходится «каждый день» общаться с проверяющими. А негативные последствия такого общения широко известны.

Положения нового закона дадут возможность бизнесу свести время, потраченное на такие проверки к минимуму. Ведь теперь, контролирующие органы сначала будут согласовывать плановые мероприятия, а потом проводить их одновременно. Исключением из проведения комплексных проверок будут органы, не попавшие в сферу влияния закона.

Однако следует учитывать, что специальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют проверки разными органами, часто несогласованны между собой, поскольку при их разработке не ставилось требование проведения одновременных проверок. Также есть нормативно-правовые акты (налоговый кодекс), имеющие высшую юридическую силу, чем данный закон. Поэтому под большим вопросом остается техника проведения одновременных проверок, согласование между собой действий контролирующих органов.

Наконец, изъятие оригиналов финансовых, бухгалтерских документов и компьютеров теперь возможно лишь в рамках криминального законодательства. Это новая норма. На практике, многие контролирующие органы, используя этот пробел в законодательства, зачастую изымали оригиналы документов, которые впоследствии теряются или пропадают. Результатом же таких действий является отсутствие доказательной базы для отстаивания своих интересов и как итог, получение разного рода санкций. Кроме того, такая возможность контролирующих органов является инструментом манипуляций субъектами хозяйствования с целью получения неправомерной выгоды.

Таким образом, введение прямого запрета на изъятие оригиналов источников информации существенно сузит поле для таких неправомерных действий. Ведь теперь изъятие оригиналов финансовых, бухгалтерских документов, компьютеров и их составляющих возможно лишь органами досудебного расследования при наличии соответствующего постановления суда. Предусловием для принятия такого постановления является начало досудебного расследования и внесение информации об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований.

Максим Саевский

Юрист

Юрист: Гвоздий и Оберкович

31 июля 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год». Данный закон в целом направлен на обеспечение неотложной стабилизации финансовой ситуации в стране, повышение обороноспособности государства, экономное, рациональное использование государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов. При этом указанный закон дополняет положения Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год» статьей 31, которая фактически устанавливает мораторий на проведение проверок субъектов хозяйствования контролирующими органами в течение августа-декабря 2014 года. Под действие данной нормы не подпадают проверки органов Государственной фискальной службы и проверки, на проведение которых согласие предоставил непосредственно Кабинет Министров Украины. Вместе с тем, не могут считаться проверкой в понимании статьи 31, а потому не подпадают под действие моратория проведение следственных действий в рамках уголовного производства (обыск, временный доступ к вещам и документам) Следует отметить, что подобный мораторий неоднократно вводился ранее, хотя имел больше ограничений и касался в основном субъектов хозяйствования, относящихся к категории малого бизнеса. Учитывая текущее положение национальной экономики, военные действия на территории восточных областей Украины, уменьшение, а в большинстве случаев и замораживание деловой активности предприятий, позитивный характер моратория не вызывает сомнений.

Кроме того, еще одним нормативно-правовым актом, призванным способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата и условий для развития, прежде всего, малого и среднего бизнеса является Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования», принятый Верховной Радой Украины 22 июля 2014 года.

Данным законом, в частности, внесены существенные изменения в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора», который определяет правовые и организационные основы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля). Отныне, в случае если субъект хозяйствования на соответствующий плановый период включен в планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) одновременно нескольких органов государственного надзора (контроля), соответствующие плановые мероприятия осуществляются органами государственного надзора (контроля) в комплексе - одновременно всеми органами государственного надзора (контроля), планам осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) которых включены предприятия.

Таким образом, исключается такой порядок, при котором субъект хозяйствования мог подвергаться проверкам различных контролирующих органов в хаотичном порядке на протяжении календарного года. Более того, на уровне закона закреплено положение о том, что осуществление государственного надзора (контроля) различными органами государственного надзора (контроля) по одному и тому же вопросу запрещено. Запрещается проводить проверки субъектов хозяйствования по анонимным и другим необоснованным заявлениям, которые зачастую становились аргументом контролирующих органов при неправомерном воздействии на предприятия.

Позитивным моментом является и запрет на изъятие у субъектов хозяйствования оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством. Данные изменения могут существенно снизить степень нагрузки на субъектов хозяйствования, а высвобожденные в связи с таким снижением ресурсы направить на оптимизацию  и сохранение собственного бизнеса.

Не менее важным можно считать и вступивший 7 июля 2014 года в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедуры государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей по заявительному принципу". Данный закон существенно упрощает процедуру прекращения деятельности физического лица – предпринимателя. Так, для закрытия ФЛП достаточно подать в отдел регистрационной службы по месту регистрации следующие документы: регистрационную карточка формы № 12, оригинал паспорта и доверенность, в случае подачи документов представителем. При этом государственный регистратор предоставляет заявителю сообщение о проведении государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя. С этого момента деятельность ФЛП считается прекращенной. Таким образом, на замену трехступенчатой, продолжительной процедуре регистрации прекращения ФЛП пришел новый порядок, который сокращает данное действие до одного дня. Таким образом, отсутствие справок об отсутствии задолженности перед бюджетом, выдаваемые налоговой инспекцией и пенсионным фондом теперь не являются препятствием для прекращения деятельности ФЛП. В свою очередь, подача заявления регистратору по форме № 12 является основанием для проведения внеплановых проверок по правильности начисления и уплаты налогов (взносов).

Денис Ищук

Юрист

Юрист: Величко Филь

В соответствии с ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования» от 22 июля 2014 г. проверка предприятий по анонимным заявлениям теперь невозможна.

В целом, рассмотрение и принятие решения о дальнейшей проверке будет зависеть от конкретного контролирующего органа и нормативного акта, который регулирует его деятельность.

Например, принятый закон вводит в сферу своего влияния органы архитектурно-строительного контроля. Порядок проведения проверок такими органами регламентирован Постановлением КМУ №553 от 23.05.2011 г. «Об утверждении Порядка проведения государственного архитектурно-строительного контроля». По сути положения этого акта дают основания для проверки субъекта хозяйствования на основании анонимного или необоснованного сообщения. Но поскольку этот порядок является подзаконным актом, а принятый закон имеет силу закона, то проведение такой проверки будет нарушением законодательства.

Противоположной является ситуация с налоговыми органами, поскольку их деятельность регламентирована Налоговым кодексом. Хотя эти органы и подпадают под действие принятого закона, налоговый кодекс является специальным законом в сфере налогообложения и имеет высшую юридическую силу по сравнению с другими актами законодательства, и поэтому является приоритетным в регулировании налоговых отношений.

Поэтому практика проведения проверок на основании анонимных или необоснованных заявлений будет зависеть от политики конкретных контролирующих органов. В дальнейшем, эта практика будет закреплена в судебных решениях, в соответствующих заключениях, разъяснениях и пр.

Не стоит забывать и об ответственности, которую закон вводит в Кодекс об административных правонарушениях, как для должностных лиц контролирующих органов, так и для физлиц, которые подали необоснованное обращение.

Отдельно важно отметить появление такого состава административного правонарушения, как «выдвижение требований относительно предоставления документов, информации, образцов продукции, которые не касаются осуществления мероприятия по государственному надзору (контролю)». Ведь на сегодняшний день является обычной практикой, когда органы контроля присылают на предприятие запрос о предоставлении документов и информации без конкретизации перечня документов, надлежащего обоснования необходимости предоставления именно этих документов, с обязательным упоминанием, что в случае неполного раскрытия информации будет проведена внеплановая выездная проверка.

Поэтому возможные санкции (от 50 до 150 НМДГ) будут дополнительным стимулом не прибегать к необоснованным проверкам.

Также законом установлена гражданско-правовая ответственность нарушителей - должностное или служебное лицо несет перед государством ответственность в порядке регресса в размере выплаченной из бюджета компенсации за незаконные действия такого должностного или служебного лица.

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Prostobank.ua - Личные финансы

  • Интересна информация на тему продать залог? Мы рассказали об этом на сайте о личных финансах Prostobank.ua

Prostopravo.com.ua - Новости права

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!