Проверки Госпродпотребслужбы по-новому: ежегодные планы проверок с учетом риска, составление акта контроля, повышенные штрафы

С 4 апреля 2018 года вступает в силу Закон Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных». Согласно новому Закону органы Госпродпотребслужбы будут проверять предпринимателей в соответствии со степенями риска, с применением акта государственного контроля, а штрафы за нарушения в сфере защиты прав потребителя значительно возрастут. Подробнее расскажет Prostopravo

Действие Закона распространяется на операторов рынка, осуществляющих производство или оборот пищевых продуктов, кормов, в том числе их ввоз (пересылку) на таможенную территорию Украины.

Государственный контроль осуществляется органами Госпродпотребслужбы. Государственный контроль должен быть риск-ориентированным и осуществляться с достаточной периодичностью.

Меры государственного контроля осуществляются без предупреждения (уведомления) оператора рынка, кроме аудита и других случаев, когда такое предупреждение является необходимым условием обеспечения эффективности государственного контроля.

Аудит проводится при условии уведомления оператора рынка не позднее чем за три рабочих дня до осуществления такого мероприятия. Уведомление направляется заказным почтовым отправлением по месту нахождения (месту жительства) оператора рынка, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, и / или отправкой электронной почты на соответствующий адрес оператора рынка,  или вручается лично под расписку руководителю или представителю оператора рынка.

Меры государственного контроля могут осуществляться внепланово в случае выявления несоответствия или появления обоснованного подозрения о несоответствии, а также в иных установленных законом случаях.

Государственный контроль осуществляется на любой стадии производства и обращения пищевых продуктов и кормов. Периодичность осуществления плановых мероприятий государственного контроля каждой мощности определяется на основании риск-ориентированного подхода и должен учитывать:

  1. определенные риски, связанные с животными, пищевыми продуктами, кормами, операторами рынка, использованием пищевых продуктов или кормов, процессов, материалов, веществ, осуществлением деятельности или операций, которые могут оказать негативное влияние на безопасность пищевых продуктов и / или кормов, здоровья и благополучия животных;
  2. результаты осуществления предварительных мер государственного контроля;
  3. эффективность процедур, применяемых оператором рынка с целью соблюдения законодательства о пищевых продуктах и ​​кормах, здоровья и благополучия животных;
  4. информацию, которая может свидетельствовать о несоответствии.

Государственный контроль пищевых продуктов и кормов, ввозимых на таможенную территорию Украины, должен быть эквивалентным государственному контролю пищевых продуктов и кормов, производство и  или обращение которых осуществляется на таможенной территории Украины.

Акт государственного контроля

Государственный контроль в формах инспектирования и аудита осуществляется с применением актов государственного контроля. Акт государственного контроля должен содержать исчерпывающий перечень вопросов для проверки соблюдения оператором рынка законодательства. Каждый такой вопрос должен содержать ссылку на требование нормативно-правового акта (статья, часть, пункт, подпункт, абзац и т.д.), которая подлежит соблюдению оператором рынка. Если по результатам инспектирования или аудита выявлено несоответствие, в акте государственного контроля приводится детальное описание соответствующих нарушений законодательства. Акт государственного контроля составляется в двух экземплярах, один из которых вручается оператору рынка в течение трех рабочих дней со дня его составления.

При осуществлении инспектирования и аудита запрещается проверять вопросы, которые:

  • отсутствуют в акте государственного контроля;
  • не содержат ссылок на требования законодательства Украины (в том числе на соответствующую статью, ее часть, пункт, подпункт, абзац и т.д.), которая подлежит соблюдению оператором рынка.

Осуществление инспектирования и аудита без применения акта государственного контроля, а отбора образцов - без применения акта отбора образцов запрещается.

Государственные инспекторы, государственные ветеринарные инспекторы, другие лица, осуществляющие мероприятия государственного контроля, а также операторы рынка имеют право фиксировать процесс осуществления государственного контроля средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению соответствующих мероприятий.

Меры государственного контроля

Меры государственного контроля осуществляются в форме аудита, инспектирования, предубойного и послеубойного осмотра, отбора образцов, лабораторного исследования (испытания), документальной проверки, проверки соответствия, физической проверки. В рамках мероприятий государственного контроля осуществляется государственный мониторинг.

Государственный мониторинг предусматривает сбор, системный анализ и оценку:

  • информации о безопасности пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных, в частности по выявлению в пищевых продуктах и ​​кормах остатков ветеринарных препаратов, пестицидов и загрязняющих веществ, а также формирования соответствующих баз данных;
  • обращений физических и юридических лиц о нарушениях законодательства о пищевых продуктах и ​​кормах, здоровья и благополучия животных;
  • другой необходимой информации.

Ежегодный план государственного мониторинга должен основываться на риск-ориентированном подходе и определять количество отборов образцов различных видов пищевых продуктов и кормов и их лабораторных исследований (испытаний) по определенным показателям в соответствии с методиками, установленных долгосрочным планом государственного контроля.

Аудит постоянно действующих процедур, основанных на принципах НАССР и постоянно действующих процедур, разработанных оператором рынка с целью соблюдения гигиенических требований, должен предусматривать проверку непрерывности и эффективности их применения, в том числе:

  1. документации;
  2. ведение записей;
  3. процессов, влияющих на безопасность пищевых продуктов и / или кормов;
  4. системы внутреннего контроля оператора рынка;
  5. корректирующих действий, принятых оператором рынка вследствие анализа выявленных несоответствий;
  6. квалификации персонала.

Результаты аудита обязательно учитываются при определении степени риска деятельности оператора рынка (мощности) и периодичности осуществления плановых мероприятий государственного контроля.

Инспектирование предполагает проверку соблюдения операторами рынка законодательства о кормах, здоровье и благополучии животных и соответствия их деятельности требованиям:

  1. гигиены
  2. плана корректирующих действий, разработанного и внедренного оператором рынка по результатам предыдущих проверок;
  3. инцидентов, связанных с безопасностью пищевых продуктов и / или кормов.

Инспекция может включать в себя проверку мощностей, прилегающей территории, помещений, оборудования и инвентаря, транспортных средств, а также пищевых продуктов и кормов; сырья, ингредиентов, вспомогательных материалов для переработки, которые используются для приготовления и производства пищевых продуктов и кормов, полуфабрикатов; предметов и материалов, контактирующих с пищевыми продуктами; средств и процессов уборки и ухода, а также пестицидов; маркировки, внешнего вида и рекламы.

Лицо, осуществляющее контроль или аудит, имеет право проводить простые исследования (испытания) в случае появления у него обоснованного подозрения о несоответствии или если такие исследования предусмотрены ежегодным планом государственного контроля.

Планирование государственного контроля

Компетентный орган разрабатывает и организует выполнение долгосрочного плана государственного контроля. Выполнение долгосрочного плана государственного контроля обеспечивается путем составления, утверждения и выполнения ежегодных планов государственного контроля, оценки их выполнения, а также путем планирования и осуществления мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Плановые мероприятия государственного контроля осуществляются в соответствии с ежегодным планом государственного контроля.

Ежегодный план государственного контроля на следующий год разрабатывается и утверждается компетентным органом до 1 декабря текущего года.

Ежегодный план государственного контроля должен соответствовать долгосрочному плану государственного контроля, основываться на риск-ориентированном подходе и определять количество отборов образцов различных видов пищевых продуктов и кормов и их лабораторных исследований (испытаний) по определенным показателям.

Ежегодный план государственного контроля пересматривается одновременно с долгосрочным планом.

Ответственность за нарушение законодательства о пищевых продуктах

Операторы рынка несут ответственность за следующие правонарушения:

  1. нарушение установленных законодательством гигиенических требований к производству и / или обращению пищевых продуктов или кормов, если это создает угрозу для жизни и / или здоровья человека или животного, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере десяти минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере шести минимальных заработных плат;
  2. производство и / или оборот пищевых продуктов или кормов с использованием незарегистрированной мощности, если обязательность ее государственной регистрации установлена ​​законом, - влекут наложение штрафа на юридических лиц в размере двадцати минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере одиннадцати минимальных заработных плат;
  3. производство, хранение пищевых продуктов или кормов без получения эксплуатационного разрешения на соответствующую мощность, если обязательность его получения установлена ​​законом, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере тридцати минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере двадцати минимальных заработных плат;
  4. невыполнение определенной законом обязанности по внедрению на мощностях постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР) - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере тридцати минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере пятнадцати минимальных заработных плат;
  5. реализация пищевых продуктов или кормов, маркировка которых не соответствует законодательству, если это создает угрозу для жизни и / или здоровья человека или животного, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере восьми минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере пяти минимальных заработных плат;
  6. нарушение требований по обеспечению прослеживаемости, предусмотренных законодательством о пищевых продуктах и ​​корма, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере восьми минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере пяти минимальных заработных плат;
  7. неисполнение обязанности по отзыву или изъятию из обращения опасных пищевых продуктов или кормов - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере тридцати пяти минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере тридцати минимальных заработных плат;
  8. использование, реализация незарегистрированных объектов санитарных мероприятий или кормовых добавок, если обязательность их государственной регистрации установлена ​​законом, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере восемнадцати минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере двенадцати минимальных заработных плат;
  9. предложения к реализации или реализация непригодных пищевых продуктов или кормов - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере двадцати пяти минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере семнадцати минимальных заработных плат;
  10. предложение к реализации или реализация пищевых продуктов или кормов, которые являются вредными для здоровья человека или животного, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере сорока минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере двадцати пяти минимальных заработных плат;
  11. предложение к реализации или реализация скоропортящихся пищевых продуктов или кормов, сроки хранения которых истекли, если в результате этого продукты питания или корма не стали вредными для здоровья человека или животного, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере двенадцати минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере восьми минимальных заработных плат;
  12. предложение к реализации или реализация пищевых продуктов или кормов, которые не являются скоропортящимися, минимальные сроки хранения которых истекли, если в результате этого продукты питания или корма не стали вредными для здоровья человека или животного, -влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере пяти минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере трех минимальных заработных плат;
  13. нарушение значений параметров безопасности объектов санитарных мероприятий или кормов, установленных законодательством о пищевых продуктах и ​​кормах, - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере десяти минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере пяти минимальных заработных плат;
  14. невыполнение решения должностного лица компетентного органа, его территориального органа об уничтожении опасного пищевого продукта, вспомогательных материалов для переработки, опасных кормов или кормовых добавок - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере восемнадцати минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере десяти минимальных заработных плат;
  15. реализация товаров, которые ввезены (пересланы) на таможенную территорию Украины как торговые (выставочные) образцы или объекты научных исследований, нарушение требований по их уничтожению или вывозу (пересылке) за пределы Украины или других установленных законодательством правил обращения с ними - влекут наложение штрафа на юридических лиц в размере двадцати минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере пятнадцати минимальных заработных плат;
  16. непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление недостоверной информации по требованию должностного лица компетентного органа или его территориального органа - влекут наложение штрафа на юридических лиц в размере пяти минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере трех минимальных заработных плат;
  17. отказ в допуске должностного лица компетентного органа или его территориального органа к осуществлению государственного контроля по основаниям, не предусмотренным законом, или другое препятствие его законной деятельности - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере десяти минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере семи минимальных заработных плат;
  18. невыполнение, несвоевременное исполнение решения главного государственного инспектора (главного государственного ветеринарного инспектора) о временной приостановке производства и / или обращении пищевых продуктов и / или кормов - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере сорока минимальных заработных плат;
  19. невыполнение, несвоевременное выполнение законных требований (предписаний) должностного лица компетентного органа, его территориального органа по устранению нарушений настоящего Закона, законодательства о пищевых продуктах и ​​корма - влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере восьми минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере пяти минимальных заработных плат.

В случае совершения оператором рынка любого из правонарушений, предусмотренных пунктами 2-4, 6, 8, 9, 11, 12, впервые за последние три года, предшествующих совершению такого правонарушения, государственный инспектор (государственный ветеринарный инспектор) выдает оператору рынка предписание по устранению нарушений без оформления соответствующего протокола.

Штраф за нарушение этого Закона, законодательства о пищевых продуктах и корма может быть наложен в течение шести месяцев со дня обнаружения правонарушения, но не позднее одного года со дня его совершения.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Штраф подлежит уплате в течение пятнадцати дней после вступления в законную силу постановления о наложении штрафа. Уплата штрафа не освобождает лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, от обязанности устранения допущенного правонарушения, а также от обязанности возмещения связанного с ним вреда (причиненных убытков).

Если штраф не уплачен в срок, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа осуществляется в порядке, установленном Законом Украины "Об исполнительном производстве". Суммы штрафов зачисляются в государственный бюджет.

Временное прекращение производства или обращения пищевых продуктов

Не позднее следующего дня со дня выявления нарушения законодательства о пищевых продуктах и ​​кормах главный государственный инспектор (главный государственный ветеринарный инспектор) принимает решение о временной приостановке производства или обращения пищевых продуктов и или кормов, если оно составляют угрозу для жизни или здоровья человека или животных.

Такое решение ступает в силу с момента его вручения оператору рынка и обнародования на официальном веб-сайте компетентного органа и действует в течение определенного таким решением срока, но не более 10 рабочих дней.

Если для устранения оператором рынка нарушение законодательства необходимо прекратить производство на время, превышающее предельный срок,  главный государственный инспектор (главный государственный ветеринарный инспектор) обращается в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины, в суд с иском об обязательстве оператора рынка временно прекратить производство или обращение пищевых продуктов или кормов.

Оператор рынка имеет право возобновить производство или обращение пищевых продуктов или кормов, если:

  1. отсутствует постановление суда, вступившее в законную силу, об обязательствах оператора рынка временно прекратить производство и закончился срок временного прекращения производства, определенный в решении главного государственного инспектора (главного государственного ветеринарного инспектора);
  2. суд отменил решение главного государственного инспектора (главного государственного ветеринарного инспектора) о временной приостановке производства и / или обращения пищевых продуктов и / или кормов;
  3. суд, принявший решение об обязательствах оператора рынка временно прекратить производство и / или обращение пищевых продуктов и / или кормов, вынес постановление о его отмене на основании устранения или прекращения существования обстоятельств, послуживших основанием для его принятия;
  4. главный государственный инспектор (главный государственный ветеринарный инспектор) отменил вынесенное им решение о временной приостановке производства и / или обращения пищевых продуктов и / или кормов на основании устранения или прекращения существования обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения.

Актуальные ставки и тарифы на услуги банков для бизнеса в Украине

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!


Опубликовано на сайте: 03.04.2018

Источник: http://www.prostopravo.com.ua


Заказать онлайн

Кредитную карту

Кредит на карту

Кредит наличными

Кредит для бизнеса

Кредит под залог





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что случилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!