про бізнес-фінанси

Проверки санитарно-эпидемиологической службы на предприятии

Обычно сердце предпринимателей замирает при виде проверяющих из налоговой службы. Оно и понятно, многие наслышаны об угрозе, которую они представляют для спокойной жизни предприятия… А вот к работникам из органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы (далее – СЭС) многие относятся почему-то без должной серьезности. А напрасно, они не так уж и безобидны, как кажется на первый взгляд.

Путеводитель по статье

  1. Проверка: по плану или внезапно
  2. Какие права у СЭС?
  3. Ваши документы?!
  4. Оформление результатов
  5. Финансовые санкции
  6. Таблица нарушений и санкций
  7. Если вы не согласны…
  8. Проведение проверок сотрудниками органов пожарной безопасности
  9. Актуальные проверки и штрафы бизнеса в Украине
Видео путеводитель
Проверки санитарно-эпидемиологической службы на предприятии

Проверки санитарно-эпидемиологической службы на предприятии

Ведь кроме традиционных административных и финансовых санкций в арсенале проверяющих из органов СЭС такие действенные меры воздействия, как ограничение, временный запрет или прекращение хозяйственной деятельности. А если учесть, что санитарное законодательство довольно обширно и часто малопонятно для неспециалистов, проверки СЭС можно считать одними из наиболее опасных.

Кто выполняет функции СЭС после ее ликвидации? Акутальную информацию читайте на Prostopravo.

При проверках субъектов хозяйствования работники СЭС должны руководствоваться Законом о проверках[1], а также специальными нормативными актами, в частности Законом № 4004[2] и Положением о саннадзоре[3]. Поэтому не мешает ознакомиться с этими документами и руководителям предприятий.

В соответствии со ст. 39 Закона № 4004 проверки представляют собой способ осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. А обязательным условием проведения санэпиднадзора является реальная или предполагаемая угроза вредного воздействия на здоровье людей опасных факторов. Поэтому излюбленными объектами проверок для работников СЭС являются предприятия общественного питания, торговли, оздоровительные комплексы и пр. А вот обычные офисные помещения их мало интересуют.

Проверка: по плану или внезапно

Основная обязанность специалистов СЭС – постоянное наблюдение за выполнением предприятиями и физическими лицами санитарных и противоэпидемических норм и правил. Реализуется эта обязанность через плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся избирательно по планам, которые разрабатываются органами СЭС и утверждаются Главным санитарным врачом.

Как часто могут проводиться такие проверки? – спросите вы. Раньше, то есть до вступления в силу Закона о проверках, проверяющие из СЭС (как, впрочем, и из других контролирующих органов) могли пожаловать к вам на предприятие не чаще одного раза в календарный год. Теперь же все зависит от степени риска хозяйственной деятельности вашего предприятия (то есть степени вероятности возникновения негативных последствий от осуществления вашей хозяйственной деятельности для здоровья человека и окружающей среды).

Критерии деления субъектов хозяйствования по степеням риска определяет Кабинет Министров Украины. Если по каким-либо причинам критерии для хозяйствующего субъекта не утверждены, считается, что у него незначительная степень риска, а значит, проверять его можно не чаще одного раза в пять лет. Именно такую ситуацию мы имеем сегодня с плановыми проверками СЭС.

Право на проведение плановой выездной проверки органы СЭС могут получить только в том случае, если не позднее чем за 10 календарных дней до дня предполагаемой проверки они письменно уведомят об этом проверяемое предприятие. Отсутствие предварительного уведомления является основанием для недопущения проверяющих к проверке.

Внеплановые проверки проводятся в зависимости от санитарной и эпидемиологической обстановки, а также по сообщениям предприятий, учреждений, организаций и заявлениям граждан. Основанием для ее проведения является решение Главного санитарного врача. То есть с такой проверкой могут прийти практически в любое время, даже если предыдущий визит работников СЭС на вашем предприятии был совсем недавно. Кроме того, проверяющие из СЭС обязательно придут на предприятие с внеплановой проверкой при расследовании причин и условий возникновения инфекционных заболеваний, отравлений, эпидемических ситуаций. К встрече с работниками СЭС нужно быть готовым и при обследовании объектов, которые вводятся в эксплуатацию, а также при оформлении разрешения на осуществление отдельных видов деятельности и в ряде других случаев.

Срок осуществления плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней. Внеплановые проверки проводятся не дольше 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства – 2 рабочих дней [4].

Плановые и внеплановые проверки проводятся только в рабочее время, причем установленное правилами внутреннего трудового распорядка предприятия. Это означает, что если, предположим, ресторан работает в вечернее и ночное время, визит из СЭС он должен ожидать даже ночью. Кроме того, на проверке обязательно должен присутствовать руководитель проверяемого предприятия либо его заместитель. Хотелось бы также обратить внимание хозяйствующих субъектов на то, что Закон о проверках предоставил предприятиям ряд дополнительных прав: на проверке теперь могут присутствовать третьи лица (например, консультант по санитарному законодательству), а ход проверки можно фиксировать с помощью аудио- и видеотехники.

Кроме проверок текущей хозяйственной деятельности в ряде случаев на предприятиях должна осуществляться государственная санитарно-гигиенической экспертиза. (Временный порядок проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы утвержден приказом Министерства здравоохранения Украины от 09.10.2000 № 247.) Экспертизе, в частности, подлежат объекты, определенные в ст. 11 Закона № 4004 (действующие объекты; проектная документация на земельные участки; продукция и материалы, которые могут причинить вред здоровью людей), если в отношении их раньше не проводилась экспертиза и собственник объекта не имеет действующего положительного экспертного заключения на этот объект.

Какие права у СЭС?

Должностным лицам органов СЭС, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставлены довольно широкие полномочия. В частности, они имеют право:

  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению;
  • устанавливать обязательные для исполнения указания в отношении устранения выявленных нарушений санитарных норм;
  • бесплатно получать от юридических и физических лиц материалы, сведения, статистические и другие данные, характеризующие санитарное и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей;
  • бесплатно изымать образцы сырья, продукции, материалов для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы[5] и лабораторных исследований.

Ваши документы?!

Согласно п.9 Положения о саннадзоре проверка проводится должностными лицами СЭС по направлениям Главного государственного санитарного врача или его заместителей. Входить на территорию и в помещения всех объектов надзора проверяющие могут только по предъявлению служебного удостоверения. Таким образом, первое, что должен сделать руководитель предприятия (его заместитель) в случае визита должностных лиц СЭС, это попросить их предъявить служебное удостоверение и направление на проверку. Отсутствие указанных документов либо наличие нарушений в их оформлении (например, несовпадение фактической даты начала проверки и даты, указанной в направлении; изменения в составе участников проверки и т.д.) является основанием для недопущения проверяющих на предприятие. Кроме того, проверяющие обязаны предоставить предприятию копию направления на проверку. В случае отказа в предоставлении копии их также можно не допускать к проверке.

Перед началом проведения проверки сотрудники СЭС должны сделать соответствующую запись в журнале проверок субъекта хозяйствования (при его наличии).

Оформление результатов

Факт выявленного в ходе проверки нарушения обязательно фиксируется в протоколе. Основанием для его составления является нарушение предприятием или предпринимателем санитарного законодательства, а также невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС. Если факты нарушений на момент проверки содержатся в других документах (например, заключениях санитарно-гигиенической экспертизы, докладных записках, заявлениях и жалобах), они также прилагаются к протоколу. Протокол оформляется в трех экземплярах: один из них в 3-дневный срок передается должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело, второй – нарушителю, третий – остается у составившего его должностного лица.

По результатам проверки в обязательном порядке оформляется акт проверки соблюдения санитарного законодательства. Он должен быть составлен не позднее последнего дня окончания проверки. Заметим, что данный документ оформляется независимо от того, установлен ли факт нарушения санитарного законодательства или неисполнения предписаний должностных лиц СЭС.

Поскольку все составленные в ходе проверки документы потенциально могут быть впоследствии использованы для принятия решения относительно применения административных и финансовых санкций, следует внимательно ознакомиться с их содержанием и позаботиться о том, чтобы у вас остались их копии. Все ваши замечания и возражения желательно также зафиксировать в акте.

Финансовые санкции

Акт проверки, протокол о нарушении санитарных норм, а также постановление о наложении штрафа являются основанием для применения к нарушителям финансовых санкций. Административные штрафы взыскиваются в порядке, предусмотренном Инструкцией № 64[6], а финансовые – Порядком № 135[7].

Вопросы относительно применения санкций рассматривают государственные санитарные врачи и их заместители. По результатам рассмотрения дела о нарушении норм санитарного законодательства могут издаваться два документа – постановление о наложении административного штрафа и постановление о применении финансовой санкции. Они составляются в трех экземплярах, один из которых в обязательном порядке вручается нарушителю или его представителю под роспись. Отметим, что указанные постановления могут быть направлены предприятию по почте заказным письмом с уведомлением.

Действующим законодательством предусмотрено очень много разнообразных видов наказаний, которые могут применить проверяющие из СЭС. Однако в рамках данной публикации мы остановимся только на основных видах штрафов и санкций.

Так, за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 6 до 25 НМДГ (102–425 грн.), а на граж­дан – от 1 до12 НМДГ (17–204 грн.) (ст.42 КоАП). За создание препятствий должностным лицам СЭС в исполнении ими своих обязанностей гражданам грозит штраф в размере от 1 до 12 НМДГ (17–204 грн.), должностным лицам – от 6 до 25 НМДГ (102–425 грн.) (ст.188 КоАП). Аналогичные штрафы могут быть применены к субъектам хозяйствования, которые хотя и допустили дол­жностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической служ­бы к проверке, но не предоставили им необходимую информацию либо предоставили заведомо ложную информацию.

Кроме того, за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей стандартам, на должностных лиц предприятия может быть наложен штраф в размере от 3 до 88 НМДГ (51–1360 грн.) (ст.167 КоАП), а за нарушение правил транспортировки или хранения продук­ции – от 3 до 40 НМДГ (51–680 грн.) (ст.170 КоАП).

Кроме административных штрафов, которые налагаются на должностных лиц предприятий, действующее санитарное законодательство предусматривает также наложение финансовых санкций (см. Таблицу) непосредственно на предприятие или предпринимателя (ст.46 Закона № 4004).

Таблица нарушений и санкций

 

Состав нарушения

 

 

Вид санкции

 

 

Разработка и использование документации, не соответ­ствующей требованиям санитарных норм

 

 

Штраф в размере 25 % сто­имости разработки такой документации

 

 

Продажа запрещенной продукции

 

 

Штраф в размере 100 % сто­имости проданной продукции

 

 

Производство или продажа опасной продукции

 

 

Штраф в размере 100 % сто­имости проданной продукции

 

 

Продажа импортной продукции, не соответствующей национальным стандартам безопасности

 

 

Штраф в размере 100 % сто­имости проданной продукции

 

 

Уклонение от контроля продукции со стороны санитарно-эпидемиологической службы

 

 

Штраф в размере 25 % стоимости продукции, изготовленной с момента уклонения

 

Меры воздействия, которые могут применяться к нарушителям са­нитарного законодательства, определены ст. 42 Закона № 4004 и Инструкцией о порядке применения государственной санитарно-эпи­демиологической службой Украины административно-предупреди­тельных мер (ограничение, временный запрет, запрет, прекращение приостановление), утвержденной приказом Минздрава Украины от 14.04.1995 № 67. Среди указанных мер, в частности, обращают на себя внимание следующие:

  • ограничение одного из видов деятельности (должно быть соответствующее предписание и установлены сроки такого ограничения);
  • временный запрет деятельности (до устранения выяв­ленных нарушений);
  • прекращение деятельности (если нарушения устранить невозможно);
  • временное приостановление деятельности или опреде­ленных видов работ (если при их выполнении невозможно избе­жать нарушений санитарных норм);
  • запрет определенного вида деятельности (в случае использования или производства вредной для здоровья про­дукции).

Обеспечение выполнения постановления о применении предупредительной меры может быть осуществлено путем опечатывания или опломбирования источников энергии, сырья, помещений, агрегатов, механизмов, средств транспортировки и т.п. После наложения пломбы (печати) составляется акт об опечатывании (опломбировании) объекта по установленной форме.

Если вы не согласны…

Согласно ст.43 Закона № 4004 постановление (предписание, распоряжение, заключение), выданное должностным лицом СЭС, может быть обжаловано либо вышестоящему должностному лицу, либо непосредственно в суд. Напомним, что Законом о проверках предусмотрено, что если норма закона или другого нормативного документа допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей проверяемого или проверяющего, решение принимается в интересах субъекта хозяйствования. Вместе с тем, следует помнить, что подача жалобы не приостанавливает действие обжалуемого документа.
_______________________________

  • [1] Закон Украины от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
  • [2] Закон Украины от 24.02.1994 № 4004-ХІІ «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».
  • [3] Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине, утвержденное постановлением КМУ от 22.06.1999 № 1109.
  • [4] Согласно Закону о проверках сроки проведения как плановых, так и внеплановых проверок являются предельными и не подлежат продлению.
  • [5] Отметим, что согласно Закону о проверках такая экспертиза проводится за счет контролирующего органа. Но, если экспертизой будет установлен факт нарушения санитарного законодательства, приодеться платить самому предприятию. Порядок возмещения субъектом хозяйственной деятельности расходов, связанных с проведением экспертизы (испытания) образцов продукции утвержден постановлением КМУ от 31.10.2007 № 1279.
  • [6] Инструкция о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства, утвержденная приказом Минздрава Украины от 14.04.1995 № 64.
  • [7] Порядок применения финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства, утвержденный приказом Минздрава Украины от 20.07.1995 № 135.

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?