Упрощенная система налогообложения: как отделить честных ФЛП от мошенников

Уклоняться от уплаты налогов до последнего — одно из главных лозунгов украинского бизнеса. Для рядового гражданина Украины уже обычная вещь: купить один и тот же товар в одном магазине и получить чеки от разных предпринимателей.

Если покупатель рассчитывается наличными, то обычно получает товарный чек от ФЛП, если картой — получает фискальный чек от ООО или другого ФЛП.

Существует немало способов уклонения от уплаты налогов. Это происходит путем нарушения таможенных правил и контрабанды с одной стороны и через “фирмы-однодневки” или ФЛП, существенно занижающие суммы выручки, с другой.

В основном это касается крупного бизнеса. Именно его представители безосновательно пользуются преференциями, которые были созданы для малого бизнеса.

Такое поведение крупных игроков ставит под угрозу существование упрощенной системы налогообложения и честных “упрощенцев”. Эта тема приобретает резонанс на фоне разговоров о пересмотре системы, к которой бизнес уже “привык”. Итак, как отделить добросовестный бизнес от мошенников? Как сохранить преференции для малых предпринимателей?

Почему опасно отказываться от упрощенной системы

Ликвидация упрощенной системы принесла бы вред. Она дает защиту от произвола чиновников миллионам малых предпринимателей и позволяет им обеспечивать себя и семью с минимальными бюрократическими процедурами.

В Украине очень мало предпринимателей. Их до сих пор меньше, чем бюджетников.

Именно поэтому на старте предпринимателям нужно предоставлять наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса. Согласно рекомендациям Международной организации труда, для перехода от неформальной экономики к формальной необходимо несколько вещей.

Во-первых — сокращение затрат на соблюдение налогового законодательства благодаря внедрению упрощенных режимов исчисления налогов. Во-вторых — снижение регистрационных расходов и сокращение продолжительности соответствующих процедур. В-третьих — расширение доступа к информационным и финансовым услугам.

Также власть должна содействовать доступу к государственным закупкам, платежным услугам, страхованию, системам обучения предпринимательству, системам социального обеспечения. Для Украины эти рекомендации вполне приемлемы. Часть из них реализуется. Другие необходимо исследовать и определить их приоритетными на ближайшие годы.

Три главных схемы

В Украине есть три популярных схемы минимизации уплаты налогов, в которых используется упрощенная система налогообложения.

Первая — продажа товаров через “упрощенцев” с занижением задекларированного годового дохода. Вторая — использование упрощенной системы юридическими лицами для обналичивания средств. Третья — оформление отношений с ФЛП гражданско-правовыми договорами вместо оформления офисных рабочих.

Можно предварительно определить, что из трех схем наиболее распространенной является первая — продажа товаров. Уклонение с ее помощью оцениваются десятками миллиардов гривен, а уклонение с помощью второй и третьей схем — это лишь миллиарды. Как бороться с мошенниками? Как стимулировать бизнес выходить из тени?

Идентифицировать честного предпринимателя

Последнее исследование экспертов МВФ определяет, что массовая фискализация не является панацеей. Она не дает устойчивых положительных результатов и может быть эффективной лишь тогда, когда является частью комплексной стратегии улучшения.

Нужны действенные меры, которые уменьшат возможности для уклонения от уплаты налогов, и четкие критерии, которые помогут отделить честных предпринимателей от мошенников.

Один из ключевых критериев, определенный в исследовании, — связь между торговой площадью и годовым доходом предпринимателей. Предварительные данные свидетельствуют, что в селах существенно превышают оборот 1 млн грн в год предприниматели с площадью более 150 кв м, в поселках городского типа — свыше 80 кв м, в больших городах площадь еще меньше.

Для таких рисковых групп предпринимателей на основе соответствующей торговой площади можно ввести обязательное использование кассовых аппаратов — РРО.

Как уменьшить злоупотребления. Пять шагов

Недавно эксперты “Реанимационного пакета реформ” провели фундаментальное исследование, в котором сравнили меры и успехи других стран, которые борются со злоупотреблениями крупного бизнеса, стимулируют предпринимателей выходить из тени и пытаются не создать дополнительных проблем для малого бизнеса.

Исследование дает понимание, какие шаги способны существенно уменьшить злоупотребления при продаже товаров или услуг. Здесь стоит выделить пять основных шагов.

Первый шаг. Внедрение комплекса мероприятий, которые бы поощряли бизнес добровольно использовать РРО.

Стоимость приобретения и использования кассовых аппаратов нужно уменьшить всеми возможными способами — и организационными, и техническими.

Это может быть введение онлайн-сервиса — электронной книги доходов плательщика единого налога, переход от традиционных РРО к цифровым — смартфонам и планшетам. Другие стимулы — проведение лотерей по чекам, обеспечение прав потребителей только на основании фискального чека, премирование потребителей за выявление незарегистрированных в базе ГФС чеков.

Второй шаг. Меры по предупреждению злоупотреблений в упрощенной системе налогообложения с целью сокрытия доходов через дробление. В частности — относительно использования несколькими субъектами УСН одного торгового помещения, общего пользования сайтами и торговыми марками.

Третий шаг. Меры, которые позволят избежать безналогового ввоза физическими лицами товаров в Украину через почтовые отправления или перевозки.

Речь идет о тех физических лицах, которые превратили собственные закупки в коммерческую торговлю. Необходимо провести аналитическое исследование, которое позволит вычислить и обосновать годовую сумму таких посылок и перевозок до определенного размера.

Четвертый шаг. Мероприятия по “декешезации” страны: улучшение конкуренции в банковском секторе, развитие современных технических новаций в использовании платежных карт, возврат доверия к национальной валюте.

Пятый шаг. Оборудование фискальными устройствами плательщиков НДС, которые продают товары и услуги за наличные, а также тех, кто торгует на больших площадях (после либерализации рынка РРО и внедрения цифровых РРО).

Вместе с этим важно начать реальное реформирование таможни, чтобы уменьшить попадание на территорию страны “серого” и “черного” товара. Сейчас эксперты исследуют удачный опыт Грузии и Болгарии.

Реформа таможни должна быть радикальной. Сотрудников надо набирать на прозрачных конкурсах под контролем независимых иностранных консультантов. Зарплаты новых сотрудников надо увеличить в несколько раз. Также необходимо внести изменения в законодательство, которые значительно упрощают таможенные процедуры.

Общая система налогообложения — следующая

Существует много факторов, которые надо урегулировать на уровне законодательства, но бесспорным является то, что нынешняя система налогообложения нуждается в реформах.

Условия ведения бизнеса должны быть равными для каждого игрока. Упрощенную систему следует усовершенствовать так, чтобы крупный бизнес не мог ею злоупотреблять. Надо создать условия, при которых предпринимателям будет выгодно работать прозрачно.

Также следует отметить, что большинство проблем налоговой системы содержится в общей системе налогообложения. Следовательно, необходимо принять меры по ее упрощению и приближению к упрощенной системе налогообложения.

Необходимо срочно начать глубокое реформирование ГФС, создать действенную Службу финансовых расследований, ликвидировать дискреционный налог на прибыль и перейти к модели налогообложения только распределенной прибыли.

После реализации этих мер большинство вопросов относительно упрощенной системы будут сняты, и общая налоговая система станет не менее привлекательной, чем упрощенная.

Опубликовано на сайте: 24.04.2017

Автор: Олег Гетман

Источник: http://www.epravda.com.ua/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 13682




Простобанк ТВ








Рекомендуем