В чем заключаются основные налоговые льготы для аграриев?

Каковы основные налоговые льготы для предприятий, которые занимаются сельскохозяйственным производством, как эти льготы действуют, и какие существуют исключения – узнавал Prostobiz.ua

Екатерина Гутгарц, главный редактор Prostopravo.com.ua

 Сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля с/х товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов, могут выбрать фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН).

Плательщики ФСН не платят:

а) налог на прибыль предприятий;

б) земельный налог (кроме земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства);

в) сбор за специальное использование воды;

г) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности).

Сельскохозяйственные товаропроизводители для получения и подтверждения статуса плательщика налога ежегодно, до 20 февраля, подают по состоянию на 1 января текущего года:

  • общую налоговую декларацию по налогу на текущий год по всей площади земельных участков, с которых взимается налог (сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений), и / или земель водного фонда внутренних водоемов (озер, прудов и водохранилищ), - контролирующему орган по своему местонахождению (месту пребывания на налоговом учете);
  • отчетную налоговую декларацию по налогу на текущий год отдельно по каждому земельному участку - контролирующему органу по месту расположения такого земельного участка;
  • расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства - контролирующим органам по месту своего нахождения и / или по месту расположения земельных участков;
  • сведения (справку) о наличии земельных участков - контролирующим органам по месту своего нахождения и / или по месту расположения земельных участков.

В ведомости (справке) о наличии земельных участков указываются сведения о каждом документе, который подтверждает право собственности и/или пользования земельными участками, в том числе о каждом договоре аренды земельной доли (пая).

Справка о получении или подтверждении статуса плательщика налога выдается в течение 10 рабочих дней с даты подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем налоговой декларации или заявления контролирующим органом по местонахождению такого плательщика (месту пребывания на налоговом учете).

Не может быть зарегистрирован как плательщик ФСН:

  • субъект хозяйствования, у которого более 50 процентов дохода, полученного от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений (за исключением срезанных цветов, выращенных на угодьях, принадлежащих сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставленных ему в пользование, и продуктов их переработки), диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья);
  • субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29-2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции;
  • субъект хозяйствования, который по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Объектом налогообложения является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящихся в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставленная ему в пользование, в том числе на условиях аренды.

Базой налогообложения является нормативная денежная оценка одного гектара сельскохозяйственных угодий, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года

Размер ставок налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий и / или земель водного фонда для сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от категории (типа) земель, их расположения и составляет (в процентах базы налогообложения):

а) для пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленных им в пользование, в том числе на условиях аренды) - 0,15;

б) для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, - 0,09;

в) для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) - 0,09;

г) для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, - 0,03;

г) для земель водного фонда - 0,45;

д) для пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленных им в пользование, в том числе на условиях аренды, - 1,0.

Под специализацией на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте следует понимать превышение доли дохода, полученного от реализации такой продукции и продукции ее переработки двух третей дохода (66 процентов).

Перечень горных зон и полесских территорий определяется Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрены некоторые особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции другими налогами и сборами.

Так, для предприятий, у которых доход от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 50% общего дохода за предыдущий отчетный год,  налог на прибыль уменьшается на сумму налога на землю, которая используется в сельскохозяйственном производстве.

Эта льгота не распространяется на предприятия, основной деятельностью которых является производство и / или продажа продукции цветочно-декоративного растениеводства, дикорастущих растений, диких животных и птиц, рыбы (кроме рыбы, выловленной в реках и закрытых водоемах), меховых товаров, ликеро-водочных изделий, пива, вина и виноматериалов (кроме виноматериалов, которые продаются для дальнейшей переработки), которые облагаются налогом в общем порядке.

Специальный режим налогообложения налогом на добавленную стоимость предусмотрен для сельскохозяйственных предприятий, у которых доля сельхозпроизводства превышает 75%.

Согласно специальному режиму налогообложения сумма налога на добавленную стоимость, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров / услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога - для других производственных целей.

Указанные суммы налога на добавленную стоимость аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков и / или в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

При вывозе сельскохозяйственных товаров в таможенном режиме экспорта сельскохозяйственное предприятие - производитель таких товаров / услуг имеет право на бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного (начисленного) поставщикам товаров / услуг, стоимость которых включается в состав производственных факторов. Такое возмещение осуществляется в общем порядке.

Специальный режим налогообложения НДС не распространяются на производителей подакцизных товаров, кроме предприятий первичного виноделия, которые поставляют виноматериалы.

 Сергей Оберкович, старший партнер ЮФ «Гвоздий и Оберкович»

Вопрос налоговых льгот для аграрного сектора сейчас у всех на слуху в связи с недавними инициативами Правительства касательно отмены некоторых из них. Эти инициативы были восприняты негативно, как непосредственными участниками агробизнеса, так и множеством финансовых экспертов, и в итоге так и не были приняты ВерховнойРадой этого созыва, поэтому агробизнес пока что может вздохнуть с облегчением.

Наиболее важной льготой для агробизнеса был и остается специальный налог – фиксированый сельськохозяйственний налог (ФСН). Сельскохозяйственные производители, которые уплачивают ФСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль, земельного налога, сбора за специальное использование воды; сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности).

ФСН уплачивается со стоимости за нормативной денежной оценкой одного гектара сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), проведенной по состоянию на 1 июля 1995 года. Ставки налога варьируются от 100% до 3% от указанной стоимости каждого гектара земель. Плательщиками налога могут быть только сельськохозяйственные товаропроизводители, в которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый год равна или превышает 75 %. Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства осуществляется по специальной форме расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства, утвержденной приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.

Ещё одной немаловажной льготой для агробизнеса является специальный режим налога на добавленную стоимость. Его может выбрать сельскохозяйственное предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства. При этом, как и в случае с ФСН, доля сельскохозяйственного товаропроизводства в таком предприятии за предыдущий налоговый год должна быть равна или превышать 75 %. Сельскохозяйственные товары определяются с помощью их кодов в УКТ ЗЕД, исключительний перечень которых предусмотрен в Налоговом кодексе. Особенностью специального режима НДС является то, что сумма НДС, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров / услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной поставщику на стоимость производственных факторов, в счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога – для других производственных целей.

Именно этот механизм в предыдущие годы позволил аграриям увеличить мощности своих предприятий и значительно расширить производство. Однако уже довольно длительное время существуют законодательные инициативы касательно отмены специального режима НДС и введения вместо него системы бюджетных дотаций. Эти инициативы пока что не имеют поддержки среди агробизнеса, поскольку льготы по НДС имеют ряд существенных преимуществ для аграриев по сравнению с прямой бюджетной поддержкой. Две основные из них – это автоматическое действие льготного режима (отсутствие зависимости от наполнения бюджета) и справедливость распределения (предприятия получают средства пропорционально объемам реализованной продукции).

Кроме того, льгота по НДС может оказаться под угрозой в связи с рекомендациями МФВ украинскому правительству реформировать процесс взимания НДС и установить для сельхозпроизводителей обычный режим уплаты этого налога. Перевод аграриев на общую систему налогообложения НДС будет иметь не только негативные экономические последствия, но и вызовет сложности в администрировании этого налога.

Третьим видом льгот для сельскохозяйственных предприятий являеться освобождение от уплаты НДС операций из экспорта зерна. Недавним решением Парламента было внесено изменения в Налоговый и продлено до 31 декабря 2014 года включительно режим освобождения от налогообложения НДС операций по экспорту зерновых и технических культур.

Подытоживая, можно отметить, что законодательством предусмотрено ряд льгот для предприятий аграрного сектора экономики, что позволяет им поддерживать бизнес в сложных на сегодня экономических условиях. Если же наше правительство, следуя рекомендациям МВФ, отменит льготное налогообложение НДС, аграрии могут оказаться в достаточно сложном положении. 

Опубликовано на сайте: 27.11.2014

Источник: http://www.prostobiz.ua/


Тема дня

Налоговая реформа: фискалам – неограниченные полномочия, налогоплательщикам — ответственность

В комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики до сих пор не принято решения относительно двух правительственных законопроектов о внесении изменений в Налоговый кодекс — №5132 и №5368. В этой связи в комитете договорились в ближайшие пару недель поработать над законопроектами в рабочих группах.

Видео дня


Рекомендуем