В чем заключаются основные налоговые льготы для аграриев?

Каковы основные налоговые льготы для предприятий, которые занимаются сельскохозяйственным производством, как эти льготы действуют, и какие существуют исключения – узнавал Prostobiz.ua

Екатерина Гутгарц, главный редактор Prostopravo.com.ua 

 Сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля с/х товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов, могут выбрать фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН).

Плательщики ФСН не платят:

а) налог на прибыль предприятий;

б) земельный налог (кроме земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства);

в) сбор за специальное использование воды;

г) сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности).

Сельскохозяйственные товаропроизводители для получения и подтверждения статуса плательщика налога ежегодно, до 20 февраля, подают по состоянию на 1 января текущего года:

  • общую налоговую декларацию по налогу на текущий год по всей площади земельных участков, с которых взимается налог (сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений), и / или земель водного фонда внутренних водоемов (озер, прудов и водохранилищ), - контролирующему орган по своему местонахождению (месту пребывания на налоговом учете);
  • отчетную налоговую декларацию по налогу на текущий год отдельно по каждому земельному участку - контролирующему органу по месту расположения такого земельного участка;
  • расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства - контролирующим органам по месту своего нахождения и / или по месту расположения земельных участков;
  • сведения (справку) о наличии земельных участков - контролирующим органам по месту своего нахождения и / или по месту расположения земельных участков.

В ведомости (справке) о наличии земельных участков указываются сведения о каждом документе, который подтверждает право собственности и/или пользования земельными участками, в том числе о каждом договоре аренды земельной доли (пая).

Справка о получении или подтверждении статуса плательщика налога выдается в течение 10 рабочих дней с даты подачи сельскохозяйственным товаропроизводителем налоговой декларации или заявления контролирующим органом по местонахождению такого плательщика (месту пребывания на налоговом учете).

Не может быть зарегистрирован как плательщик ФСН:

  • субъект хозяйствования, у которого более 50 процентов дохода, полученного от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений (за исключением срезанных цветов, выращенных на угодьях, принадлежащих сельскохозяйственному товаропроизводителю на праве собственности или предоставленных ему в пользование, и продуктов их переработки), диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья);
  • субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29-2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции;
  • субъект хозяйствования, который по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Объектом налогообложения является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящихся в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставленная ему в пользование, в том числе на условиях аренды.

Базой налогообложения является нормативная денежная оценка одного гектара сельскохозяйственных угодий, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 года

Размер ставок налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий и / или земель водного фонда для сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от категории (типа) земель, их расположения и составляет (в процентах базы налогообложения):

а) для пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленных им в пользование, в том числе на условиях аренды) - 0,15;

б) для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, - 0,09;

в) для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) - 0,09;

г) для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, - 0,03;

г) для земель водного фонда - 0,45;

д) для пашни, сенокосов и пастбищ, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые специализируются на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте, или предоставленных им в пользование, в том числе на условиях аренды, - 1,0.

Под специализацией на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте следует понимать превышение доли дохода, полученного от реализации такой продукции и продукции ее переработки двух третей дохода (66 процентов).

Перечень горных зон и полесских территорий определяется Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрены некоторые особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции другими налогами и сборами.

Так, для предприятий, у которых доход от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства превышает 50% общего дохода за предыдущий отчетный год,  налог на прибыль уменьшается на сумму налога на землю, которая используется в сельскохозяйственном производстве.

Эта льгота не распространяется на предприятия, основной деятельностью которых является производство и / или продажа продукции цветочно-декоративного растениеводства, дикорастущих растений, диких животных и птиц, рыбы (кроме рыбы, выловленной в реках и закрытых водоемах), меховых товаров, ликеро-водочных изделий, пива, вина и виноматериалов (кроме виноматериалов, которые продаются для дальнейшей переработки), которые облагаются налогом в общем порядке.

Специальный режим налогообложения налогом на добавленную стоимость предусмотрен для сельскохозяйственных предприятий, у которых доля сельхозпроизводства превышает 75%.

Согласно специальному режиму налогообложения сумма налога на добавленную стоимость, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров / услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога - для других производственных целей.

Указанные суммы налога на добавленную стоимость аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков и / или в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

При вывозе сельскохозяйственных товаров в таможенном режиме экспорта сельскохозяйственное предприятие - производитель таких товаров / услуг имеет право на бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного (начисленного) поставщикам товаров / услуг, стоимость которых включается в состав производственных факторов. Такое возмещение осуществляется в общем порядке.

Специальный режим налогообложения НДС не распространяются на производителей подакцизных товаров, кроме предприятий первичного виноделия, которые поставляют виноматериалы.

 Сергей Оберкович, старший партнер ЮФ «Гвоздий и Оберкович »

Вопрос налоговых льгот для аграрного сектора сейчас у всех на слуху в связи с недавними инициативами Правительства касательно отмены некоторых из них. Эти инициативы были восприняты негативно, как непосредственными участниками агробизнеса, так и множеством финансовых экспертов, и в итоге так и не были приняты ВерховнойРадой этого созыва, поэтому агробизнес пока что может вздохнуть с облегчением.

Наиболее важной льготой для агробизнеса был и остается специальный налог – фиксированый сельськохозяйственний налог (ФСН). Сельскохозяйственные производители, которые уплачивают ФСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль, земельного налога, сбора за специальное использование воды; сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности).

ФСН уплачивается со стоимости за нормативной денежной оценкой одного гектара сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), проведенной по состоянию на 1 июля 1995 года. Ставки налога варьируются от 100% до 3% от указанной стоимости каждого гектара земель. Плательщиками налога могут быть только сельськохозяйственные товаропроизводители, в которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый год равна или превышает 75 %. Расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства осуществляется по специальной форме расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства, утвержденной приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины.

Ещё одной немаловажной льготой для агробизнеса является специальный режим налога на добавленную стоимость. Его может выбрать сельскохозяйственное предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства. При этом, как и в случае с ФСН, доля сельскохозяйственного товаропроизводства в таком предприятии за предыдущий налоговый год должна быть равна или превышать 75 %. Сельскохозяйственные товары определяются с помощью их кодов в УКТ ЗЕД, исключительний перечень которых предусмотрен в Налоговом кодексе. Особенностью специального режима НДС является то, что сумма НДС, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров / услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной поставщику на стоимость производственных факторов, в счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога – для других производственных целей.

Именно этот механизм в предыдущие годы позволил аграриям увеличить мощности своих предприятий и значительно расширить производство. Однако уже довольно длительное время существуют законодательные инициативы касательно отмены специального режима НДС и введения вместо него системы бюджетных дотаций. Эти инициативы пока что не имеют поддержки среди агробизнеса, поскольку льготы по НДС имеют ряд существенных преимуществ для аграриев по сравнению с прямой бюджетной поддержкой. Две основные из них – это автоматическое действие льготного режима (отсутствие зависимости от наполнения бюджета) и справедливость распределения (предприятия получают средства пропорционально объемам реализованной продукции).

Кроме того, льгота по НДС может оказаться под угрозой в связи с рекомендациями МФВ украинскому правительству реформировать процесс взимания НДС и установить для сельхозпроизводителей обычный режим уплаты этого налога. Перевод аграриев на общую систему налогообложения НДС будет иметь не только негативные экономические последствия, но и вызовет сложности в администрировании этого налога.

Третьим видом льгот для сельскохозяйственных предприятий являеться освобождение от уплаты НДС операций из экспорта зерна. Недавним решением Парламента было внесено изменения в Налоговый и продлено до 31 декабря 2014 года включительно режим освобождения от налогообложения НДС операций по экспорту зерновых и технических культур.

Подытоживая, можно отметить, что законодательством предусмотрено ряд льгот для предприятий аграрного сектора экономики, что позволяет им поддерживать бизнес в сложных на сегодня экономических условиях. Если же наше правительство, следуя рекомендациям МВФ, отменит льготное налогообложение НДС, аграрии могут оказаться в достаточно сложном положении. 

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Партнеры

Prostopravo.com.ua - Новости права

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!