Юридические моменты, о которых забывают владельцы интернет-магазинов

Открывая бизнес в интернете, владельцы порой забывают уточнить тонкости и аспекты таких моментов, как принятие платежей, оформление продажи товара, который отправлен почтовыми службами, нюансах продажи юридическим и физическим лицам, обязанностях перед клиентами и требованиях Закона «О защите прав потребителя». Предлагаем рассмотреть данные моменты, а также юридическое оформление интернет-магазинов подробней.

Принятие платежей на банковскую карту, электронными деньгами

Принимать платежи за товары своего интернет-магазина согласно законодательству Украины, вы можете, только если банковская карта открыта на ФЛП. Ведь согласно п.7.7 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте (Постановление НБУ № 492 от 12.11.2003г.), использование текущих счетов физических лиц для осуществления предпринимательской деятельности запрещено.

Если вы работаете на льготном налогообложении, то рискуете иметь претензии от налоговой на уплату 15-17% от дохода в бюджет  (при расчете электронными деньгами или если банковская карта открыта на физическое лицо). Так как вы, как плательщик, должны будете предоставить доказательства, если считаете, что вы правы и не должны платить данный налог, то нервы работники служб могут вам основательно попортить.

Что делать в данном случае?

Вы можете принимать платежи на расчетный счет через эквайринг.

Если вы уже принимали такие платежи, то необходимо заключить договор поручения с собственником карты, а также оформить уже полученныйтаким образом доход в кассовую книгу.

Банковские сотрудники утверждают, что данная операция вполне возможна - вы даете номер карты, а деньги попадают сразу на счет ФЛП.

Электронные деньги, такие как Вебмани, Я.Деньги и т.п. – это платежное средство, денежные обязательства конкретного предприятия, НО! выпуск электронных денег может осуществлять исключительно банк. А многие электронные деньги, не соответствуют понятию электронных денег со стороны украинского законодательства и являются лишь титульными знаками.  

Согласно ЗУ «О платежных системах и переводе средств в Украине»

Електронні  гроші - одиниці вартості, які зберігаються на  електронному  пристрої,  приймаються  як  засіб платежу іншими особами,  ніж  особа,  яка їх випускає, і є грошовим зобов'язанням цієї особи, що виконується в готівковій або безготівковій формі.

Випуск  електронних  грошей  може  здійснювати виключно банк. Банк,   що  здійснює  випуск  електронних  грошей,  бере  на  себе зобов'язання з їх погашення.

Соответственно, ни Вебмани, ни Яндекс деньги не являются электронными деньгами в понимании нашего законодательства.

Открыть свой кошелек и принимать платежи электронными деньгами плательщику ЕН нельзя. Статья Налогового кодекса (п.291.6 ст.291 НКУ) утверждает, что плательщики единого налога, могут продавать товары и оказывать услуги исключительно за деньги. Однако, предприниматели на общей системе налогообложения могут осуществлять операции по бартеру (определение бартерной операции есть в п. 14.1.10 НКУ).

Что же делать и как принимать эти деньги? Возможна оплата товаров с договором, но без кошелька, ведь вам на счет перечисляют деньги именно по безналу. Вебмани предлагают свою схему, как обойти ст. 291.6 НКУ, она описана здесь: http://webmoney.ua/about/law

Если платежи в товарных знаках плательщик единого налога все-таки принимает, то:

  • необходимо платить 15% от дохода (пп.3 п 293.4 НКУ);
  • есть риск аннуляции ЕН даже задним числом.

Продажа товаров на одном сайте несколькими лицами

Поставщику необходимо легализировать отношения с конкретным сайтом, с которым собирается сотрудничать. Это можно сделать несколькими способами, например:

  • совместная деятельность (совместная торговля через сайт) – один ФЛП делает сайт, другой оформляет сделки, еще один занимается рекламой и т.п. Однако налоговики плохо понимают и принимают совместную деятельность в Украине, а договор необходимо регистрировать в налоговой;
  • лидогенератор (оформление договора на содействие в заключении сделок). По схеме аренды сайтаработают даже некоторые лидеры рынка интернет-магазинов в Украине. Например, владелец сайта поручает продавать одну категорию товара одному ФЛП, другую второму, третью – третьему. Оформляется данное сотрудничество либо агентским договором на содействие в заключенни сделок, либо как предоставление рекламных или информационных услуг, либо как аренда сайта/части сайта (аренда имущественных прав владельца сайта продавцами. Однако в данном случаесо всеми участниками необходимо работать по единой схеме. КВЕД в данном случае используется не торговля, а посредничество («посредничество в торговле») - посредничества – 46.19, 46.18.

Момент заключения сделки с клиентом

К сожалению, в практике работы интернет-магазинов в Украине есть процент сделок, которые покупатель отменят после заказа. Например, заказ был подтвержден, а когда его доставляет курьер, покупатель отказывается его принимать, причем, законодательно, у продавца нет защиты в данном случае.

И даже если с оплатой товара все было в порядке, продавец все равно подвержен риску со стороны недобросовестных покупателей. Предлагаем вам перечень некоторых негативных нюансов возврата товара, которые на данные момент законодательно действуют в Украине (ст.12 и 13 ЗУ «О защите прав потребителей» - советуем изучить детально):

  • продавец обязан принять товар в течение 14 дней даже в том случае, если он распакован (но сохранил при этом свой товарный вид и не был в использовании);
  • расходы по оплате возврата данного товара накладываются на продавца;
  • клиент может не возвращать полученный товар до тех пор, пока продавец не вернет ему деньги (на это отведено 30 дней);
  • если продавец не вернул деньги за продукцию, то покупателю должна быть выплачена неустойка в размере 1% стоимости товара за каждый день задержки выплат

И хотя  в связи со сложной судебной системой в Украине, потребители редко отстаивают свои права в судебном порядке, владелец интернет-магазина должен знать все нюансы и иметь четкую стратегию работы с клиентами. Например, лучше в накладной или акте приема-передачи товара отображать все нюансы, которые могут вам навредить и ставить подпись покупателя на ней. Это увеличит ваш шанс выиграть судебный иск, если до него дойдет. (Эти документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством (см. ту же ч.2 ст. 12 ЗУ «О защите прав потребителя»).

Сейчас,согласно действующего  закона об электронной коммерции, на сайте должно быть много информации (наименование продавца, характеристики продукции, гарантийные обязательства, условия доставки и т.п.), которую лучше дублировать на имейл покупателя, а также передавать письменно вместе с товаром.

При продаже необходимо выдать покупателю квитанцию, которая должна содержать много данных (ч.2 ст.12 ЗУ «О защите прав потребителя»):

  • Дата оформления договора
  • Название и местонахождения продавца
  • Наименование продукции
  • Цена
  • Срок выполнения работ
  • Права и обязательства сторон договора (здесь не обязательно что-то придумывать, можно просто указать, что покупатель имеет все права и обязанности согласно законодательству о защите прав потребителя) и др.

Продажа товара через почтовые службы наложенным платежом

П. 15 ст. 3 ЗУ о РРО гласит:

«надавати покупцю товарів (послуг) за його вимогою чек, накладну або інший письмовий документ,  що засвідчує передання права  власності  на них від продавця до покупця з метою виконання вимог  Закону  України  "Про  захист прав споживачів".»

Однако данный чек не подтверждает передачи денег, поэтому, если вы находитесь на едином налоге, то можете подготовить себе налоговую накладную, которая будет содержать в себе всю информацию, которую требует закон, но также поля «Отметка про оплату», «Дата фактической оплаты», а также «Условия оплаты: в день получения товара у перевозчика». Это даст вам возможность приложить данную недозаполненную накладную к товару и тем самым исполнить все обязательства в момент передачи товара перевозчику. Таких накладных должно быть две – одна для вас, вторая для себя как первичный документ для подтверждения доходов (и хранить их нужно 3 года!).

Если к вам вернется товар, то вернется и накладная. Если пришли деньги – берете свою копию такой накладной, дозаполняете все поля и вкладываете все это как первичный документ, занеся все данные и в книгу доходов той датой, когда вам фактически пришли деньги.

Если вы используете кассовый аппарат, ситуация сложнее. Можно распечатать чек и вложить его в посылку, если вернется – произвести возврат (в течение 14 дней), но это неправильно. Хотя, поймать вас на таком деле сложно – только в случае, если налоговая сделает пробную покупку через Новую Почту или аналогичную транспортную компанию. В таком случае лучше подписать договор с Укрпочтой, которая может принимать и пересылать деньги на ваш счет (хотя сейчас и Новая Почта уже может совершать такие операции).

Нюансы продажи юрлицам и физлицам по разным ценам, а также многими  предпринимателями на одном сайте

Нюансы указания цены на товары на сайте

В связи со сложившейся ситуацией в стране и постоянным изменением валютного курса, также хотелось бы затронуть тему ценообразования на сайте. Если ваши цены зависят от курса, юридически верно было бы защитить себя, написав на сайте один из вариантов:

  • цена актуальна в течение дня,
  • цену нужно уточнять перед заказом,
  • такой товар отсутствует в наличии, но есть другой по цене …
  • рядом с ценой подпись «в связи с ситуацией, которая у нас сложилась, цену нужно уточнять у менеджера, который принимает заказ»
  • после принятия заказа через корзину указывать, что «заказ принят, но мы перезвоним и подтвердим цену»

Мнение

Екатерина Гутгарц, редактор сайта Prostopravo.com.ua

Осуществление торговли посредством создания Интернет-магазина имеет ряд особенностей, хотя в других аспектах ничем не отличается от других форм предпринимательства. Так, для начала нужно зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Причем создавать юридическое лицо не обязательно, для открытия Интернет-магазина в большинстве случаев подойдет организационно-правовая форма ФЛП (физическое лицо-предприниматель). Вторым этапом будет выбор формы налогообложения – общая или упрощенная. Вполне можно выбрать упрощенную систему налогообложения, однако предпринимателям, которые собираются использовать для расчетов электронные деньги следует помнить, что согласно п.291.6 ст. 296 НКУ единщики могут осуществлять расчеты за поставленные товары, услуги или работы исключительно в денежной (наличной или безналичной) форме, что исключает использование электронных денег.  Кроме того, не всеми видами продукции можно торговать через Интернет-магазины, так, например, продажа алкогольных или табачных изделий предполагает наличие торгового помещения, соответствующего определенным законодательным требованиям.

Также следует помнить о том, что согласно Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» Интернет-магазины не обязаны использовать РРО в своей деятельности, однако они обязаны выдавать потребителю документ (квитанцию, товарный чек), который подтверждает факт заключения договора и возникновения взаимных прав и обязанностей, в противном случае к владельцу Интернет-магазина могут быть применены штрафные санкции за нарушение прав потребителя.

На данный момент в Украине отсутствует специальный закон, который регламентировал бы все аспекты осуществления Интернет-торговли. В июне этого года был принят в первом чтении проект закона «Об электронной коммерции», надеемся, что в ближайшее время закон будет принят в целом и большинство спорных вопросов, связанных с осуществлением торговли посредством сети Интернет будут разрешены.

Статья написана с использованием материалов лекции Никиты Полатайко, юриста SayenkoKharenko.

Опубликовано на сайте: 15.07.2015

Автор: Алена Попова, Екатерина Гутгарц

Источник: http://www.prostoweb.com.ua/

Видео дня