Законодательство о бизнесе: новинки сентября 2015 года в подробностях

Об упрощении процедуры участия бизнеса в государственных закупках, регуляции электронной коммерции, существенном повышении ставок судебного сбора и других наиболее важных законодательных новеллах последнего месяца – расспрашивал экспертов Prostobiz.ua

Юрий Павлишинец, старший юрист ЮФ «Кушнир, Якимяк и Партнеры»

1. Подписан закон об электронной коммерции.

3 сентября Парламент Украины проголосовал за принятие Закона Украины «Об электронной коммерции», а 25 сентября данный закон был подписан Президентом. Безусловно, по своей задумке закон является в какой-то мере революционным для нашей страны, ведь ранее сфера онлайн-торговли в Украине практически была лишена правового обеспечения и регулирования.

Ключевым моментом является признание законодателем существования электронной формы соглашения, которая отныне будет приравнена к обычной письменной форме. Кроме того, впервые нашли свое отображение на уровне закона такие определения, как «интернет-магазин», «электронная торговля», «информационные электронные услуги» и т.п.

В общем и целом, закон призван урегулировать процессы в сфере электронной торговли, в первую очередь между конечными потребителями и поставщиками услуг и товаров в Интернете. Важно, что согласно закону все такие поставщики теперь будут обязаны уведомить потребителя о своих регистрационных данных, ведь ранее зачастую потребитель не имел ни малейшего понятия о том, кто действительно является продавцом (например, названия тех же интернет-магазинов в большинстве случаев не повторяют наименование их собственников-юридических лиц) и к кому, в случае чего, предъявить претензию. Дополнительным бременем для онлайн-продавцов также будет обязанность предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре (услуге), ее стоимости, с учетом налогов, доставки и т.п. Вместе с тем, все подобные мелкие неудобства с лихвой компенсируются прогрессивным эффектом, который закон окажет на электронную коммерцию. Не секрет, что в его разработке активное участие принимали представители бизнеса, которые в целом очень положительно оценили его принятие. Есть, однако, и очевидные трудности с его имплементацией, взять хотя бы бухгалтерский учет – представляется, что до момента внесения соответствующий изменений в законодательство использовать электронные документы (хоть они и приравниваются к обычным) в качестве первичных будет рискованно.

Публикация закона, а соответственно и его вступление в силу, ожидаются в ближайшее время.

2. Валютные ограничения продолжают действовать.

Национальный банк Украины своим Постановлением №581 от 03.09.2015 года уже в который раз на три месяца (до 4-го декабря включительно) продлил все основные валютные ограничения: обязательное требование продажи 75% валютных поступлений, невозможность снятия с валютного контроля экспортной операции на основании документов о зачете встречных однородных требований, запрет досрочного погашения кредитов или займов по договорам с нерезидентами, невозможность приобрести и перечислить валюту для целей выплаты иностранному инвестору дивидендов или дохода, полученного им от продажи долей/акций в украинских компаниях, и т.д.

Вместе с тем, были внедрены и новые ограничения: так, в течение ближайших трех месяцев НБУ не будет осуществлять регистрацию:

  1. изменений в договоры о привлечении резидентами (кроме банков) средств в валюте от нерезидентов, в случае замены сторон в обязательствах по таким договорам,
  2. договоров о получении резидентом средств в иностранной валюте от другого резидента в случае уступки резидентом-кредитором нерезиденту права требования по такому кредиту.

Указанные ограничения безусловно окажут негативное влияние на возможность совершения сделок со средствами, привлеченными от нерезидентов, в первую очередь что касается М&A сделок и внутригрупповых реструктуризаций, для которых свойственна уступка прав требований по займам.

Следует отметить, что НБУ оставил за собой право принимать отдельные решения относительно проведения регистраций в случаях, указанных выше, если определит, что кредитор и должник по соответствующему договору связаны между собой отношениями контроля. Однако данная процедура пока представляется абсолютно непрозрачной и лишь время покажет, насколько эффективно ее можно будет использовать.

В то же время нельзя не отметить отмену Нацбанком требования подавать справку из органов Государственной фискальной службы для покупки валюты с целью расчетов по внешнеэкономическим договорам.

3. Украина вводит персональные санкции.

22 сентября Решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» от 2 сентября 2015 года было введено в действие Приказом Президента Украины от 16.09.2015. СНБО воспользовалась своим правом, предусмотренным статьей 5 Закона Украины «О санкциях», и ввела персональные санкции против 381 физического лица и 105 юридических лиц.

Среди юридических лиц, которые попали под действие санкций, в основном российские банки, СМИ, производители оружия, авиакомпании, а также некоторые крымские предприятия. Что касается физических лиц, их разделили на пять групп: 1) «международные наблюдатели» на «выборах» в Донецкой и Луганской областях и «референдуме» в Крыму, 2) деятели культуры и науки России, 3) госслужащие России, 4) руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса в России, и 5) сепаратисты, боевики, самопровозглашенные должностные лица «ЛНР», «ДНР» и Крыма.

Среди санкций, которые могут быть применены, указаны блокирование активов, ограничение или прекращение транзита ресурсов, перелетов и перевозок, приостановление исполнения экономических и финансовых обязательств, и т.д. Бизнесу Украины следует внимательно ознакомиться с полным перечнем подсанкционных юридических и физических лиц (например, на сайте Президента Украины), с целью анализа и оценки возможных последствий совершения операций с такими лицами.

4. Существенно повышены ставки судебного сбора.

1 сентября вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора», положениями которого предусмотрено существенное повышение ставок судебного сбора. Так, за подачу иска имущественного характера юридическому лицу придется заплатить 1,5% от суммы иска (но не менее одной минимальной зарплаты, а в хозяйственных судах максимальная сумма ограничена 150 минимальными зарплатами), за подачу апелляционной жалобы – 110% ставки, которая была уплачена при подаче иска, кассационной – 120% ставки, а заявления о пересмотре решения Верховным судом Украины – 130% такой ставки.

Таким образом, максимальные размеры ставок судебного сбора по делах, которые рассматриваются в общих и административных судах (а соответственно, в первую очередь по налоговых спорах), теперь вообще не ограничены, что, вероятно, поставит множество налогоплательщиков, оспаривающих, скажем, решения налоговых органов о доначислении, в затруднительное положение. Более того, упразднена и ранее существующая возможность частичной уплаты судебного сбора в размере 10% от цены административного иска имущественного характера.

5. Антимонопольный комитет разъяснил принципы расчета штрафов.

15 сентября Антимонопольный комитет принял рекомендационные разъяснения касательно применения положений частей второй и пятой статьи 52 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», частей первой и второй статьи 21 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». В документе перечислены основные подходы АМКУ к расчету размера штрафов (которые, например, за нарушения в виде неполучения разрешения на концентрацию могут составить до 5% от общемировой выручки компании-нарушителя), как то: правовая определенность, пропорциональность (предусматривает соразмерность размера санкций с целями, которые преследуются их применением, и масштабом нарушения), недискриминационность и разумность (подразумевает, что размер штрафа должен отвечать цели предупреждения нарушений и не нарушать баланс экономических интересов производителей и потребителей). Документом также устанавливаются смягчающие и отягчающие обстоятельства, в зависимости от наступления которых размер штрафа может быть скорректирован.

Кроме того, указанными разъяснениями вводится «амнистия» для случаев проведения концентрации без получения разрешения от АМКУ (если получение такового требовалось): если нарушители обратятся в АМКУ до 16 сентября 2016 года с заявлением на получение такого разрешения, штрафы будут значительно меньше, нежели рассчитанные в обычном порядке.

Роман Бондарев, юрист ЮКК «Де-Юре»

1. Судиться стало дороже.

Начало сентября сопровождалось одним из наиболее важных и обсуждаемых изменений в законодательстве для бизнеса. 1 сентября 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора».

Ключевым изменениям подверглись ставки судебного сбора. Теперь во всех юрисдикция юридические лица за подачу искового заявления имущественного характера будут уплачивать 1,5 процента цены иска, но не менее 1 размера минимальной заработной платы. Следует отметить, что «потолок» размера судебного сбора установлен лишь в хозяйственной юрисдикции и составляет 150 размеров минимальных заработных плат, последствием чего может стать ограничение доступа к правосудию. Так, банкам-кредиторам будет стоить больших денег судиться с крупными заемщиками-физическими лицами, что может привести к росту рынка коллекторских услуг. Учитывая же низкий уровень исполнения судебных решений в Украине (около 30 %) судиться же по мелким займам, потребительским кредитам, где минимальная сумма судебного сбора будет сопоставима с десятками процентов от суммы долга, станет просто не выгодно, что принесет банкам лишь убытки и, возможно, уменьшит рынок потребительского кредитования.

При этом следует говорить о том, что такой подход к законотворчеству никак не реализует цель этого закона — не разгрузит суды. Споры и конфликты в бизнесе никуда не исчезнут, ставки судебного сбора за стол переговоров вряд ли кого-либо посадят. Возможно часть споров будет решаться медиаторами или рассматриваться третейскими судами, но уровень доверия к данным институтам у украинского бизнеса на данный момент довольно низкий.

Также не исключаю, что крупные кредиторы для уменьшения расходов, связанных с уплатой судебного сбора, путем уступки права требования будут передавать право на обращение в суд техническим физическим лицам, которые могут обращаться в суд с иском имущественного характера с «потолком» размера судебного сбора в 5 минимальных заработных плат.

Особенно беззащитным бизнес становится в спорах с фискальными органами. По мнению административных судов иски об отмене налогового уведомления-решения являются имущественными. Это утверждение очень спорное, критикуется учеными-правоведами и юристами-практиками, но практика пока идет по такому пути. Это оставляет для органов ГФС поле для злоупотреблений. В случае угрозы безосновательного начисления непомерно крупных налоговых обязательств со стороны ГФС плательщику будет легче «договориться», чем обратиться в суд для отмены НУР, чему будет предшествовать уплата судебного сбора в 1,5% от суммы НУР (верхнего предела суммы судебного сбора по имущественным требованиям по административной юрисдикции нет).

Ставки судебного сбора, уплачиваемого при обжаловании решения суда первой инстанции, также выросли и теперь превышают сумму судебного сбора по первой инстанции: 110, 120, 130 процентов за подачу апелляционной, кассационной жалобы и заявлении о пересмотре решений Верховным Судом Украины соответственно. Таким образом, если дело дойдет до Верховного Суда Украины, сторона уплатит не менее 6,9 процента суммы иска имущественного характера. Не дешевое правосудие, правда?

Кроме того, установлено, что за подачу исков, цена которых определяется в иностранной валюте, судебный сбор платится в гривнах с учетом официального курса гривны к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины на день оплаты. Ранее этот пробел в праве заполнялся только судебной практикой.

Размер судебного сбора, уплаченного за подачу искового заявления, не уменьшается на размер судебного сбора при подаче заявления об предупредительным мерах, об обеспечении иска, истребовании доказательств, если такое исковое заявление подано после заявления об предупредительным мерах, об обеспечении иска, истребовании доказательств. Также ряд субъектов, которые ранее были освобождены от уплаты судебного сбора по определенным категориям дел, были лишены такого права.

2. Электронные сделки ввели в правовое поле.

3 сентября 2015 года был принят Закон Украины «Об электронной коммерции». Этот Закон был подписан Президентом и вступил в силу 30 сентября 2015 года.

Настоящий Закон регулирует правовые отношения в сфере электронной коммерции во время совершения электронных сделок.

Данный Закон является требованием времени, но говорить о том, что Закон является «прорывом» в законотворчестве, не приходится. Формализованы и уточнены уже сложившиеся правоотношения, которые ранее и без того регулировались общими положениями гражданского, хозяйственного законодательства, законодательством о рекламе и электронном документообороте и иными сопутствующими нормами.

Предполагаю, что принятие данного закона кардинально не повлияет на деятельность участников отношений в сфере электронной коммерции. При этом принятие специального закона положительно отобразиться в применении судами норм права при разрешении споров в данной сфере и формировании однообразной практики.

3. Увеличен размер минимальной заработной платы.

17 сентября 2015 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2015 год», инициированный Арсением Яценюком. Указанным Законом с 1 сентября 2015 года были изменены размеры прожиточного минимума и минимальной заработной платы, размер которой теперь составляет 1378 гривен.

Данный закон является результатом договоренностей о списании и реструктуризации долгов Украины: в бюджете появились «лишние» деньги. Сказать, что данный Закон принят под местные выборы — значит ничего не сказать.

Остается открытым вопрос каким образом следует выполнять данный Закон, ведь он принят «задним числом», а по общему правилу закон обратной силы во времени не имеет.

4. Изменен порядок таможенного оформления товаров в режиме импорта.

16 сентября 2015 года Кабинетом министров Украины был принято постановление № 724 «Об использовании в системе управления рисками ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров» чем сразу вызвал возмущение ряда политических фигур, в частности — Михеила Саакашвили.

Согласно Постановлению введено использование органами доходов и сборов в системе управления рисками единых ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (выпуска для свободного обращения) — ориентировочные показатели таможенной стоимости товаров. Вероятно, такое положение внедрено с целью установления подлинности цены импортируемого товара и уменьшения таким образов таможенных сборов.

По мнению критиков данного Постановления это приведет к изменению процедуры таможенного оформления с привязкой цены товара к той, что установлена ГФС, что ударит по добросовестным импортерам. Так ли это? Покажет время.

5. Упрощена процедура участия бизнеса в государственных закупках.

30 сентября 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок по приведению их в соответствие с международными стандартами и принятие мер по преодолению коррупции», который вносит собой изменения в ряд законов.

Практической целью данного закона является гармонизация процедуры государственных закупок в Украине — приведении ее к нормам ВТО. Принятие данного Закона являлось одним из условий открытия доступа украинскому бизнесу к государственным закупкам иных стан ВТО.

Дмитрий Гутгарц, адвокат

Среди нормативных актов, принятых в сентябре 2015 года в наибольшей степени затрагивающих интересы бизнеса, следует отметить:

Закон Украины «Об электронной коммерции» от 03.09.2015, вступивший в силу 30.09.15г., призван урегулировать деятельность интернет-магазинов, «приравнять» сделку, заключенную в электронной форме, к сделке - в бумажной форме. Закон установил требования к сайтам – интернет-магазинам. Кроме того, Закон устанавливает определенные ограничения на осуществление электронной коммерции, в частности при организации и проведении лотерей и азартных игр, для сделок, которые подлежат нотариальному удостоверению или государственной регистрации и т.д. Закон регулирует процедуру заключения электронной сделки. Также затронут вопрос проведения расчетов в электронной коммерции.

С принятием этого Закона «электронный» бизнес  получил относительно четкие правила игры, возможность на законодательном уровне строить свою защиту от контролирующих органов государственной власти.

1 сентября 2015г  вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков», принятый еще в июле 2015 года.  

Законом внесены уточнения относительно признаков безнадежной задолженности, в частности установлен срок, превышающий 180 дней, по прошествии которого задолженность лица, размер совокупных требований кредитора которого не превышает минимального размера бесспорных требований кредитора для начала производства в деле о банкротстве. Ранее никаких сроков установлено не было, что давало возможность относить задолженность к разряду безнадежной сразу с момента превышения ею установленных законодательством размеров.

Также, согласно изменениям законодательства, безнадежной считается просроченная задолженность, не погашенная вследствие недостатка имущества должника, при условии, что действия по принудительному взысканию имущества должника не привели к полному погашению задолженности. Указанная норма заменила признание безнадежной задолженности, по которой истек срок исковой давности. Таким образом, следуя логике законодателя, задолженность, срок исковой давности которой истек, не является более безнадежной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возможно, парламентарии решили подстегнуть бизнес не лениться обращаться в суды с исками о взыскании задолженности, что вполне логично с точки зрения пополнения государственного бюджета за счет уплаты увеличившегося судебного  сбора.

Также безнадежной будет считаться задолженность, если должник субъект хозяйствования признан банкротом либо если юридическое лицо-должник ликвидировано.

Следующее изменение, внесенное в Налоговый кодекс Украины, касается определения основных фондов. Парламентарии учли инфляционные процессы, которые произошли в стране и увеличили стоимость материальных активов, относящихся к основным средствам с 2500 гривен до 6000 гривен.

С  1 сентября текущего года отправлять налоговую отчетность по почте можно не за 10 дней до завершения предельного срока подачи такой отчетности, а за пять.

Коснулись изменения и налоговых консультаций. Появились требования к форме налоговой консультации. Теперь  консультация, предоставленная в письменной или электронной форме, обязательно должна  содержать  описание вопросов, поднятых налогоплательщиком, учитывать те фактические обстоятельства, которые описывает в запросе на консультацию налогоплательщик, обоснование применения норм законодательства и выводы относительно практического применения отдельных норм налогового  законодательства. Письменные и электронные консультации отныне  подлежат обязательному размещению на сайте контролирующего органа, ее  предоставившего  в течение 10 календарных дней со дня ее предоставления.

Кроме индивидуальной налоговой консультации теперь может налогоплательщик имеет право обжаловать в суде приказ об утверждении обобщающей налоговой консультации.

В случае отмены судом приказа об утверждении обобщающей налоговой консультации или индивидуальной консультации новая обобщающая консультация должна быть опубликована в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу соответствующего решения суда. В аналогичные сроки должна быть предоставлена новая индивидуальная налоговая консультация.

Обратите внимание, что с 01.09.2015 года для допуска к проведению проверки должностное лицо ГФС Украины должно предъявить копию приказа о проведении проверки, в котором указываются:

  • дата выдачи,
  • наименование контролирующего органа,
  • наименование и реквизиты субъекта, подлежащего проверке,
  • цель,
  • вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая проверка),
  • основания для проведения проверки, дата начала и длительность проверки,
  • период деятельности, который будет проверяться.

Приказ о проведении проверки действителен при наличии подписи руководителя (его заместителя) контролирующего органа и скрепления его печатью контролирующего органа.

Начисление пени начинается теперь не с первого рабочего дня, следующего за последним днем оплаты налогового обязательства, а по прошествии 90 дней с указанной выше даты.

Также пеня не начисляется, если изменения в налоговую отчетность вносятся налогоплательщиком вследствие самостоятельного обнаружения ошибок не позднее 90 дней с момента окончания срока уплаты налоговых обязательств.

Опубликовано на сайте: 05.10.2015

Источник: http://www.prostobiz.ua/

Тема дня

Названы 10 лучших банков мира

Издание Global Finance представило список лучших банков мира в 2016 году (2016 World’s Banks) в разных регионах мира и в разных секторах. Полный список лучших банков будет опубликован в октябрьском номере Global Finance.

Видео дня