Бизнес-стратегия создания туристической фирмы: базовые нюансы и особенности

Prosto привлекательным кажется туристический бизнес многим предпринимателям со стороны – но немногие знают весь комплекс аспектов, с которыми он связан. Об основах, этапах стратегического планирования открытия туроператора и организации туристического агентства c учетом тенденций 2010-х годов рассказывает Prostobiz.ua.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Выбор формата туристического бизнеса
  2. О турах «только в отель»
  3. Какие главы бизнес-плана турфирмы особенно отличаются
  4. Организация туров: пять креативных идей совершенствования бизнеса

    4.1 Производство и прокат аудио-экскурсий по местности

    4.2 Турагентство (турпортал), подбирающее лучший тур по дате

    4.3 Гурме-туры: пицца-тур и пивной тур

    4.4 Экскурсии на бегу и на велосипедах

    4.5 Политический туризм – нам есть, что показать


Выбор формата туристического бизнеса

Прежде составления бизнес-плана будущей туристической компании следует определиться с форматом ведения бизнеса. А именно, будет ли это туристический оператор (компания, организовывающая, контролирующая свои туры и продающая их посредникам-турагентствам), туристическое агентство, турагент (компания, продающая туры иных операторов) или такая турфирма, которая изначально часть туров организовывает, а для части – выступает посредником (в турбизнесе это принято называть «смешанная деятельность»).

Следует отметить, что к этой третьей модели принадлежит большинство успешно закрепившихся на рынке туристических предприятий. Ведь они желают охватить как можно больше стран, курортов, отелей, перевозчиков, русскоязычных сотрудников по всему миру и других аспектов рекреационного бизнеса – но, конечно же, не имеют возможности лично заключать договора с многими десятками тысяч контрагентов во многих десятках стран. А потому и выступают в качестве агента по многим еще неразработанным своими сотрудниками направлениям. В результате у турагентов такого оператора ряд туров имеет в своей основе цепочку субагентских отношений – когда турагент у туроператора «берет» тур, который и для оператора уже является не своим, а агентским.

Кроме того, новосозданный туроператор, в отличие от магазина, не может «закупить товар», «оборудовать торговую точку» и немедленно начать продавать. Он должен комплект хотя бы из нескольких туров разработать, уладить, договориться, все это – немалое время и большие командировочные или аутсорсинговые расходы (в которых, кстати, и заключается главное отличие бизнес-плана нового туроператора). Чтобы компания в момент разработки новых туров не имела сплошных убытков, а получала в это же время хоть какой-то доход, туроператоры в 1990-х-2000-х годах изначально брались исполнять и агентские функции.

Тем не менее, для туроператора-стартапа ХХІ века, если речь идет о серьезном инвестиционном проекте с капиталом от миллиона долларов, наиболее эффективно начинать бизнес исключительно с проверенных своими сотрудниками «собственных» отелей, перевозчиков, сопровождающих сотрудников, с которыми заключены прямые договора, есть канал постоянной отчетности и налажена оперативная связь; помимо которой туроператор регулярно контролирует иные всевозможные показатели этих контрагентов для прогнозирования, планирования, упреждения форс-мажоров.

Только при собственном полном контроле первого продаваемого компанией пакета туров новичок в этом бизнесе (если у него есть амбиции выйти в лидеры рынка) заработает реноме надежной компании, быстро без всяких субагентских цепочек на все реагирующей. А это крайне важно как для любой клиентоориентированной деятельности – так и для бизнеса, представляющего собой тесную пульсирующую взаимосвязь сразу десятков и сотен бизнесов в разных мировых юрисдикциях (туроператоры – вообще великие потребители b2b-услуг).

Если же у вас или у вашей первичной команды создателей фирмы нет склонности или возможности к такому личному качественному контролю продаваемых туров – лучше начать вхождение в бизнес со скромной посреднической позиции турагентства. А к разработке своих туров перейти со временем – с наймом топ-менеджеров, готовых этим уверенно заняться, а то и с изменением собственных подходов к этому бизнесу.

Изучайте: Туроператоры Украины

О турах «только в отель»

В постсоветских странах под туром внутри страны, к сожалению, до сих пор иногда понимается сугубо продажа мест в отеле или путевок в дома отдыха и санатории – без включения в услугу проезда и локального трансфера. Последний, порой, и организовывается турфирмой дополнительно, но вполне кустарным методом – сотрудник туркомпании на общих основаниях покупает билет или нанимает транспорт для клиента.

Этот подход был исторически вызван двумя причинами: во-первых, возможностью доехать собственным автомобилем в относительно небольшой стране до любой ее точки, а во-вторых, склонностью граждан самостоятельно покупать билет на поезд. Всем этим и пользовалось множество клиентов, покупавших такие «туры» внутри страны в 1990-х-2000-х годах.

Однако с развитием сайтов отелей посреднические услуги турфирм, заключающиеся лишь в продаже путевки, изрядно теряют смысл – все больше путешественников бронируют и покупают путевки через интернет сами. По крайней мере, для поездки в отечественные дома отдыха и санатории – это серьезная тенденция.

Кроме того, с развитием сервиса недорогой аренды авто самостоятельные многосоткилометровые переезды в один пункт назначения в городах всего мира быстро теряют популярность. Зачем трудиться за рулем, платить за бензин, рисковать на трассах, изнашивать машину – если можно в дороге отдохнуть, а на курорте тут же арендовать машину? Когда-нибудь этот тренд захватит и Украину, и другие постсоветские страны.

Наконец, порталов-агрегаторов для сравнения цен, условий и фотографий отелей разных отечественных регионов (с функцией заказа тура) в интернете уже хватает. Новая турфирма вряд ли заработает бонусы на одном широком ассортименте хорошо представленных на ее сайте агентских контактов с домами отдыха и санаториями.

Вывод: фокусирование на бизнесе в виде простой «продажи путевок» не выглядит перспективным и выгодным направлением в ХХІ веке. Пафосно говоря, интернет уже «убил» такой бизнес для отечественных отелей. А знание нашими соотечественниками иностранных языков вкупе с интернетом подкосят такой бизнес и для туров в отели всего мира.

Изучайте: где остановиться туристу в Украине – справочник всех видов отелей

А вот если вы дополните договор с отелем в Украине собственным перевозчиком – из мегаполиса прямо ко входу в дом отдыха, скажем, в Яремче или Затоке, а также контактом с компаниями «rent car» там же – у вас есть шанс добиться высокого вала продаж для среднеклассового покупателя. Как говорится, «полный транспортный пакет» – это уже совсем не «доедете сами как вам удобно».

Единственным исключением – поводом даже сейчас основать агентство по продаже путевок – является работа в небольшом райцентре или сельской местности со слабой охваченностью интернетом. Впрочем, это ненадолго: через 5-10-15 лет всемирная компьютерная сеть, несомненно, придет и туда.

Какие главы бизнес-плана турфирмы особенно отличаются

Итак, туроператор закладывает в план крупные первоначальные расходы на организацию туров (в подробностях этот сложный увлекательный процесс в данной статье мы не рассматриваем).

Да и в дальнейшем регулярные расходы на организацию новых, «редактирование» и контроль имеющихся туров, а также на изучение юридических и экономических нюансов разных юрисдикций должны быть весьма велики, если компания амбициозна.

Кроме того, закон предписывает оформить не только лицензию на туристическую деятельность, но и банковскую гарантию для турагента/туроператора. А общепринятым в банках залогом для такой гарантии чаще всего является депозит в размере чуть выше суммы гарантии. Помимо этого официального резерва компании или ее собственникам следует всегда иметь и более крупные стратегические резервные суммы на случай форс-мажоров, связанных с перемещениями десятков людей – и отразить величину и размещение этих сумм в бизнес-плане. Не исключено и использование турфирмами различных страховых программ для бизнеса.

Также важно изначально детально расписать дополнительные услуги, которые предоставляются практически всеми турагентами и туроператорами – оформление виз, загранпаспортов, разрешений на вывоз ценностей, страхование, подготовка документов для тех или иных целей, услуги индивидуального гида, услуги сопровождающего, услуги переводчика, продажа путеводителей, реализация подарочных сертификатов, прокат туристического оборудования, продажа билетов, заказ лимузинов и многое другое вплоть до фотостудийной работы.

Как, почем, в каких регионах и с какой широтой ассортимента, с какими технологиями, количеством персонала и оргтехники все эти услуги будут оформляться, реализовываться – тоже нужно отразить в бизнес-плане.

В этой сфере тоже порой выстраиваются субагентские цепочки – многим турокомпаниям проще получить весь пакет дополнительных услуг от одного-двух посредников, которые уже договариваются с производителями услуг напрямую. Кстати, это отдельная перспективная стартап-идея – стать таким комплексным суперпоставщиком всех дополнительных услуг для турфирм.

Помимо этого, не следует забывать, что офис турфирмы несет значительные представительские, статусные функции – прямо влияющие на доверие покупателей, а отсюда, и на уровень продаж (согласитесь, в мегаполисе турфирма с офисом в подвале на заднем дворе многоэтажки на окраине вряд ли продаст много туров, даже если внутри офис сделали роскошным и уютным).

Соответственно, офис в этом бизнесе, даже если сотрудников единицы – требует серьезного уровня «подходов и расходов». Для офиса туроператора, в идеале, используются услуги профессионального дизайнера интерьера – и выполняется созданный этим профессионалом дорогостоящий проект оформления. Все это с самого начала должно быть в бизнес-плане.

И наконец, в бизнес-плане туроператора отражается схема взаимодействия с турагентами; а в бизнес-плане турагента – с туроператорами.

Изучайте: помощь в оформлении виз в Украине: сайты, телефоны, адреса

Последний нюанс: все эти главные отличия планирования туристического бизнеса – вкупе со стандартными главами, присущими плану любого бизнеса и имеющимися в каждом бизнес-плане – составят едва ли половину его объема.

Вторую половину бизнес-плана турфирмы должен занять маркетинг! В первую очередь – интернет-маркетинг.

Организация туров: пять креативных идей совершенствования бизнеса

Prosto классические экскурсии уже отходят в прошлое. Креативные туры с посещением нетривиальных мест в сопровождении оригинального гида – вот на чем основывается современный туризм. Идеи наиболее актуальных бизнес-стартапов туристической сферы для МСБ предлагает Prostobiz.ua

Производство и прокат аудио-экскурсий по местности

Идея, давно реализована в музеях (в том числе нескольких отечественных) – но ее воплощение для прогулок по улицам города еще ожидается отечественным туристическим рынком. Изготавливать и продавать в исторических центрах городов можно как аудиофайлы для мобильных телефонов и планшетов, так и особые устройства с наушниками (которые можно сдавать в аренду под залог или продавать).

Помимо «уличных», создавать можно железнодорожные, авиационные и автобусные аудио-экскурсы – для тех, кому скучно в дороге и интересно, что там «за окном».

Турагентство (турпортал), подбирающее лучший тур по дате

Еще одна простая и давно реализованная – но не у нас – идея состоит в том, чтобы оперативно собирать информацию о всех фестивалях, днях города, Независимости и прочих ярких экшнах в максимально большом количестве городов и местностей мира. А затем предлагать посетителю сайта по одной введенной дате все варианты готовых туров на наиболее яркие мероприятия выбранной даты как внутри страны и в ближнем зарубежье – так и по всему миру.

Гурме-туры: пицца-тур и пивной тур

Проводя пицца-тур, туристов возят по разным пиццериям, угощают пиццей и рассказывают особенности и историю заведения. В русле этой бизнес-идеи можно заключить договор с одной из пиццерий о выпекании эксклюзивный пицц, например, с изображением разнообразных местных достопримечательностей, что непременно приведет экскурсантов в восторг. Пиццы лучше делать маленькими, чтобы каждый из них мог попробовать на вкус как можно больше исторических памяток города.

Следующей разновидностью популярных гурме-туров могут быть экскурсии по предприятиям, изготовляющим алкоголь. Почти в любой европейской стране можно найти отличные программы поездок по винодельням и пивоварням. Например, в о время пивных экскурсий туристов сопровождают эксперты по пиву – работники заводов, пивовары, пивные писатели и критики, – делящиеся профессиональными познаниями с туристами.

Кстати, городом-первопроходцем гурме-туров в Украине по праву можно считать Львов. Следует сказать, что экскурсии по местным кнайпам с дегустацией разнообразных блюд национальной кухни и крепких напитков пользуются у туристов наибольшим спросом, несмотря на то, что их средняя стоимость колеблется на уровне 200 – 300 грн. за несколько часов с человека.

Экскурсии на бегу и на велосипедах

Чтобы разнообразить экскурсию по местным достопримечательностям города, можно проводить ее «на бегу» или на предоставляемых экскурсионным бюро велосипедах. На начальных этапах бизнеса, достаточно предложить около 10 маршрутов по Киеву разной длины, сложности, живописности и насыщенности посещениями исторических и развлекательных центров. В среднем, длина маршрута, может составить около 4 километров (эту дистанцию следует взять за основу ценообразования).

Политический туризм – нам есть, что показать

Туры по местам больших политических происшествий и в здания, где работает власть (их в шутку называют «коррупционными турами») за рубежом уже не новы. Так, пражане проводят туристов по локациям, редко освещаемым в новостях, и к тому же связанным не только с политикой – ведь коррупция обычно пронизывает все сферы деятельности человека, в том числе, образование и здравоохранение. В частности, во время тура предлагают посетить резиденцию правительства – Пражский Град и МВС, а также три столичные больницы, прославившиеся бюджетным воровством, съездить в городок Усти-над-Лабем, где начинал свою деятельность бывший премьерский советник Марек Далик, не раз вовлекавшийся в скандалы.

Очевидно, на наших просторах составить увлекательные экскурсии по «политическим» местам, а также зонам деятельности известных взяточников и казнокрадов будет куда проще.



Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!




Полезные статьи по данной тематике