Бизнес-стратегия создания туристической фирмы: базовые нюансы и особенности

Prosto привлекательным кажется туристический бизнес многим предпринимателям со стороны – но немногие знают весь комплекс аспектов, с которыми он связан. Об основах стратегического планирования открытия туроператора и организации турагентства c учетом тенденций 2010-х годов рассказывает Prostobiz.ua. Узнайте, как открыть туристическое агентство в Украине - основные этапы.

Прежде составления бизнес-плана будущей туристической компании следует определиться с форматом ведения бизнеса. А именно, будет ли это туристический оператор (компания, организовывающая, контролирующая свои туры и продающая их посредникам-турагентствам), туристическое агентство, турагент (компания, продающая туры иных операторов) или такая турфирма, которая изначально часть туров организовывает, а для части – выступает посредником (в турбизнесе это принято называть «смешанная деятельность»).

Следует отметить, что к этой третьей модели принадлежит большинство успешно закрепившихся на рынке туристических предприятий. Ведь они желают охватить как можно больше стран, курортов, отелей, перевозчиков, русскоязычных сотрудников по всему миру и других аспектов рекреационного бизнеса – но, конечно же, не имеют возможности лично заключать договора с многими десятками тысяч контрагентов во многих десятках стран. А потому и выступают в качестве агента по многим еще неразработанным своими сотрудниками направлениям. В результате у турагентов такого оператора ряд туров имеет в своей основе цепочку субагентских отношений – когда турагент у туроператора «берет» тур, который и для оператора уже является не своим, а агентским.

Кроме того, новосозданный туроператор, в отличие от магазина, не может «закупить товар», «оборудовать торговую точку» и немедленно начать продавать. Он должен комплект хотя бы из нескольких туров разработать, уладить, договориться, все это – немалое время и большие командировочные или аутсорсинговые расходы (в которых, кстати, и заключается главное отличие бизнес-плана нового туроператора). Чтобы компания в момент разработки новых туров не имела сплошных убытков, а получала в это же время хоть какой-то доход, туроператоры в 1990-х-2000-х годах изначально брались исполнять и агентские функции.

Читайте о книге «Турфирма. С чего начать, как преуспеть»

Тем не менее, для туроператора-стартапа ХХІ века, если речь идет о серьезном инвестиционном проекте с капиталом от миллиона долларов, наиболее эффективно начинать бизнес исключительно с проверенных своими сотрудниками «собственных» отелей, перевозчиков, сопровождающих сотрудников, с которыми заключены прямые договора, есть канал постоянной отчетности и налажена оперативная связь; помимо которой туроператор регулярно контролирует иные всевозможные показатели этих контрагентов для прогнозирования, планирования, упреждения форс-мажоров.

Только при собственном полном контроле первого продаваемого компанией пакета туров новичок в этом бизнесе (если у него есть амбиции выйти в лидеры рынка) заработает реноме надежной компании, быстро без всяких субагентских цепочек на все реагирующей. А это крайне важно как для любой клиентоориентированной деятельности – так и для бизнеса, представляющего собой тесную пульсирующую взаимосвязь сразу десятков и сотен бизнесов в разных мировых юрисдикциях (туроператоры – вообще великие потребители b2b-услуг).

Если же у вас или у вашей первичной команды создателей фирмы нет склонности или возможности к такому личному качественному контролю продаваемых туров – лучше начать вхождение в бизнес со скромной посреднической позиции турагентства. А к разработке своих туров перейти со временем – с наймом топ-менеджеров, готовых этим уверенно заняться, а то и с изменением собственных подходов к этому бизнесу.

Изучайте: Туроператоры Украины

О турах «только в отель»

В постсоветских странах под туром внутри страны, к сожалению, до сих пор иногда понимается сугубо продажа мест в отеле или путевок в дома отдыха и санатории – без включения в услугу проезда и локального трансфера. Последний, порой, и организовывается турфирмой дополнительно, но вполне кустарным методом – сотрудник туркомпании на общих основаниях покупает билет или нанимает транспорт для клиента.

Этот подход был исторически вызван двумя причинами: во-первых, возможностью доехать собственным автомобилем в относительно небольшой стране до любой ее точки, а во-вторых, склонностью граждан самостоятельно покупать билет на поезд. Всем этим и пользовалось множество клиентов, покупавших такие «туры» внутри страны в 1990-х-2000-х годах.

Однако с развитием сайтов отелей посреднические услуги турфирм, заключающиеся лишь в продаже путевки, изрядно теряют смысл – все больше путешественников бронируют и покупают путевки через интернет сами. По крайней мере, для поездки в отечественные дома отдыха и санатории – это серьезная тенденция.

Кроме того, с развитием сервиса недорогой аренды авто самостоятельные многосоткилометровые переезды в один пункт назначения в городах всего мира быстро теряют популярность. Зачем трудиться за рулем, платить за бензин, рисковать на трассах, изнашивать машину – если можно в дороге отдохнуть, а на курорте тут же арендовать машину? Когда-нибудь этот тренд захватит и Украину, и другие постсоветские страны.

Наконец, порталов-агрегаторов для сравнения цен, условий и фотографий отелей разных отечественных регионов (с функцией заказа тура) в интернете уже хватает. Новая турфирма вряд ли заработает бонусы на одном широком ассортименте хорошо представленных на ее сайте агентских контактов с домами отдыха и санаториями.

Вывод: фокусирование на бизнесе в виде простой «продажи путевок» не выглядит перспективным и выгодным направлением в ХХІ веке. Пафосно говоря, интернет уже «убил» такой бизнес для отечественных отелей. А знание нашими соотечественниками иностранных языков вкупе с интернетом подкосят такой бизнес и для туров в отели всего мира.

Изучайте: где остановиться туристу в Украине – справочник всех видов отелей

А вот если вы дополните договор с отелем в Украине собственным перевозчиком – из мегаполиса прямо ко входу в дом отдыха, скажем, в Яремче или Затоке, а также контактом с компаниями «rent car» там же – у вас есть шанс добиться высокого вала продаж для среднеклассового покупателя. Как говорится, «полный транспортный пакет» – это уже совсем не «доедете сами как вам удобно».

Единственным исключением – поводом даже сейчас основать агентство по продаже путевок – является работа в небольшом райцентре или сельской местности со слабой охваченностью интернетом. Впрочем, это ненадолго: через 5-10-15 лет всемирная компьютерная сеть, несомненно, придет и туда.

Какие главы бизнес-плана турфирмы особенно отличаются

Итак, туроператор закладывает в план крупные первоначальные расходы на организацию туров (в подробностях этот сложный увлекательный процесс в данной статье мы не рассматриваем).

Да и в дальнейшем регулярные расходы на организацию новых, «редактирование» и контроль имеющихся туров, а также на изучение юридических и экономических нюансов разных юрисдикций должны быть весьма велики, если компания амбициозна.

Кроме того, закон предписывает оформить не только лицензию на туристическую деятельность, но и банковскую гарантию для турагента/туроператора. А общепринятым в банках залогом для такой гарантии чаще всего является депозит в размере чуть выше суммы гарантии. Помимо этого официального резерва компании или ее собственникам следует всегда иметь и более крупные стратегические резервные суммы на случай форс-мажоров, связанных с перемещениями десятков людей – и отразить величину и размещение этих сумм в бизнес-плане. Не исключено и использование турфирмами различных страховых программ для бизнеса.

Изучайте: прокат автомобилей в Украине: сайты, телефоны, адреса

Также важно изначально детально расписать дополнительные услуги, которые предоставляются практически всеми турагентами и туроператорами – оформление виз, загранпаспортов, разрешений на вывоз ценностей, страхование, подготовка документов для тех или иных целей, услуги индивидуального гида, услуги сопровождающего, услуги переводчика, продажа путеводителей, реализация подарочных сертификатов, прокат туристического оборудования, продажа билетов, заказ лимузинов и многое другое вплоть до фотостудийной работы.

Как, почем, в каких регионах и с какой широтой ассортимента, с какими технологиями, количеством персонала и оргтехники все эти услуги будут оформляться, реализовываться – тоже нужно отразить в бизнес-плане.

В этой сфере тоже порой выстраиваются субагентские цепочки – многим турокомпаниям проще получить весь пакет дополнительных услуг от одного-двух посредников, которые уже договариваются с производителями услуг напрямую. Кстати, это отдельная перспективная стартап-идея – стать таким комплексным суперпоставщиком всех дополнительных услуг для турфирм.

Помимо этого, не следует забывать, что офис турфирмы несет значительные представительские, статусные функции – прямо влияющие на доверие покупателей, а отсюда, и на уровень продаж (согласитесь, в мегаполисе турфирма с офисом в подвале на заднем дворе многоэтажки на окраине вряд ли продаст много туров, даже если внутри офис сделали роскошным и уютным).

Соответственно, офис в этом бизнесе, даже если сотрудников единицы – требует серьезного уровня «подходов и расходов». Для офиса туроператора, в идеале, используются услуги профессионального дизайнера интерьера – и выполняется созданный этим профессионалом дорогостоящий проект оформления. Все это с самого начала должно быть в бизнес-плане.

И наконец, в бизнес-плане туроператора отражается схема взаимодействия с турагентами; а в бизнес-плане турагента – с туроператорами.

Изучайте: помощь в оформлении виз в Украине: сайты, телефоны, адреса

Последний нюанс: все эти главные отличия планирования туристического бизнеса – вкупе со стандартными главами, присущими плану любого бизнеса и имеющимися в каждом бизнес-плане – составят едва ли половину его объема.

Вторую половину бизнес-плана турфирмы должен занять маркетинг! В первую очередь – интернет-маркетинг.

И тут мы отсылаем читателя к подробному материалу «Бизнес-план интернет-магазина: чем он отличается» – ведь портал турфирмы (и вся она как продающий субъект) в наше время является, как ни странно, вполне традиционным интернет-магазином. Вся маркетинговая (и аналитическая, и рекламная) составляющая описанного в указанной статье бизнес-плана интернет-магазина должна присутствовать и в бизнес-плане перспективной успешной современной турфирмы.

И да будет вам прибыль!

Другие интересные бизнес-стратегии вы можете найти здесь.

Опубликовано на сайте: 24.11.2014

Автор: Олег Кочевых

Источник: http://www.prostobiz.ua/


Тема дня

Налоговая реформа: фискалам – неограниченные полномочия, налогоплательщикам — ответственность

В комитете ВР по вопросам налоговой и таможенной политики до сих пор не принято решения относительно двух правительственных законопроектов о внесении изменений в Налоговый кодекс — №5132 и №5368. В этой связи в комитете договорились в ближайшие пару недель поработать над законопроектами в рабочих группах.

Видео дня


Рекомендуем