Пять великих ошибок большого бизнеса: чему они учат малый и средний бизнес

Иллюстрация http://www.inmagine.com/

Prosto многие великие бизнесы пошли на дно. Но, как известно, на ошибках учатся – а мудрые бизнесмены учатся на ошибках других. Пять самых значимых бизнес-провалов мировой истории и выводы из них для простых смертных предлагает Prostobiz.ua

1. Аляска

Возможно, история с российской Аляской и ее продажей за смехотворную сумму американцам кому-то кажется не бизнесом, а лишь геополитикой и макроэкономикой – но это не совсем так. Дело в том, что этот американский полуостров принадлежал большую часть ХІХ века не России как таковой, а коммерческой организации Российско-Американская Компания (РАК) – так же, как и Индия долго принадлежала не Британии, а коммерческой Ост-Индской компании.

Однако РАК не смогла сделать из Аляски успешный бизнес-проект – климат для земледелия и скотоводства тяжел, неаграрные товары возить в центр России в эпоху до железных дорог оказалось слишком далеко и сложно (как и необходимые для жизни товары на Аляску), торговлю с американскими государствами горе-коммерсанты из боязни конкуренции и завоевания развивать не удосужились, людские резервы компании вообще были недостаточны, менеджеры требовали слишком завышенной оплаты «экстремального» труда.

Но при этом компания, хоть и была отчасти государственная, сделала почти невозможным освоение полуострова государством, помещиками, купцами. А ведь при крепостном праве достаточно было поделить южные прибрежные территории Аляски между крупными землевладельцами – и те перевезли бы сюда тысячи подневольных крестьян из своих старых вотчин. Но нет, РАК этого сделать не дала. К тому же Аляска вполне могла спасти Сибирь и Сахалин от использования их в качестве мест ссылки и каторги – уплыть преступнику с Аляски назад в Россию весьма малореально, а бегство преступников с Аляски в Канаду вполне могло устроить российские власти.

И вот первый аляскинский урок для бизнесмена любого профиля – если несколько лет не выходит работа с хорошим активом государственного значения, не держите его при себе «до последнего» и не обязательно сразу продавайте: возможно, есть смысл отдать государству часть прав на актив: государство имеет такие неденежные ресурсы, которые могут послужить «ключом зажигания» для бурного развития этого актива. Да и заслужить симпатию элиты государства – для МСБ само по себе выгодный бонус.

Когда РАК обанкротилась и Аляска стала-таки государственной (а крепостное право в России уже исчезало), ее убыточность для страны оказалась столь внушительной, что гигантский полуостров сразу же и продали за 7 миллионов долларов. Вскоре американцы обнаружили, что купили «за копейку» ларец, набитый драгоценными сокровищами под завязку: там добывают нефть, газ, золото, серебро, цинк на миллиарды тех же единиц ЕЖЕГОДНО. И посейчас Аляска дает ежегодно 10% мировой добычи цинка, 20% американской нефти, невероятные массы золота; после изобретения консервирования и рефрижераторов миллиардными стали и обороты рыбного улова приаляскинских акваторий.

Второй аляскинский урок для бизнесмена-землевладельца – дружите с геологами и другими учеными в сфере наук о земле: оплатите их глубинное исследование вашего плохо работающего или убыточного земельного актива. Они могут обнаружить в нем источники мега-прибылей – как минимум, источники минерализованной воды. Не продавайте землю – даже под собственной дачей – без этого исследования: в конце концов, с хорошим актуальным геологическим исследованием продать землю можно дороже на сумму, вдвое-втрое превышающую стоимость исследования.

2. Телефон, мышка, фотопленка

Изобретатель телефона Александр Белл пришел в американскую компанию-монополист телеграфной связи (единственной тогда проводной связи) «Вестерн Юнион Телеграф» и предложил купить права на свое изобретение за 100 тысяч долларов. Телеграфные магнаты не только отказались, но и выразили возмущение наглостью ученого – телефон был обозван ими игрушкой, недостойной мощной «имперской» задумки телеграфа, а на указание, что телефон в отличие от телеграфа позволит оперативно говорить простым бизнесменам между собой, магнаты ответили «для этого достаточно и курьеров-посыльных».

Через несколько лет телефонная компания-монополист Александра Белла стала самой прибыльной в США, а телеграфисты начали терпеть страшные убытки. Телеграфные магнаты попытались догнать упущенное – начали прокладывать свои телефонные сети – но суд против них выиграл Белл, и все проложенные телеграфистами кабеля тоже отошли в собственность изобретателю телефона.

Уроки «телефона» для малого бизнеса – не проглядите изобретение, которое сделает ваш товар ненужным. И конечно, не отбрасывайте изобретений без детальнейшего их изученя.

На грабли «Вестерн Юнион Телеграф» недавно наступила компания «Кодак». Цифровой фотоаппарат изобрел в 1970-х годах ее же инженер – но она его не стала внедрять, твердо держась за «пленку». В итоге в 2012 году «Кодак», убитый «цифрой», закономерно обанкротился.

Аналогично, компьютерную «мышку» изобрел сотрудник Хerox. Но руководству концерна идея такого манипулятора показалась смешной – и изобретение было продано за копейки.

Наконец, компания DEC, одна из лидеров выпуска в начале 1980-х годов больших промышленных компьютеров, не поверила в популярность ПК – и была быстро вытеснена на обочину рынка.

3. IBM

Но и те, кто вытеснили DEC – компания IBM – закончили не лучше: отказавшись от патентования многих своих компьютерных изобретений (например, BIOS) они дали фору конкурентам, которые их и вытеснили с рынка ПК. А отдав компании Билла Гейтса разработку операционной системы для своих первых ПК – из-за неверия в бизнес-возможности продаж ОС – они потеряли невероятные массы прибыли. Вследствие всего этого компания-первопроходец в итоге была продана китайской Lenovo.

Вывод для МСБ: изобретения не ленитесь патентовать. А если часть проекта отдаете другим компаниям на аутсорсинг – предварительно просчитайте вероятность выхода аутсорсеров с этой частью вашего проекта в «свободное плавание» в виде отдельного стартапа и в качестве ваших конкурентов.

4. «Битлз»

Директор звукозаписывающего лейбла Decca Дик Роуи, прослушав начинающих «Битлз», не просто отказался вести коллектив как бизнес-проект, но и заявил, что гитарное трио с барабанщиком – неудачный формат для рок-групп, а последние и в принципе скоро вымрут совершенно. Вскоре конкуренты Decca, понимающие в музыкальных тенденциях больше Роуи, заработали на «битлах» свыше миллиарда долларов.

Вывод для МСБ: в вопросах на грани бизнеса и эстетики не полагайтесь только на свой эстетический вкус. Изучите мнения нескольких профильных экспертов.

5. Schlitz

Пивная марка Schlitz (город Милуоки, штат Висконсин) занимала до 1970-х годов второе место в США по продажам. Но однажды в целях снижения стоимости производства процесс производства уменьшили с 40 до 15 недель, а дорогие ингредиенты (ячменный солод) заменили дешевыми (кукурузный сироп). Полученное пойло имело столь невысокие вкусовые и эстетические свойства, что весь бизнес мощной компании быстро пошел на дно.

Вывод для МСБ: не ленитесь долго и тщательно тестировать нововведения на как можно большем числе экспертов.

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Prostobank.ua - Личные финансы

Prostobiz.ua - Бизнес-финансы

Партнеры

  • Информация на украинском языке на тему : договір факторингу на украинских версиях наших сайтов

Prostopravo.com.ua - Новости права

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!