Пять великих ошибок большого бизнеса: чему они учат малый и средний бизнес 11.02.2014

Prosto многие великие бизнесы пошли на дно. Но, как известно, на ошибках учатся – а мудрые бизнесмены учатся на ошибках других. Пять самых значимых бизнес-провалов мировой истории и выводы из них для простых смертных предлагает Prostobiz.ua

Пять великих ошибок большого бизнеса: чему они учат малый и средний бизнес

1. Аляска

Возможно, история с российской Аляской и ее продажей за смехотворную сумму американцам кому-то кажется не бизнесом, а лишь геополитикой и макроэкономикой – но это не совсем так. Дело в том, что этот американский полуостров принадлежал большую часть ХІХ века не России как таковой, а коммерческой организации Российско-Американская Компания (РАК) – так же, как и Индия долго принадлежала не Британии, а коммерческой Ост-Индской компании.

Однако РАК не смогла сделать из Аляски успешный бизнес-проект – климат для земледелия и скотоводства тяжел, неаграрные товары возить в центр России в эпоху до железных дорог оказалось слишком далеко и сложно (как и необходимые для жизни товары на Аляску), торговлю с американскими государствами горе-коммерсанты из боязни конкуренции и завоевания развивать не удосужились, людские резервы компании вообще были недостаточны, менеджеры требовали слишком завышенной оплаты «экстремального» труда.

Но при этом компания, хоть и была отчасти государственная, сделала почти невозможным освоение полуострова государством, помещиками, купцами. А ведь при крепостном праве достаточно было поделить южные прибрежные территории Аляски между крупными землевладельцами – и те перевезли бы сюда тысячи подневольных крестьян из своих старых вотчин. Но нет, РАК этого сделать не дала. К тому же Аляска вполне могла спасти Сибирь и Сахалин от использования их в качестве мест ссылки и каторги – уплыть преступнику с Аляски назад в Россию весьма малореально, а бегство преступников с Аляски в Канаду вполне могло устроить российские власти.

И вот первый аляскинский урок для бизнесмена любого профиля – если несколько лет не выходит работа с хорошим активом государственного значения, не держите его при себе «до последнего» и не обязательно сразу продавайте: возможно, есть смысл отдать государству часть прав на актив: государство имеет такие неденежные ресурсы, которые могут послужить «ключом зажигания» для бурного развития этого актива. Да и заслужить симпатию элиты государства – для МСБ само по себе выгодный бонус.

Когда РАК обанкротилась и Аляска стала-таки государственной (а крепостное право в России уже исчезало), ее убыточность для страны оказалась столь внушительной, что гигантский полуостров сразу же и продали за 7 миллионов долларов. Вскоре американцы обнаружили, что купили «за копейку» ларец, набитый драгоценными сокровищами под завязку: там добывают нефть, газ, золото, серебро, цинк на миллиарды тех же единиц ЕЖЕГОДНО. И посейчас Аляска дает ежегодно 10% мировой добычи цинка, 20% американской нефти, невероятные массы золота; после изобретения консервирования и рефрижераторов миллиардными стали и обороты рыбного улова приаляскинских акваторий.

Второй аляскинский урок для бизнесмена-землевладельца – дружите с геологами и другими учеными в сфере наук о земле: оплатите их глубинное исследование вашего плохо работающего или убыточного земельного актива. Они могут обнаружить в нем источники мега-прибылей – как минимум, источники минерализованной воды. Не продавайте землю – даже под собственной дачей – без этого исследования: в конце концов, с хорошим актуальным геологическим исследованием продать землю можно дороже на сумму, вдвое-втрое превышающую стоимость исследования.

2. Телефон, мышка, фотопленка

Изобретатель телефона Александр Белл пришел в американскую компанию-монополист телеграфной связи (единственной тогда проводной связи) «Вестерн Юнион Телеграф» и предложил купить права на свое изобретение за 100 тысяч долларов. Телеграфные магнаты не только отказались, но и выразили возмущение наглостью ученого – телефон был обозван ими игрушкой, недостойной мощной «имперской» задумки телеграфа, а на указание, что телефон в отличие от телеграфа позволит оперативно говорить простым бизнесменам между собой, магнаты ответили «для этого достаточно и курьеров-посыльных».

Через несколько лет телефонная компания-монополист Александра Белла стала самой прибыльной в США, а телеграфисты начали терпеть страшные убытки. Телеграфные магнаты попытались догнать упущенное – начали прокладывать свои телефонные сети – но суд против них выиграл Белл, и все проложенные телеграфистами кабеля тоже отошли в собственность изобретателю телефона.

Уроки «телефона» для малого бизнеса – не проглядите изобретение, которое сделает ваш товар ненужным. И конечно, не отбрасывайте изобретений без детальнейшего их изученя.

На грабли «Вестерн Юнион Телеграф» недавно наступила компания «Кодак». Цифровой фотоаппарат изобрел в 1970-х годах ее же инженер – но она его не стала внедрять, твердо держась за «пленку». В итоге в 2012 году «Кодак», убитый «цифрой», закономерно обанкротился.

Аналогично, компьютерную «мышку» изобрел сотрудник Хerox. Но руководству концерна идея такого манипулятора показалась смешной – и изобретение было продано за копейки.

Наконец, компания DEC, одна из лидеров выпуска в начале 1980-х годов больших промышленных компьютеров, не поверила в популярность ПК – и была быстро вытеснена на обочину рынка.

3. IBM

Но и те, кто вытеснили DEC – компания IBM – закончили не лучше: отказавшись от патентования многих своих компьютерных изобретений (например, BIOS) они дали фору конкурентам, которые их и вытеснили с рынка ПК. А отдав компании Билла Гейтса разработку операционной системы для своих первых ПК – из-за неверия в бизнес-возможности продаж ОС – они потеряли невероятные массы прибыли. Вследствие всего этого компания-первопроходец в итоге была продана китайской Lenovo.

Вывод для МСБ: изобретения не ленитесь патентовать. А если часть проекта отдаете другим компаниям на аутсорсинг – предварительно просчитайте вероятность выхода аутсорсеров с этой частью вашего проекта в «свободное плавание» в виде отдельного стартапа и в качестве ваших конкурентов.

4. «Битлз»

Директор звукозаписывающего лейбла Decca Дик Роуи, прослушав начинающих «Битлз», не просто отказался вести коллектив как бизнес-проект, но и заявил, что гитарное трио с барабанщиком – неудачный формат для рок-групп, а последние и в принципе скоро вымрут совершенно. Вскоре конкуренты Decca, понимающие в музыкальных тенденциях больше Роуи, заработали на «битлах» свыше миллиарда долларов.

Вывод для МСБ: в вопросах на грани бизнеса и эстетики не полагайтесь только на свой эстетический вкус. Изучите мнения нескольких профильных экспертов.

5. Schlitz

Пивная марка Schlitz (город Милуоки, штат Висконсин) занимала до 1970-х годов второе место в США по продажам. Но однажды в целях снижения стоимости производства процесс производства уменьшили с 40 до 15 недель, а дорогие ингредиенты (ячменный солод) заменили дешевыми (кукурузный сироп). Полученное пойло имело столь невысокие вкусовые и эстетические свойства, что весь бизнес мощной компании быстро пошел на дно.

Вывод для МСБ: не ленитесь долго и тщательно тестировать нововведения на как можно большем числе экспертов.


Срочно нужны деньги?