Сэмплинг: метод увеличения товарооборота или отдельный стартап

Иллюстрация http://www.inmagine.com/

Prostо распространение пробников продукции или предоставление "пробных" услуг является действенным методом продвижения. Описание наиболее востребованных и перспективных маркетинговых схем и бизнес-идей в этой сфере предлагает Prostobiz.ua

Сэмплинг или семплинг (от английского sample – «образец») – бесплатное (или, реже, платное) распространение пробных образцов продукции. Сэмплинг представляет собой метод стимулирования сбыта.

Классификация видов сэмплинга может осуществляться:

  • по методам апробации:
    • немедленно (спот-сэмплинг);
    • с отсрочкой (хоум-сэмплинг или хом-сэмплинг, который предполагает апробацию товаров на дому, в первую очередь, это касается средств гигиены и других товаров и услуг, которые нельзя опробовать публично);
  • по способу знакомства с продуктом:
    • дегустация;
    • примерка;
    • тест-драйв;
  • по типу продукта (пищевой продукт, косметика, печатное издание, услуга, апробация технического изделия).

Чаще всего такие промо-акции устраивают в следующих местах:

  • место непосредственной реализации продукции (фирменный магазин, супермаркет);
  • почта;
  • открытые площадки с большим потоком людей (парки, скверы, другие места для отдыха, отели, остановки общественного транспорта и т.д.);
  • контакт с потенциальными покупателям по принципу «лично в дверь».

Особое внимание следует уделить хом-сэмплингу. Его неоспоримыми преимуществами, по сравнению со спот-сэмплингом, являются:

  • возможность познакомиться с торговой маркой и продуктом в привычной обстановке, не торопясь и не стесняясь окружающих;
  • тут же обсудить с домочадцами или не спеша обдумать достоинства и недостатки продвигаемого продукта.

В условиях, когда рекламное пространство перегружено информацией, а стоимость рекламных обращений в СМИ постоянно растет, домашний сэмплинг становится все более популярным.

В спот-сэмплинге утренние раздачи можно начинать с 7:30 и ориентировочно до 11:00. В другое — не пиковое — время отдача от рекламной кампании значительно снижается. В вечернее время больший эффект стоит ожидать в период с 16:00-21:30.

Отметим, что рекламными агентствами, которые имеют опыт проведения таких промоутерских акций, было отмечено перечень характеристик товаров, которые наиболее подходят для успешного сэмплинга:

  • нацеленность на широкую аудиторию;
  • большая потенциальная емкость рынка;
  • невысокая себестоимость;
  • возможность многократных продаж товара одному и тому же лицу.

Например, это такие товары, как средства гигиены, продукты питания, парфюмерия.

Для успешного продвижения бренда на рынке, предпринимателям заранее следует учесть и не допустить наиболее типичных ошибок, совершаемых участниками акций (как профессиональными рекламными агентствами, так и волонтерами):

  • слабое знание продуктов под данной торговой маркой, их характеристик и свойств, которая приводит к недостаточной убедительности аргументов и настороженности потенциальных покупателей;
  • пассивное участие в акции промоутеров, как следствие – низкий отклик со стороны целевых групп;
  • несоответствие внешнего вида, возраста и пола промоутера имиджу торговой марки и выполняемым задачам;
  • неправильный выбор места и времени сэмплинг-акции. Просчеты данного типа проявляются в незаинтересованности предлагаемым продуктом со стороны потенциальных потребителей.

Негативным аспектом, который может снизить эффективность сэмплинга, является то, что среди потребителей бытует убеждение, что качество товаров, изготовленных специально для рекламных раздач, отличается от обычного в лучшую сторону.

Стоимость сэмплинга

Сэмплинг в магазине с учетом требований определенного клиента стоит от 800 до 1500 гривен, в среднем, за день.

Точная сумма определяется сложностью, различной стоимостью рабочей силы, оплатой разрешения на проведение, расходами на тренинг, доставку продукции, материалов и оборудования. Умножьте это на количество дней, в течение которых проходит сэмплинг, и на количество магазинов.

В целом же расходы на спот-сэмплинг состоят из двух основных статей:

  1. стоимость самих образцов продукции, которые рекламодатель готов раздать бесплатно;
  2. стоимость часа услуг промоутеров из рекламных агентств (в зависимости от количества рабочих часов, среднерыночные данные на начало января 2013 года):
    • от 3 до 20 часов – 29 гривен за час;
    • от 21 до 50 часов – 27 гривен за час;
    • больше 51 часа – 25 гривен работы за час.

В указанную «стоимость промоутера» должны быть включены следующие услуги:

  • организация промоакции;
  • подбор и подготовка промоперсонала, контроль его активности;
  • предоставление фотоотчета по завершению рекламной акции.

Вторая статья – расходы на услуги рекламных агентов, которые проводят раздачи и дегустации. Теоретически, на ней можно сэкономить. Так, например, если вы собираетесь продвигать на рынок какой то вид напитков – можно договориться с барменом о размещении пробных товаров на стойке бара.

 Но с другой стороны, считается, что сотрудничество со специальными агентствами, представляющими интересы компании, является более эффективным. Профессиональные внешне привлекательные агенты сами по себе привлекают дополнительное внимание – а будучи хорошими и приятными собеседниками могут лучше других рассказать интересующимся о всех преимуществах раскручиваемого продукта.

В каждом месте проведения раздач и дегустаций принято выставлять как минимум двух агентов, в основном, девушек. Их месячная зарплата, довольно низкая: в среднем 2000 гривен. Перед началом работы в фирме сотрудницы проходят одну-две специальные тренировки.

Кроме основных вдов сервиса, рекламные агентства могут предложить следующие дополнительно оплачиваемые услуги (приведены среднерыночные цены начала 2013 года):

  • 3 грн/час — работа на улице (8 грн/час в зимний период);
  • 5 грн/час — проговор текста, консультация;
  • 5 грн/час — раздача по автомобилям на перекрестках и стоянках;
  • 3 грн/час — панель-сендвич, флагомахи, особые требования к промоформе;
  • 15 грн/час — роллеры, работа в ростовой кукле;
  • 10 грн/час — работа с мегафоном (рупор) есть в наличии.

Эффективность сэмплинга в денежном эквиваленте в точности подсчитать сложно. Предприниматели предлагают следующую схему определения окупаемости одного дня сэмплинга: разделите стоимость проведения акции в каждом магазине (примерно 1000 гривен) на количество товарных единиц, реализованных магазином посредством акции. Коэффициент преобразования определяется путем деления количества распространяемых образцов (предположим, в парфюмерии, в среднем, около 300 образцов в день) на количество проданных единиц товара.

Показатель в 25% считается стандартным показателем эффективности сэмплинга. Но эти измерения неполны, поскольку учтены не все источники роста объемов. Так, при сэмплинге парфюмерии среднерыночная сумма расходов на единицу продаваемого товара весьма привлекательна – менее 7 гривен.

Считается, что расходы на сэмплинг у активных игроков рынка достигают 6-7% всего бюджета маркетинга.

Сэмлинг-идея: кафе с «пробниками»

Суть идеи бизнеса заключается в том, чтобы привлечь посетителей кафе и других точек общепита бесплатной дегустацией новых блюд – агенты должны приглашать прохожих зайти в кафе, где каждому посетителю выдается бесплатное блюдо.

Особенно идея будет эффективна для небольших кондитерских и кофеен, тем более, в зимний период. Кроме того, получение бесплатного пирожного или второго блюда для большинства посетителей однозначно вызовет необходимость приобретения в данном кафе и напитка для его запивания, а может быть, и другой продукции.

Сэмплинг-идея: магазин пробников

Идея состоит в открытии магазина (с интернет-магазином и доставкой на дом), где можно купить сэмпл-экземпляры различных производителей и любых видов продукции. Он ориентирован на привлечение людей, которые хотят попробовать новый товар, перед тем как его приобрести.

Разумеется, цена, скажем, 100-граммовой пластиковой емкости с тем или иным вином в таком магазине будет достигать четверти цены целой 750-граммовой бутылки – однако спрос будет значительным и при такой наценке. Кроме того, обычным для интернет-магазинов способом «доставка бесплатна при заказе от NNN гривен» можно простимулировать клиентов набрать заказ на сумму свыше этой величины NNN.

Постоянным клиентам можно дополнительно предложить участвовать в различных исследованиях и тестированиях новой продукции. За это будут начисляться дополнительные баллы, которые потом можно будет перевести в деньги.

Дополнительным заработком такой точки продаж может быть заключение договоров с руководством различных компаний, которые будут оплачивать рекламу своей продукции в торговой точке.

Как вариант дополнительного сервиса магазина такого типа – доставка на дом образцов продукции и специальных предложений от ведущих производителей.

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Prostobank.ua - Личные финансы

Партнеры

Prostopravo.com.ua - Новости права

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!