Международные кредиторы для правительства сейчас важнее 15.06.2009

На одном из ближайших заседаний правительство, по словам министра экономики Богдана Данилишина, намерено отменить временную 13-процентную надбавку к пошлине на импорт автомобилей и холодильников.

Международные кредиторы для правительства сейчас важнее

Надбавка к пошлинам на некритический импорт, призванная выровнять платежный баланс страны, просуществовала меньше месяца. В конце марта Кабмин ее отменил, имея на то веские основания. По данным Госкомстата, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины по итогам первого квартала составило $419,7 млн., что в девять раз меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Правда, в последний момент, поддавшись на уговоры отдельных производителей, правительство все же сохранило действие 13-процентной надбавки на импортные автомобили и холодильники. Автопром входит в круг интересов нескольких депутатов: однопартийца Юлии Тимошенко Тариэла Васадзе (контролирует корпорацию «УкрАВТО»), «нашеукраинца» Петра Порошенко (автокорпорация «Богдан») и «регионала» Дмитрия Святаша (совладелец корпорации «Автоинвестстрой»). Импорт холодильников затрагивает сферу интересов влиятельного члена ПР и почетного президента группы компаний «Норд» Валентина Ландыка.
Впрочем, не остались без защиты и импортеры.

«Применение таких механизмов защиты внутреннего рынка вызвало острое неприятие со стороны международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ, одним из условий возобновления кредитования которого была полная отмена надбавок к импортным пошлинам. Возмутились и другие потенциальные кредиторы: Япония пообещала в случае сохранения надбавки к пошлинам на импортные автомобили применить ответные меры к украинским товарам. К тому же обещание отменить пошлину прозвучало из уст Юлии Тимошенко перед подписанием масштабного соглашения с Токио по продаже квот на выброс парниковых газов в рамках Киотского протокола», — сообщил один из заместителей министра финансов.

Япония является одним из крупнейших импортеров легковых автомобилей в Украину — в 2008 году поставки составили $2,2 млрд. И сейчас, когда продажи машин по всему миру резко сокращаются, Токио болезненно воспринимает ограничительные меры Киева.

Чтобы не поссориться с международными кредиторами, правительство готово пойти на уступки. Причем, отказывая отечественным лоббистам, чиновники и тут нашли этому достойное пояснение. По словам главы Гостаможслужбы Анатолия Макаренко, по итогам первого квартала импорт автомобилей сократился с 79 до 23,5 тыс. штук, из-за чего казна недополучила 1,2 млрд. грн. «В условиях острого дефицита бюджета одного этого вполне достаточно, чтобы отменить надбавки к пошлинам. За период их действия в Украину не попало более 90 тыс. автомобилей. Таким образом, ежемесячно бюджет теряет около 500 млн. грн.», — объясняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Впрочем, сторонники защиты внутреннего рынка не намерены сдаваться без боя. По словам Тариэла Васадзе, все страны в условиях кризиса нарушают стандарты ВТО, финансово поддерживая собственный автопром. Поскольку наша страна не может позволить себе масштабных финансовых вливаний в отрасль, нужно хотя бы применять меры по сдерживанию импорта. «Надбавка к пошлинам пока не принесла должного эффекта: еще до ее введения импортеры затоварили склады на два-три месяца вперед. И как раз сейчас пришло время осуществлять новые закупки», — говорит пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля.

«Решение отменить надбавку к пошлине — очевидная глупость. Продажи бытовой техники упали на 80%, отмена пошлины явно не сработает в пользу отечественного производителя. Эта норма дала свой положительный эффект. И хоть немного, но поддержала наше производство. Впрочем, заявление министра экономики — еще не подписанный документ, мы еще поборемся за свои права», — уверил Валентин Ландык.

В Минфине уверены, что на этот раз отечественные лоббисты проиграют бой. Поскольку правительство крайне остро нуждается в кредитных средствах, в том числе и в третьем транше МВФ (SDR 2,125 млрд. — около $3,31 млрд.), ожидаемом в конце июня. «Такие деньги могут стать слишком большой потерей, понесенной в угоду нескольким отечественным олигархам. Ведь если фонд снова заморозит сотрудничество с Украиной, у бюджета могут возникнуть проблемы с финансированием даже защищенных статей. Существование же 13%-ной надбавки явно не пойдет на пользу переговорам с кредиторами», — говорит чиновник Минфина.


Срочно нужны деньги?