Заколосившиеся амбиции 25.06.2009

Перспектива занять почетное место в списке крупнейших мировых экспортеров зерна открывает перед отечественным агропромышленным комплексом возможность закрепить за собой статус нового локомотива экономики. Удастся ли реализовать амбиции и не прогадать с партнерами?

Заколосившиеся амбиции

Аргентинские сельхозпроизводители в отчаянии. В этом году они потеряют более $4 млрд. Засуху, которая убила 40, а местами и 90% урожая в стране, называют самой масштабной за последние 100 лет. Бьют тревогу страховые компании американских штатов Оклахома и Техас - компенсации, которые они должны выплатить своим клиентам из аграрного сектора, могут их разорить. Низкие температуры и затяжные дожди больно ударили по качеству выращиваемой здесь пшеницы. Теперь американские трейдеры останутся без ожидаемой прибыли - в этом году им не удастся экспортировать зерновые в былых объемах. Аналогичная ситуация характерна и для других стран, которые наравне с США и Аргентиной делили мировой рынок пшеницы, ячменя, подсолнечника и рапса.

Украинские аграрии никогда не увлекались страхованием, они привыкли работать по принципу «повезет - не повезет».

 И, судя по всему, в этом году для везения Украине созданы все условия. Большой экспортный потенциал, ослабление позиций главных конкурентов, да еще и приглашение от России и Казахстана поучаствовать в совместной экспансии на мировой рынок зерна... К тому же в условиях кризиса отечественное сельское хозяйство оказалось единственным сектором экономики, сохранившим положительную динамику роста и инвестиционную привлекательность. Сможет ли Украина воспользоваться ситуацией и выбрать надежных партнеров не в ущерб своим интересам?

Самый стойкий

То, что отечественный АПК имеет все шансы стать новым локомотивом украинской экономики, - мнение не из новых. Между тем его истинность никогда не была настолько очевидна, как сейчас. «Аграрный сектор - единственный сектор в экономике страны, который за последние полгода показывает положительные процессы роста экономики. Пускай не на высоком уровне - +1-2%, но все же «плюс», - говорит Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», советник министра аграрной политики Украины Юрия Мельника. Некоторые специалисты уверены, что в условиях кризиса доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции могут даже компенсировать потери от снижения экспорта продукции других отраслей, например, металлургии.
Однако на данном этапе это маловероятно. «Если посмотреть официальную статистику, экспорт продуктов АПК составил $10,83 млрд., в то время как экспорт металлов - $26,3 млрд.», - сравнивает Юлия Носаль, аналитик ИГ «Сократ». Доля зерновых в общем украинском экспорте составляет всего 5%, при том, что доля металлургии превышает 40%. В то же время сегодня металлургия и химия не приносят столько денег, сколько аграрный сектор, подчеркивает Алекс Лисситса. В настоящее время АПК является единственным сектором, реально привлекающим в страну валюту. Он четко ориентирован на экспорт зерновых, масличных и подсолнечного масла.

Украина занимает первое место на мировом рынке по экспорту ячменя, в первой тройке по экспорту масличных, в десятке - по экспорту пшеницы.

Сила - в зерне

«В ближайшей перспективе Украина может довести производство зерна до 80 млн. тонн!» - в сердцах заявил Юрий Мельник, рассказывая коллегам из Европы, насколько велик потенциал украинского АПК. Между тем когда настанет эта «ближайшая перспектива», пока говорить сложно. Максимальный урожай зерновых Украине удалось собрать в прошлом году, и он составил далеко не 80 млн. тонн, а «всего» чуть более 53 млн. тонн. По оценкам аналитиков, в этом году отечественным аграриям следует ожидать 40-43 млн. тонн зерна, что приблизительно на 20% ниже прошлогоднего показателя. Но этого достаточно. «Шансы Украины увеличить долю экспорта в мировой конъюнктуре очень велики. В этом году страна экспортировала уже около 25 млн. тонн зерна, что составляет приблизительно 10% всего мирового экспорта», - отмечает Юлия Носаль. По предположению советника инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Алексея Зеркалова, учитывая данные по потреблению за последние годы, в 2009/2010 маркетинговом году экспорт зерновых составит 14-16 млн. тонн. В этом году уже заявили о сокращении урожая такие ключевые игроки, как Австралия, Аргентина, США и Китай. Примечательно то, что Китай постепенно переходит из категории экспортера в категорию импортера и может стать для украинских трейдеров новым, весьма перспективным рынком.

Но Украина - не единственный претендент на заполнение своим зерном освободившихся ниш мирового рынка. Такие же амбиции есть у России и Казахстана. Они наравне с Украиной воспринимаются мировыми потребителями как поставщики качественного причерноморского зерна. Идея объединиться на базе этой общей черты возникла у представителей России, Казахстана и Украины давно, года три назад. Тогда подобные разговоры велись на уровне зерновых ассоциаций. На министерском уровне это обсудили в Петербурге во время недавнего Всемирного зернового форума. Основная идея заключается в создании так называемого зернового пула, в который войдут Россия, Казахстан и Украина для совместной борьбы за мировой рынок зерна. Организационной основой этого объединения должны стать три национальные государственные компании, которые обменяются акциями (до 50%) или такими же по размеру долями в уставном капитале.

Инициаторы дальновидны. Предполагается, что через десять лет суммарное производство зерна странами-участницами пула достигнет 250 млн. тонн, из которых пшеница составит 110 млн. тонн. Учитывая тот факт, что остальные экспортеры вряд ли смогут добиться подобных успехов, влияние «зернового пула» на рынок зерна станет более чем существенным - оно позволит диктовать цены. Нивелируется различие в классах производимого зерна, ведь не секрет, что в Украине производится больше фуражного зерна, в Казахстане - продовольственного. По cловам Елены Скрынник, министра сельского хозяйства РФ, общими усилиями будет проще создать механизм совместного интернационального управления зерновыми запасами, оптимизировать инвестиции на создание инфраструктуры, ориентированной как на внутренние поставки, так и на экспортные.

Только вот в Украине с инфраструктурой все в порядке - отечественные зернотрейдеры за долгие годы работы «влили» в нее миллиарды долларов, в отличие от государства. Вопрос инфраструктуры более актуален для Казахстана и России, которые, собственно, и являются инициаторами создания «зернового пула». Заместитель министра сельского хозяйства Казахстана Арман Евниев сказал прямо, что участие страны в зерновом пуле позволит снизить транспортные издержки на поставки зерна. «Мы могли бы совместно использовать портовые и другие терминалы, иметь доступ к единому транспортному тарифу», - заглядывает в будущее чиновник. Учитывая то, что в России с терминалами и портовым хозяйством дела также обстоят неблагополучно, обе страны нацелились на украинские мощности. По мнению специалистов, учитывая это, есть риск, что роль Украины в зерновом пуле сведется к роли перевалочной базы, и не более.

Кроме того, наша страна рискует испортить отношения с Евросоюзом. Марианн Фишер Боэль, комиссар Европейской комиссии по вопросам сельского хозяйства и развития сельской местности, заявила, что в случае вступления Украины в зерновой пул ЕС может заморозить переговоры по созданию зоны свободной торговли. Это заставило Юрия Мельника пересмотреть свои взгляды на сотрудничество с Россией и Казахстаном и задуматься: может быть, «плюсы» от участия в пуле не так уж существенны против «минусов»?

Сами с усами

«Страна может себе позволить быть самостоятельным игроком на рынке экспорта зерна», - говорит Александр Цепенда, аналитик ИК «Тройка Диалог». При этом он отмечает, что в Украине сегодня есть избыток мощностей по перевалке зерновых - общая годовая мощность перевалки составляет 42 млн. тонн при экспорте на уровне 20-25 млн. тонн. В то же время существует дефицит элеваторов. Это действительно подталкивает к сотрудничеству с Россией и Казахстаном. Однако такое сотрудничество может быть построено на рыночных условиях. «Допустим, Украина предоставляет по рыночным ценам услуги по перевалке зерна. Вырученные средства дадут украинским компаниям возможность инвестировать в развитие необходимой инфраструктуры», - описывает схему работы г-н Цепенда.

Благодаря меньшим транспортным расходам сейчас Украина конкурирует с Россией и Казахстаном, в первую очередь, в ценовой политике. Практика свидетельствует, что работающие в нашей стране трейдеры и без «пулов» зарабатывают достаточно.

"По нашим оценкам, которые основываются на средних внутренних ценах, трейдеры зарабатывают на тонне зерна минимум 20%», - говорит Юлия Носаль.

По доходности лидирует рапс, за ним следуют пшеница, кукуруза и ячмень. В инвесткомпании Dragon Capital подсчитали, что если экспорт зерновых составит 14-16 млн. тонн, зернотрейдерам удастся заработать от $1,8 до $2,1 млрд., при этом их маржа составит $110-280 млн.

В прошлом году при более высоком уровне экспорта они получили меньше - около $1,6 млрд. Тогда негативную роль сыграл ценовой обвал на мировом рынке зерна. В этом году цены будут постепенно восстанавливаться. «По нашим оценкам, в нынешнем году ведущие украинские агрохолдинги будут продавать продовольственную пшеницу по цене $150/тонна, фуражный ячмень - $130/тонна, фуражную кукурузу - за $110/тонна», - говорит Тамара Левченко, аналитик ИК Dragon Capital. Если цены будут такими, то прибыльность агрохолдингов может составить в среднем $100 с гектара. Но это возможно при условии, что закупать зерно у них будут экспортеры. Если данную функцию возьмет на себя государственная компания (что предусмотрено условиями пула), не видать аграриям доходов, ведь закупки будут осуществляться по фиксированной ставке из средств госбюджета, который в последнее время не балует сельское хозяйство адекватным финансированием.

Деньги - в поле

Государство еще не расплатилось с аграриями за прошлый год - задолженность составляет 500 млн. грн. До сих пор развитие сектора держалось на банковских кредитах. По словам директора департамента малого и среднего бизнеса Райффайзен Банка Аваль Елены Рудик, по итогам первого квартала текущего года на долю предприятий агропромышленного комплекса в банке приходилось около 20% всего кредитного портфеля юридических лиц. Крупными кредиторами сельскохозяйственных предприятий являются Альфа Банк и ПриватБанк. Правда, с наступлением кризиса условия кредитования изменились - ставки в долларах повысились до 25%, что оказалось «не по зубам» даже крупным агрохолдингам, владеющим более 100 га земли.
Еще один источник финансирования предприятий АПК - Европейский банк реконструкции и развития. Ранее представители банка заявляли о намерении инвестировать в эту отрасль 220 млн. евро. Отечественный АПК привлекает и инвестиционные фонды. И банки, и инвесторы в первую очередь заинтересованы в сотрудничестве с компаниями, специализирующимися на производстве экспортоориентированной продукции. В данном случае - зерна.
 

Пока не в фаворе

Производители сахара, молока и мяса по своей инвестиционной привлекательности и надежности существенно уступают зерновым компаниям, в первую очередь ввиду низкой доходности. Прибыль украинских сахаропроизводителей в этом году упадет из-за перенасыщения рынка дешевой импортной продукцией. Это приведет к закрытию более десятка отечественных сахарных заводов и сокращению площадей, отведенных под выращивание сахарной свеклы.

Не лучше ситуация и с молоком. По словам коммерческого директора компании «Галичина» Ивана Соломатина, экспортный потенциал молочной продукции уменьшится на 15-20%. Кроме того, мировые цены на нее сейчас пребывают на очередном нижнем пике, который повторяется циклично каждые 6-8 лет. Низкое качество украинского сырья пока не позволяет отечественным производителям молочной продукции рассчитывать на укрепление позиций на перспективных европейских рынках.

Насыщение внутреннего рынка импортным мясом подорвало и так невысокую рентабельность собственников животноводческих комплексов. Лицензирование импорта, введенное правительством в начале 2009 года, ощутимых результатов не принесло. Сегодня Юрий Мельник считает необходимым возобновление действия дополнительной 13%-ной пошлины на ввоз мяса. По мнению министра, производство мяса в стране - довольно перспективное направление. При разумном подходе к урегулированию ситуации на этом рынке данный сектор может нарастить прибыльность и даже раскрыть экспортный потенциал. К слову, ситуация этому способствует - недавно разорились несколько крупных компаний-поставщиков мяса на мировой рынок. Не исключено, что Украина могла бы частично занять их место. Ведь в серьезную конкуренцию отечественных зернотрейдеров с аргентинскими пшеничными гигантами лет пять назад тоже никто не верил.


Срочно нужны деньги?