Николай Палиенко, сооснователь и директор всеукраинского торгового центра Prom.ua: "Не делайте бизнес ради денег"

Каковы стержневые тенденции рынка интернет-коммерции 2010-х годов? На что следует ориентироваться и на что обратить внимание создателям интернет-магазинов и торговых онлайн-площадок в Украине. На эти и другие темы с Николаем Палиенко, создателем и директором компании Prom.ua общался Prostobiz.ua

Николай, как вы считаете, что важнее всего в интернет-стартапе?

Успех – это идея, умноженная на команду. Если хорошая команда может по ходу усовершенствовать идею – то плохая команда убьет любую идею. Поэтому, наверное, самое важное – команда.

Ваши прогнозы динамики товарооборота в сфере интернет-коммерции в ближайшие годы (2014-2017)?

Рост 30-40% ежегодно. Доля интернета будет расти – за счет новых сегментов, развития логистики и роста вовлеченности интернет пользователей в электронную коммерцию.

Насколько заполнены ниши интернет-коммерции в Украине?

У нас мало нишевых проектов – из-за небольшого рынка – но, в целом, конкуренция высока. При том, что в ней участвуют и зарубежные игроки – eBay, Amazon, Alibaba Group, ASOS – которые поставляют суммарно десятки тысяч посылок в день из-за рубежа.

Какого функционала интернет-магазинов больше всего не хватает украинскому потребителю?

Оплаты по карте и четкой логистики в пределах всей страны. Но, думаю, в ближайшие несколько лет проблем с этим станет меньше.

К чему следует стремиться украинскому интернет-бизнесу?

Однозначно – к улучшению сервиса. Это проблема не только интернет-бизнеса, а и всего интернета. Мы, например, три года назад внедрили отзывы на сайте – и это уникальная возможность для бизнеса получить обратную связь на обслуживание и стать лучше. Очень приятно, что все больше наших клиентов это понимают – и реагируют на отзывы.

В свою очередь у нас тоже есть постоянная обратная связь от клиентов – через службу поддержки, мероприятия и группы в соцсетях. Мы реагируем – и тоже становимся лучше.

Нет ли у вас информации о прямом выходе на украинский рынок интернет-ритейлеров и трейдеров международного класса (уровня amazon)?

Думаю, они к нам придут только вслед за Россией – пока основные битвы разгораются там. Да и нельзя сказать, что они не присутствуют – поэтому локальное присутствие им не очень важно.

Кроме того, у нас давно развивается Аллегро Групп, частью которого Prom.ua является вместе со Сландо, Аукро и Модной Кастой – они лидеры е-коммерса в CEE  и значимый международный игрок.

Каково значение SMM  в отношении интернет-продаж для вашего портала?

Мы очень осторожно относимся к этому каналу, SMM хорошо работает в сегментах где покупка эмоциональна – но таких сегментов мало. В основном, мы используем соц.сети для коммуникации с клиентами и построения лояльности – а не для прямых продаж.

Считаете ли вы разработку мобильных и планшетных приложений в сфере интернет-коммерции востребованным в Украине уже сейчас, в 2014-17 годах?

Да, мы много планируем в этой области в следующие 12 месяцев и для себя и для наших покупателей и для продавцов на Prom.ua. Объем пользования интернета на мобильных платформах уже превысил порог, за которым интернет-торговле его нельзя не замечать.

Мы видели корпоративное фото, на котором 90% сотрудников вашей компании – мужчины. А с каким функционалом в интернет-коммерции справляются лучше женщины?

К сожалению, до гендерного равенства нам пока далеко, в силу нашей культуры и недалекого прошлого Если говорить про отделы, где много девушек – то это саппорт , модерация , поддержка пользователей и маркетинг.

В целом перекос существует только в отделе разработки – наверное, это фото вы и видели.

Если не секрет, как быстро окупился проект Prom.ua?

Этот год (2013) – первый, когда мы прибыльны. До этого мы вкладывали деньги в развитие продукта и рост клиентской базы.

Мы потратили не так много инвестиций на то, чтобы оказаться здесь. Кроме того, стоимость нашего бизнеса на данный момент намного выше, чем то, сколько в него вложили.

Каковы преимущества Prom.ua, по сравнению с досками объявлений, интернет-магазинами

К нам ходят те, кто хочет купить товар у компаний – а не у частных лиц. По сравнению с обычным интернет-магазином, мы предоставляем более широкий ассортимент товаров и выбор из большого количества магазинов. Кроме того, можно увидеть реальные отзывы о продавце и принять более взвешенное решение.

Может ли каталог Prom.ua заменить корпоративный сайт компании?

Вполне. Для тысяч компаний мы это и делаем – и это одна из наших основных задач, помогать компаниям легко вести бизнес в интернете. Кроме того, помимо качественного сайта, вы получите поддержку и размещение в каталоге.

По данным исследований, ежегодно 25-30% веб-студий закрываются. А среди небольших студий, куда в основном и идет большинство клиентов – этот процент еще выше. Поэтому если у компании нет бюджета более 10 тысяч гривен в месяц на создание собственного сайта, то Prom.ua – это наиболее эффективный способ быть представленным онлайн (стоимость наших услуг начинается от 2000 гривен в год).

Какими навыками и качествами в процентном соотношении должен обладать владелец интернет-бизнеса: аналитика, web-дизайн, программирование, общие менеджерские качества, маркетинг и так далее?

Главное – собрать мотивированую команду, которая может делать все перечисленное. Для руководителя главное – видение, маркетинг и обще-менеджерские качества. Но иногда, когда начинаешь, неплохо еще уметь программировать. Очень много бизнес-проектов на Западе, как и наш, сделаны программистами.

С какими трудностями сталкивались, создавая проект онлайн-бизнеса?

На каждом этапе разные трудности. Сначала у тебя нет ничего – и ты придумываешь продукт, который будет приносить пользу людям. Это сложно. Потом ты начинаешь строить продажи и обслуживание клиентов – и как и на любом другом рынке, на данный момент у нас есть нехватка квалифицированных специалистов: особенно в маркетинге и разработке продукта.

Как изменился пороговый размер стартовых инвестиций в онлайн-проекты за прошедшие годы? Насколько легче или труднее открыть подобный бизнес сейчас?

Открыть подобный бизнес стоит десятки миллионов долларов – чтобы вывести его на стабильный рост и самоокупаемость. У нас очень сложная бизнес модель для роста с нуля – так как продавцам нужна аудитория покупателей, а покупателям нужны продавцы.

К счастью, все еще есть бизнес-модели, которые намного менее затратны – если бы я начинал сейчас, концентрировался бы на них.

Какие мотивационные программы для коллектива вы разрабатываете?

У нас очень живая эволюционирующая мотивация, главная задача которой – платить людям за то, что компании нужно, чтобы они делали. На практике это очень сложно – особенно в компании, где десятки отделов и должностей.

На чем ваша компания никогда не экономит?

Довольно много тратим на обучение и развитие сотрудников – на этом, наверное, экономим меньше всего.

Приходилось ли пользоваться банковскими кредитами для развития проектов или как потребителю? Если да – какие остались впечатления?

Как потребителю – приходилось брать кредит на авто под 0% на один год. К краткосрочным потребительским кредитам и кредитным картам отношусь резко негативно – думаю мы еще увидим карточный кризис в банковской системе.

Как Вы отдыхаете?

Моей дочери скоро будет 10 месяцев (ноябрь-2013), поэтому проблема досуга для меня решена всерьез и надолго – сейчас я больше всего времени, свободного от работы, провожу в семье.

В остальное время – много читаю, путешествую и занимаюсь хобби.

Также мне внезапно стали приносить радость хозяйственные дела: постричь газон, собрать полочку.

Николай, спасибо за содержательные ответы! Что Вы можете пожелать нашим читателям – начинающим бизнесменам?

По законам физики шмель летать не должен – но он об этом не знает и всё равно летает (в реальности первая часть фразы относится только к самолетам с теми же пропорциями корпуса и неподвижных крыльев, что у шмеля – тогда как крылья насекомых колеблются с огромной частотой, что и вызывает аэродинамический эффект подъемной силы, принадлежащий к нормам законов физики – Ред.). Очень часто вам будут доказывать, что не получится – не отчаивайтесь сразу, а идите к цели.

Не делайте бизнес ради денег. Старайтесь решить проблему, которая вас волнует. Если вы это сделаете – деньги придут.  

Досье

  • Родился: 24 декабря 1980 года     
  • Образование: Университет «КПИ», физ.-тех. факультет
  • Горжусь: Тем, что реализовал свою мечту – сделал и продолжаю делать значимый проект в украинской электронной коммерции
  • За что стыдно: За то, что в родной стране нет не то что LTE , но и 3G  у большинства операторов – и информатизация на уровне госуслуг отсутствует чуть менее, чем полностью
  • Жизненное кредо: Развиваться, совершенствоваться и узнавать что-то новое – но не делать из этого смысла жизни
  • Хобби: Горные лыжи. Стрижка газона. Радиоуправляемые модели
  • Семейное положение: Женат, молодой отец 

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Партнеры

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!