Петр Чернышов, президент компании "Киевстар": "Образование – это круто, это лучшая инвестиция в вашей жизни"

Его менеджерские способности отмечены в рейтингах Ernst&Young и Компаньона. А хорошее чувство юмора – всеми участниками бизнес-завтрака Startup Ukraine. Об опыте работы в сегменте пивопроизводства, о будущем телеком-рынка Украины, а также о том, почему в семье важно поддерживать культ образования, рассказывает Петр Чернышов, записывает Prostobiz.ua

Какими качествами должен обладать эффективный менеджер?

Программа минимум: знание иностранных языков (без них сейчас никуда) и отличные ораторские навыки. Вы должны вовлекать и вести за собой аудиторию. Еще, перед тем как браться за любое дело, обязательно проводите «homework». Никогда не забуду свою командировку в Красноярск (там находился завод шведского пивного холдинга BBH, в котором работал П. Чернышов 1999-2001 гг.). Я шел 1,5 км к терминалу аэропорта в осеннем плаще и туфлях. А на улице было минус 35. Это непередаваемые ощущения, после которых я понял, что в любом деле важен подготовительный этап.

Хороший топ-менеджер должен уметь играть роли. При чем совершенно разные.

Для кого-то нужно сыграть роль жестокого руководителя, даже если ты не являешься таким. Для кого-то - роль жилетки для плача, руководителя-друга, который пойдет и выпьет с тобой пива и т.д.

Чем запомнилась работа в Швеции (пивная компания АВВ 1995-1999 гг., ВВН 1999 - 2001 гг.)? И чем шведский менеджер отличается от украинского?

Швеция мне показалась очень скучной страной. Здесь все решения принимаются консенсусом. Этому предшествует длительная дискуссия между всеми менеджерами, включая низшее звено. Когда славянские или американские управленцы приезжают в Швецию, у них происходит когнитивный диссонанс. Они не понимают, зачем так долго обсуждать вопрос, если босс уже сказал свое мнение?

Какой удельный вес в вашей практике занимает такой подход – поиск консенсуса?

Маленький.

В пивном бизнесе вы проработали более 15 лет (1999 – 2014 гг: пивная компания BBH, компании «Балтика», «Славутич», «Carlsberg»). Расскажите, какие уроки он вам преподнес.

Мой приход в компанию «Славутич» совпал с периодом «зарождения пива» (назначен финансовым директором в июне 2001 г. – от ред.). Тогда мы неплохо заработали. Но на растущем рынке это не есть гигантский подвиг. Конкурентов как таковых не было, разве что отмирающие советские пивные заводы.

Совсем другой опыт - управление пивоваренным заводом в Челябинске. Тут я столкнулся с серьезной проблемой. Нужно было мотивировать челябинцев покупать пиво, иногда даже на последние их деньги (поскольку доход там намного ниже, чем в среднем по России).

Именно тогда я вынес урок: продавать дорогой товар (в том числе пиво премиум-класса) людям с деньгами - не есть какой-то подвиг для менеджера. А вот умение продавать что-то бедным людям, зарабатывая на этом хорошие деньги, - это очень ценный навык.

Планируя бизнес, стартаперы часто ориентируются на покупателей среднего и высшего класса. Это неправильно. Людей с деньгами в Украине не так уже много. Научитесь делать такой продукт, который будет нужен всем, даже людям с небольшим достатком. Я сейчас работаю в таком сегменте (средний чек на мобильную связь в Украине составляет 42 грн/мес., ARPU – от ред.)

Вы не создаете впечатление менеджера с традиционным подходом к делу. Наверняка, с приходом в Киевстар, внедрили какие-то «фишки» 

Примерно год назад я ввел правило, что весь топ-менеджмент компании (порядка 150 человек) один день в месяц должны отработать в магазине «Киевстар». Я в том числе. Последний раз принимал клиентов в магазинчике на м. Лукьяновка.

Если вы не знаете своего клиента – вам вообще никогда ничего не продать. Вы должны изучить мотивацию потребителей, с какими проблемами они сталкиваются в повседневной жизни.

В связи с этим я ввел еще одно правило в компании: каждый из 150 менеджеров ежемесячно три часа должен отработать в нашем контакт-центре. Причем не просто принимать звонки абонентов, а общаться с людьми, которые нам выставили самые плохие оценки во время телефонных опросов.

Что должен делать бизнесмен, чтобы всегда держать руку на пульсе?

Есть хороший показатель, который в нашей компании измеряется еженедельно. Это Net Promoted Score (индекс лояльности к компании). Сейчас компания Киевстар показывает в своем сегменте лучший результат - 31% (разница между долей сторонников и критиков - от ред.).

То какой показатель NPS сегодня (насколько вы опережаете или отстаете от конкурентов), определяет то, какой будет ваша прибыль через год. Лояльность клиентов монетизируется с временным лагом.

В израильской телеком-компании Orange 40% годового бонуса топ-менеджера зависит от этого показателя. Не от прибыли, не от продаж, а от NPS. У нас пока только 10%.

Тема 3G-интернета по-прежнему одна из наиболее обсуждаемых в Украине. Многие жалуются на покрытие и скорость. А какие европейские параметры сети 3G?

Поверьте мне, наш 3G намного круче и быстрее чем в Германии и Китае, к примеру. Наша сеть 3G  построена с использованием самых последних технологий HSPA+ (High-Speed Packet Access - стандарт связи, который позволяет достичь скорости загрузки данных до 42,2 Мбит/с (downlink) и передачи данных до 5,76 Мбит/с (uplink) – от ред.). Поскольку наша сеть еще недозагружена трафиком пользователей, скорость 3G в некоторых регионах сравнима со скоростями стандарта 4G. Когда я измеряю скорость в Киеве, мне выдает от 9 до 12 Мбит/с. – что очень хорошо. В Европе скорость в 1-3 Мбит/с. считается нормальной.

По нашим прогнозам года через полтора наш 3G «скатится» до среднеевропейской скорости (с учетом подключения новых пользователей).

Сейчас финтех компании высказывают интерес к мобильным оператором с целью запустить совместные проекты по безналичным расчетам (своего рода мобильный кошелек, где оператор предоставляет свою базу клиентов и их счета). Киевстар ведет такие переговоры?

В европейских странах распространены безналичные расчеты с помощью мобильного приложения. При этом деньги списываются с банковского счета клиента. В этом смысле Европа очень зарегулирована. Банковская система не допускает мобильных операторов на рынок безналичных расчетов. Поэтому в Украине мы рассматриваем опыт стран, где банковская система менее влиятельная, например, Пакистан, страны Латинской Америки. Конкретную информацию по Киевстару пока озвучивать не готов. 

Как вы относитесь к патриотичным мотивам в рекламных кампаниях?

С этим нужно быть осторожным. Один из наших конкурентов сейчас такое практикует – посмотрим, что из этого получится.

А что подтолкнуло вас к оформлению украинского паспорта?

Поверьте, к патриотизму и уж тем более к маркетингу это не имеет никакого отношения. Я уже более 10 лет проживаю и работаю в Украине. Поэтому считаю нужным оформить гражданство.

Назовите три качества успешного стартапа

Самое главное правило не только стартапа, но и в принципе, для человека, который хочет чего-то добиться в жизни – это наглость и уверенность в себе. Но при этом важно иметь хорошее образование.

Очень помогает, если у тебя в семье было правильное отношение к образованию, если тебе привили, что учиться – это круто, и что это хорошая инвестиция в твоей жизни.

Конечно, есть яркие примеры людей, которые не заканчивали ВУЗы, а потом создавали успешный бизнес. Но нужно понимать, что таких как Билл Гейтс – единицы. 

Еще важно окружать себя людьми и специалистами, которые намного умнее и талантливее тебя. Правда, ими сложно управлять. Когда в одном месте скапливается несколько очень умных людей – всегда что-то хорошее получается. Не важно – это бизнес, наука, армия или еще что-то.

Почему Силиконовая долина так преуспевает? Потому что ты зайдешь в ресторан – там сидят умные люди. Это могут быть банкиры, программисты, кто-угодно. Поэтому там всегда рождаются успешные проекты. А вот в Бангладеше таких проектов почти нет. Украина сейчас выбирает: она идет в сторону Бангладеша или Америки.

Откуда вы черпаете жизненную энергию и вдохновение?

У меня есть любимая цитата А. Экзюпери «Самая большая роскошь в жизни – это роскошь человеческого общения». Я получаю огромную энергию и удовольствие от общения с интересными людьми.

Какую литературу советуете читать?

Лично я читаю «The Economist». Из художественной литературы посоветую писателя Джеффри Арчера. В целом, нам нужно больше читать, чтобы ликвидировать самоуверенную безграммотность, которая пронизывает украинское общество.

ДОСЬЕ

  • Родился: 14 июня 1968 г. в Екатеринбурге
  • Образование: 2001 г. -  степень МВА  в Кингстонском университете, Великобритания.2000 г. - магистратура финансового менеджмента Академии Народного Хозяйства.1990 г. - механико-математический факультет Уральского государственного университета
  • Семейное положение: женат, трое детей

Опубликовано на сайте: 03.02.2016

Автор: Оксана Ярмак

Источник: http://www.prostobiz.ua/

Видео дня


Рекомендуем