Private Banking

Private Banking в Украине: что это такое и кто можем им воспользоваться

Краткое содержание и ссылки по теме


Видео по теме

Как стать ВИП-клиентов банка в Украине и стоит ли это делать - рассказывает Простобанк ТВ.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.

Что входит в Private Banking и чем он отличается от VIP-Banking

Главный нюанс – с точки зрения самих банковских специалистов по Private Banking их подразделение занимается не тем же, чем занимаются специалисты классического VIP-обслуживания банком. Ведь последнее подразумевает исключительно банковские услуги – при том со стандартизацией и условной массовостью таких продуктов для этого сегмента. Тогда как в Private Banking речь идет об индивидуальной стратегии, индивидуальных тарифах и к тому уже о персональном менеджере под каждого клиента этого сервиса.

В первую очередь, при разговоре о наборе услуг Private Banking упоминается управление капиталом клиента в виде профессионального размещения и переразмещения средств в разнообразные инвестиционные инструменты, начиная с драгметаллов и фондового рынка – попутно банк хеджирует риски деривативами – и заканчивая новомодным арт-банкингом, риэлт-инвестициями и прочими способами альтернативных прибыльных вложений.

Во вторую очередь эксперты называют налогово-юридический и финансово-инвестиционный консалтинг (в том числе и семейно-частное бюджетирование), а также обеспечение «поставки» клиенту небанковских стандартных финуслуг, например, страхования.

Лишь третьим пунктом перечисляется наиболее известная составляющая Private Banking – список привилегий, который называется lifestyle (Life Style) или, корректнее, «услуга lifestyle management». Последняя обычно состоит из консьерж-сервиса (бронирование отелей, билетов, столиков ресторанов, заказ такси, аренда авто и жилой недвижимости, доставка самых разных билетов и цветов, организация чартерных авиарейсов, консалтинг по всем этим вопросам), с добавлением к нему разнообразных дисконтных программ сорта luxury, а также возможности профессионального создания любых персональных коллекций.

И наконец, только на закуску обычно упоминается, что Private Banking влияет в приятную для клиента сторону (в индивидуальном порядке) и на собственно банковские услуги. Практически каждый стандартный продукт или услуга может быть изменена с учетом особенностей клиента Private Banking.

Взаимосвязь с бизнесом клиента

Private Banking предполагает обслуживание клиента персональным банкиром в режиме 7 дней в неделю 24 часа в сутки. И хотя Private Banking предполагает управление частным капиталом, и формально не распространяется на корпоративный бизнес юридических лиц – но связь корпоративных и частных финансов в обязательном порядке учитывается при разработке индивидуальной клиентской стратегии.

Персональный банкир владеет полной картиной состояния финансовых активов клиента и может способствовать решению вопросов компаний, принадлежащих клиенту. Речь идет о возможности постоянного, ежедневного профессионального бизнес-консультирования – а также о содействии в переговорах, например, с крупными компаниями и их собственниками, а порой, даже и с органами власти.

Также одним из самых интересных для бизнеса следствий «прайвэтбанкингового» обслуживания его совладельцев или менеджеров являются льготные условия кредитования или проектного финансирования (повышенная лояльность банка к инвестпроектам клиента). Этот сервис возможен как с временным частичным использованием личных активов клиента (в качестве одного из вложений), так и целиком без такого использования. Под льготностью тут обычно понимается не уменьшение ставок и комиссий, а увеличение возможных объемов и сроков финансирования, уменьшение требований к залогам, оборотам, и особенно, к срокам окупаемости проекта.

Правда, на данный момент в Украине, ни само наличие такой кредитной взаимосвязи, ни ее числовая степень не являются стандартным следствием Private Banking. Да и на Западе с окончанием стабильного периода развития экономики многомиллионное кредитование среднего и крупного бизнеса уже практически не зависит от подобных факторов. Помимо того, такие льготы возможны после не менее чем полугода активного обслуживания в рамках Private Banking.

Тем не менее, бизнесмены, планирующие кредит до нескольких миллионов долларов при аналогичных годовых оборотах бизнеса (и/или инвестпроекта), вполне могут попробовать заранее положительно повоздействовать посредством собственного Private Banking на рисковиков и кредитчиков, которые будут оценивать их кредитные заявки.

Требования к клиенту: капитал

Как правило, основным требованием к претенденту Private Banking является сумма размещенных в данном банке активов. Для некоторых банков – это средства на депозитных вкладах клиента. Для других важнее этого – общая сумма активов клиента, размещенных в разные финансовые инструменты на разных инвестплощадках.

Если говорить о сумме, то все зависит от стратегии самого банка, а именно, в каком сегменте он работает. Для большинства банков, предоставляющих услугу Private Banking входной порог – это сумма активов, составляющая 100 000 долларов в эквиваленте. Однако некоторые банки работают в сегменте mass effluent, а именно – клиенты от $50 000 до $100 000.

Чуть реже вместо активов клиента используется параметр «личные обороты клиента» (по сути, речь идет о среднемесячной сумме доходов семьи и/или тех лиц, на которых расписаны активы клиента). А эти «доходы босса», разумеется, в данном контексте «начинаются» со значительно меньших чисел – от эквивалента 10 тысяч долларов в месяц у меньших банков до эквивалента 25 тысяч долларов/месяц у крупных учреждений.

Иногда, по согласованию с председателем правления или зампредседателя правления статус VIP-клиента может быть присвоен и другим клиентам – все зависит от финансовой репутации клиента, его положения в обществе, прозрачности бизнеса и легальности его доходов. Как правило, это успешные бизнесмены, учредители, соучредители и топ-менеджеры крупных предприятий, политики, общественные деятели, звезды шоу-бизнеса, деятели культуры и ученые.

Отметим, что отнюдь не практикуется стандартизация отношения ко всем клиентам, превысившим существующий в данном учреждении «прайвэтбанкинговый порог». В зависимости от сумы размещенных активов, клиент может получить различный статус и обслуживаться по отдельному тарифному пакету или иметь дополнительные привилегии» (сравнительно с другими клиентами Private Banking, которые располагают меньшими активами).

Кроме того, в некоторых банках, предусмотрено, что если сумма активов клиента, размещенных в банке, становится меньше определенного банком порога Private Banking – то клиент переводится на обслуживание в розничное отделение либо на стандартный тарифный пакет.

Требования к клиенту: широкие потребности

Однако объемы средств – не единственное требование. Во-первых, банк проверяет происхождение средств клиента в соответствии с Законом «О предотвращении и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Впрочем, по условиям этого закона и исходящих из него нормативов в украинских банках отказ в прайвэтбанкинговом обслуживании практически невозможен.

А вот если говорить о зарубежных банках, то проверка в них осуществляется гораздо тщательней. Там клиенту, даже который располагает суммой в несколько десятков миллионов долларов, может быть отказано в обслуживании в связи с внутренними требованиями конкретного банка.

Во-вторых, банки предоставят клиенту персонального банкира и начнут приспосабливаться к разработке индивидуальной финансовой стратегии клиента только когда будут уверены, что предприниматель действительно собирается целиком, в непрерывном и ежедневном цикле доверить свои доходы, сбережения, активы и свой lifestyle банку.

Другими словами, «среднему» бизнесмену оформить Private Banking ради всего одной-двух услуг из комплекса его сервисов категорически невозможно – банк пойдет на сильно усеченный Private Banking разве что, когда речь зайдет об активах клиента объемом не менее десяти миллионов долларов (в эквиваленте).

Если задачами клиента является только размещение средств на депозитном вкладе, приобретение платежной карты премиум класса и качественное банковское обслуживание, то данный сервис может быть предоставлен в отделениях VIP–обслуживания. А Private Banking – это более сложное обслуживание.

Lifestyle management – тенденции развития

По словам банкиров в 2010-е годы на смену самостоятельному развитию lifestyle management банками – в качестве программ лояльности и по методу «на что хватит фантазии» у клиента и менеджеров – приходит предоставление таких услуг в рамках открытой архитектуры, аутсорсинга (кроме самых крупных банков, давно набравших огромный опыт и штат лайфстайл-менеджеров).

Дело в том, что на рынке закрепляются независимые компании, предоставляющие консьерж-сервисные и прочие лафстайловые услуги большому числу банков, компаний, отдельных клиентов. А это существенно удешевляет услуги не только для владельцев таких компаний, но и для их потребителей, банков и корпораций. Например, немалая часть lifestyle management состоит в сборе и диспетчировании более-менее одинаковой для сотен клиентов информации – и эффективнее с такой информацией работать одному профессионалу для всех этих сотен клиентов, чем повторять идентичную работу в каждом банке отдельно.

Не исключен со временем в Украине и популярный на Западе «межбанковский» lifestyle management – когда некоторые редкие составляющие последнего меньшему банку выгоднее подхватывать, «арендовать» у крупного учреждения с гораздо более развитым Private Banking.

Новой для нас инвестиционной составляющей, которая в последнее время считается очень перспективной, является арт-банкинг. Суть его заключается в предоставлении клиенту возможности осуществления альтернативных инвестиций, а именно в предметы искусств. Это может быть живопись, скульптура, ювелирные украшения и многое другое. Отличием этого направления от услуги простого составления индивидуальных коллекций является цель инвестиций: заработать на росте цены.

Как правило, эти предметы искусств хранятся в хранилищах и ждут своего часа, при этом могут абсолютно не нравиться их владельцу. Активно данное направление набирает популярности в соседней России, и думаю, станет популярным и у нас. С доходностью такого рода инвестиций не может сравниться ни один финансовый инструмент. Однако тут необходимо быть очень осторожным и работать только с профессионалами.

И напоследок упомянем еще об одной новой для Украины личностно-бытовой составляющей Private Banking – но такой, которая может оказаться существеннно связанной с перспективами развития собственного бизнеса. Речь идет о комплексе услуг, связанных с обучением и развитием детей клиента – консалтинг, планирование, реальная организация учебы, рабочей практики, «умного досуга» ребенка, подростка, молодого человека. В рамках этого направления банк или его аутсорсеры могут приложить серьезные усилия для привития детям практических навыков финансового управления как бизнесом вообще – так и данным семейным бизнесом в частности.

Не пропустите новые статьи!



Заказать онлайн

Кредит на карту

Кредит для бизнеса

Кредит под залог

Кредит наличными

Кредитную карту





Полезные статьи по данной тематике