про твої фінанси

Краудфандинг: десять базовых шагов для получения средств на старт бизнеса

Как работает сервис краудфандинга, как подготовиться и успешно провести краудфандинг-кампанию рассказывает портал «Pierwszy Milion»; переводит Prostobank.ua

Путеводитель по статье

  1. Шаг 1. Выбираем краудфандинговый портал
  2. Шаг 2. Изучаем, кого именно мы видим в роли инвесторов
  3. Шаг 3. Создаем видеоролик под выбранную аудиторию
  4. Шаг 4. Готовимся к заслуживанию доверия потенциальных инвесторов
  5. Шаг 5. Продумываем будущие награды своим финансовым донорам
  6. Шаг 6. Продумываем порог финансирования и изобретаем, как освоить сборы выше этого порога
  7. Шаг 7. Проводим саморекламные мероприятия до запуска краудфандинг-кампании
  8. Шаг 8. Продумываем «заманивание» первых взносов
  9. Шаг 9. «Заманиваем» средства массовой информации
  10. Шаг 10. Продумываем постоянный пиар и коммуникацию на все время кампании и на время освоения средств
Видео путеводитель
Краудфандинг-платформы в Украине: как получить средства на старт бизнеса

Краудфандинг-платформы в Украине: как получить средства на старт бизнеса

Описание бизнес-идеи – это лишь начало кампании по сбору средств. Есть еще множество правил, без соблюдения которых бизнес-проект быстро затеряется в ленте новинок краудфандинговой платформы, не принеся заявителю нужных ему вложений.

В течение многих лет, прошедших от запуска самой известной веб-платформы коллективного жертвования средств в бизнес-идеи – Kickstarter (апрель 2009 года) – ее пользователи ввели в массовое производство тысячи бизнес-идей путем вложения миллиардов долларов. Эта сумма быстро растет как на данном портале, так и на всех его аналогах – и краудфандинговый стартовый капитал является одним из самых горячих тем в последние годы в Сети.

Советы о том, как хорошо подготовиться к краудфандингу и собрать деньги, легко могут занять книгу значительного размера. Мы постараемся обратить ваше внимание на десять наиболее важных шагов, прохождение которых значительно увеличит ваши шансы на успешный сбор средств.

Шаг 1. Выбираем краудфандинговый портал

При выборе краудфандинг-портала, в первую очередь, обратите внимание на указанное условиями платформы наличие у жертвователей и самой платформы долевого участия в капитале и прибылях вашей будущей компании (с их стороны – инвестирование) или отсутствие такого участия (с их стороны – меценатство). Продумайте все аспекты той или иной схемы для вашего проекта.

Кроме того, изучите порталы и по таким параметрам:

  • Некоторые фандрайзинговые платформы не разрешают получить деньги, если их собрано меньше суммы, заявленной подателями бизнес-идеи (принцип «все или ничего») – это резко уменьшает шансы успешного фандрайзинга. Другие порталы такого ограничения не имеют;
  • Некоторые порталы разрешают получить в полном объеме сборы, составившие свыше 100% заявленной суммы. А другие – заявителям идеи выдают лишь столько, сколько они запрашивали, а «лишним» инвесторам деньги автоматически возвращают;
  • На некоторых платформах все жертвователи должны иметь счет в банке той страны, в которой зарегистрирован портал. Например, если этой страной являются США, то вряд ли можно надеяться на массовые взносы людей из стран Восточной Европы;
  • Некоторые платформы ограничивают время ротации бизнес-идеи на портале. Стоит выяснить, как управляется этот аспект и от чего он зависит (например, для каких идей каково максимально возможное время ротации);
  • Некоторые платформы ограничивают максимальное количество жертвователей на один проект;
  • Некоторые порталы тем или иным способом контролируют трату полученных вами при его помощи денег. Если так, заранее поинтересуйтесь, каких документов и в какие сроки от вас ожидают в этом контексте. Возможно, из-за этого не получится что-то закупать или производить в намеченных вами местах, что увеличит требуемый стартовый капитал;
  • Наконец, узнайте, каковы комиссии самого краудфандингового портала, а также его банка-агента (платежной системы-агента или иного финучреждения), собирающего для платформы пожертвования и передающего их затем предпринимателям. Например, Kickstarter имеет комиссию в 5% от суммы привлечений, а еще 5% при работе с ним уходит в пользу платежной системы Amazon Payments.

Если проект имеет потенциал для международной торговли или отличается высокой планкой требуемого стартового капитала, лучше выбирать ведущие платформы, например, Kickstarter или Indiegogo. Однако, там и продвижение сложнее, и конкуренция намного выше. И, как уже сказано, полякам за польскую идею на американских платформах порой просто трудно провести платеж – даже если ими выражено такое желание.

Поэтому не всегда гигантомания уместна – какие-то проекты успешнее соберут инвестиции на местных платформах.

Шаг 2. Изучаем, кого именно мы видим в роли инвесторов

Выбор платформы также связан с вопросом о целевой группе, для которой вы готовите сообщение о вашей идее. Это имеет особое значение для международных действий.

«Например, американцы любят, когда что-то подается как «cool» и «wow!» – но делать акцент на этом же эмоциональном аспекте в коммуникации для западноевропейцев окажется большой ошибкой», – иллюстрирует данный тезис Мартин Собчак, владелец агентства, собравшего на Kickstarter 270 тысяч злотых на кинематографический проект.

Шаг 3. Создаем видеоролик под выбранную аудиторию

Наиболее важным каналом связи с потенциальными инвесторами является подстраничка вашего проекта на краудфандинг-платформе (или отдельный сайт проекта, на который можно с такой подстранички перейти). Интерактивные элементы, графики и видео такой страницы часто целиком «ответственны» за фандрайзинговый успех проекта.

Так, по статистике Indiegogo, проекты, содержащие на подстраничке или отдельном сайте видео, собрали в 2,15 раз больше ресурсов, чем проекты без видео-подкастов. Кстати, в Сети уже есть фандрайзинговые платформы, просто не допускающие создание подстраниц для бизнес-идеи без видео.

Ролик не должен быть снятым и сведенным профессионалами на высокоуровневой аппаратуре (если вы, конечно, не собираете деньги на съемку дорогостоящего фильма). Но он точно должен завораживать зрителя с первых секунд и в доступной форме быстро описывать проект, а также кратко рассказывать о тех, кто его создает.

Итак, оформлять подстраничку на фандрайзинговой платформе или отдельный сайт проекта, предварительно не создав и не отшлифовав до мелочей убедительный видео-ролик о вашей бизнес-идее – будет едва ли не пустой тратой времени.

Шаг 4. Готовимся к заслуживанию доверия потенциальных инвесторов

Краудфандинг строится на доверии. А доверие к неизвестным людям не возникает без общения. Трудно убедить состоятельных незнакомцев вложить в вас деньги – если они даже не уверены, что вы, получив деньги, в состоянии управлять реализацией своей идеи.

Как их убедить? Покажите прочие ваши достижения, пусть даже из совсем других сфер. Засветите на краудфандинг-платформе или сайте вашего проекта все ваши сайты и аккаунты соцсетей всех ваших коллег-основателей фирмы – пусть потенциальные инвесторы зафолловят вас, посетят аккаунты, подпишутся на обновления, увидят, что вы здравые люди, имеющие за плечами то-то и то-то. И вы, в свою очередь, смело и активно общайтесь с ними, задавайте вопросы. Молчунам здесь денег не дают!

Но, конечно, для этого у вас в соцсетях должно быть что-то серьезное, помимо котиков и фуд-слайдов – и не должно быть массы отталкивающего контента.

Шаг 5. Продумываем будущие награды своим финансовым донорам

Если вы выбрали портал с безвозмездными жертвователями, а не получающими права на ваш бизнес инвесторами – заранее продумайте небольшие призы, награды для тех, кто будет поддерживать проект, и разумеется, огласите этот факт в описании идеи.

«Важно, чтобы у жертвователей в каждом из диапазонов сумм их вложений был свой интересный вариант приза. Например, в случае сбора средств на книгу или запись аудио-альбома всем жертвователям на малые суммы можно затем выслать в награду электронные версии выпущенного продукта, а всем жертвователям на суммы крупнее – доставить тот же продукт в физическом виде», – советует Доминика Оливия Заброцкая, специалист краудфандинг-платформы Wspieram.to.

Также можно, с согласия финдоноров, указывать их имена или названия фирм в специальном месте выпущенного продукта. В случае компьютерной игры или на страницах комиксов один из персонажей может носить имя или даже внешность жертвователя (жертвовательницы). Для многих честолюбивых меценатов такой бонус играет решающую роль при выборе проекта для поддержки.

Заметьте, что расходы, связанные с доставкой вашим бизнес-ангелам ряда призов, например, из Польши на Гавайи могут быть значительными – но вы можете их заранее «коварно» внести в свой бизнес-план и немножко повысить требуемую для сбора сумму.

Шаг 6. Продумываем порог финансирования и изобретаем, как освоить сборы выше этого порога

«Часто в момент достижения 100% заявленной проектом суммы сборы только-только раскручиваются – и долго еще не могут остановиться. В среднем проекты на PolakPotrafi.pl получают 130 процентов финансирования. Потому имеет смысл заранее давать ясный сигнал, что у вас есть также идеи использования этих дополнительных средств, – говорит Якуб Собчак, владелец и генеральный директор краудфандинг-портала PolakPotrafi.pl.

Конечно, если вы твердо отказываетесь от «лишних» средств, они на любом портале в полном объеме вернутся жертвователям. Это хорошо; но увы, ваша деловая репутация от этого, скорее, пострадает.

А потому лучше бы вам освоить и «дополнительное» фондирование. Однако это надо сделать так, чтобы вы могли с честью отчитаться, что и оно потрачено не просто не зря – но еще и на цели, близкие изначальной вашей бизнес-идее (ведь «лишние» деньги люди жертвовали именно на вашу идею, а не на что-то, от нее далекое).

Способы применения лишних 10%-40% средств выше заявленной вами суммы без ложной скромности продумывайте заранее – а возможно, и оглашайте инвесторам сразу.

Шаг 7. Проводим саморекламные мероприятия до запуска краудфандинг-кампании

Правильная фандрайзинговая кампания начинается задолго до начала создания подстранички или отдельного сайта вашего проекта – с распространения информации о вас и о вашей идее в профильных для нее сферах.

Например, создатель настольной игры «Piwne Imperium» перед краудфандингом провел пиар-кампанию во многих городах, благодаря которой стал хорошо известен в польских сообществах людей, активно играющих в настольные игры. А уже эту информацию о нем все «платформенные» инвесторы изучали (с его же подачи) и высоко финансово оценивали.

Шаг 8. Продумываем «заманивание» первых взносов

Можно заранее попросить массу знакомых и родственников прислать на свежезапущенную страничку вашего проекта небольшие суммы (можете их даже лично им выделить) – создав видимость интереса пользователей и «ненулевой» динамичный баланс счета.

А можно, наоборот, объявить о лимитированном числе эксклюзивных заманчивых призов, которые однозначно получат те, кто пожертвуют на проект первыми.

Шаг 9. «Заманиваем» средства массовой информации

Получение проектом хорошего финансового результата в первые дни не только показывает другим жертвователям, что проект уже имеет шансы на воплощение, но и увеличивает вероятность того, что о нем напишут деловые издания. Однако отношения с ними следует строить заранее.

Например, до старта кампании вы размещаете статьи о своей бизнес-идее и о себе в одних изданиях за деньги. Оказываетесь на слуху. А после успешного старта другие издания, мониторящие краудфандинг-платформы, видят там вашу идею уже как немножко знакомую, о которой мимоходом где-то слышали – и с радостью описывают ее же, но уже бесплатно для вас.

А каждая такая публикация – по крайней мере, в США – вызывает хороший приток средств на субсчет вашего проекта.

Шаг 10. Продумываем постоянный пиар и коммуникацию на все время кампании и на время освоения средств

Если ваша фандрайзинговая кампания рассчитана на три месяца – каждый из 90 дней или хотя бы каждый из 70 рабочих дней вы должны как-то по-новому напоминать о своем проекте в каналах связи, доступных для вас. Это могут быть и соцмедиа, и тематические форумы на просторах интернета, и обычные медиа..

«Нужно радовать и тех, кто уже поддержал проект, и тех, кто просто интересуется. Все жертвователи должны ощущать, что создатели бизнес-идеи активны, не сидят сложа руки – и что их деньги поучаствуют в важном динамичном деле, о котором узнают тысячи людей вокруг. Краудфандинг – это не просто «деньги-товар-деньги»: тут должен быть мотивационный «крючок», например, в виде неустанной активности предпринимателя, его положительной «боеготовности», очевидной всем», – отмечает Якуб Собчак.

«Так, организаторы фестиваля Cohabitat собрали 100 тысяч злотых, среди прочего, потому, что они заранее полностью подготовили информационную кампанию, расписав почти поминутно все запланированные мероприятия в течение всего срока кампании», – добавляет собственник платформы PolakPotrafi.pl.

И последнее. Даже если использование вами средств не контролируется никем, все же информация от вас не должна резко перестать поступать в Сеть после успешного завершения сбора и получения вами денег. Иначе на облачный фандрайзинг для ваших следующих проектов можно будет уже не рассчитывать.

Информируйте всех о ходе освоения средств, а также и о любой возникающей задержке и неувязке. Нередко многие прежние жертвователи уже по возникшим личным каналам связи добавляют в проекты денег, если их на каком-то этапе потребовалось больше, чем планировалось. Но понятно, что для этого информация о ходе воплощения бизнес-идеи должна попадаться бизнес-ангелам на глаза не в одни лишь моменты неувязок – а ежедневно, технично и стабильно. Кто и как это информирование будет осуществлять – тоже стоит продумать заранее.

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?