Судебный авиализинг 02.06.2009

Предприятия-лизингодатели украинской авиатехники уже выступают в роли истцов и, возможно, примерят на себя роль ответчиков.

Судебный авиализинг

Процесс лизинга украинской авиатехники оказался неотделим от судебных разбирательств по факту передачи самолетов от производителей лизингодателям. Сразу два украинских лизингодателя авиатехники в ближайшее время будут отстаивать свои позиции в суде
Как стало известно, ГП «Лизингтехтранс» (находится в подчинении Министерства транспорта и связи Украины) подало в суд на киевский авиационный завод «Авиант» из-за несоблюдения производителем самолета Ан-148 сроков поставки авиатехники (согласно контракту передача первого самолета была намечена на ноябрь 2008 года, второго — на январь-февраль 2009 года). Руководство «Лизингтехтранса» оказалось недоступным для комментариев в течение всей прошлой недели, однако, как сообщили на заводе, иск от предприятия поступил в конце апреля.
Как известно, «Лизингтехтранс» в рамках выполнения государственной программы «Приобретение самолетов Ан-148 через государственное лизинговое предприятие» перечислял бюджетные деньги на строительство самолетов и одновременно проводил конкурсы по определению лизингополучателей трех Ан-148. Но поскольку машина новая, эксплуатанты не стремились стать бесплатным «тренажером» для поиска и отработки всех мелких дефектов, без которых немыслимы лидерские самолеты любого типа. Поэтому для спасения маркетинговой репутации нового самолета их решил выкупить разработчик Ан-148 АНТК им. Антонова для последующей самостоятельной или совместной с другой авиакомпанией эксплуатации.
Однако для «Лизингтехтранса» мало было наконец-то успешно реализовать машины, за них еще нужно получить 75% цены, выплаченной ранее из бюджета. И здесь наступает самый сложный момент: деньги на строительство самолетов (вернее, закупку комплектующих) выделены правительством только в апреле текущего года, куда делись поступившие ранее средства — неизвестно. По крайней мере, проверяющие органы не спешат делать заявления о виновниках катастрофической ситуации на «Авианте».
С перспективой судебных разбирательств, видимо, столкнется и другая лизинговая компания «Укртранслизинг» (УТЛ), но уже не в качестве истца, а скорее, ответчика. Как стало известно, правительство намерено в судебном порядке выяснить законность передачи акций компании частным владельцам. Такое поручение было дано Минпромполитики, Минюсту и ФГИУ по результатам совещания у премьера о финансовом оздоровлении авиастроительной отрасли, состоявшегося в конце апреля. Как считают наши источники, причиной такого поручения может быть затянувшийся спор между ХГАПП и УТЛ по поводу принадлежности Ан-74ТК-300Д, который достраивается на заводе. Руководство предприятия считает, что машину нужно передавать Ливии, однако УТЛ настаивает, что самолет следует оставить в Украине. В УТЛ сообщили, что в настоящее время между компанией и ХГАПП ведется серьезный конструктивный диалог. В то же время о правительственной инициативе «разобраться» с частными акционерами компании в УТЛ пока не слышали. «Я не слышал о поручениях (правительства), но интерес к нашей компании возможен в контексте намерений премьер-министра поднять авиастроение», — заявил представитель компании.
Упомянутый протокол правительственного совещания, копией которого располагает редакция, тоже содержит интересное поручение министерствам промышленной политики, транспорта и связи отработать вопрос о разрыве контракта между «Лизингтехтрансом» и «Авиантом» с целью продажи самолетов, которые строятся заводом, Объединенной авиастроительной корпорации. Ранее велись переговоры о продаже одного из трех Ан-148 (заводской номер 02–03) в виде самолетокомплекта Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО). На заводе, где ведется совместная кооперационная сборка самолетов этого типа, на выходе первый серийный Ан-148. В планах ВАСО на этот год — сборка четырех Ан-148, так что киевские машины, простаивающие на сборке с 2005 года, вполне могут обрести «российскую прописку». Тем более что украинское производство самолетов Ан-148 оказалось под серьезной угрозой. На прошлой неделе на заводе «Авиант» прошла акция протеста против хронических невыплат зарплаты (с февраля по май этого года), сокращения рабочей недели до трех дней. По сведениям наших источников на заводе, в протоколах собраний работников также отражен пункт о выражении недоверия нынешнему руководству предприятия в лице директора Валерия Козорезова. Заводчанам пообещали выплатить задолженность за февраль и март, но открытое проявление коллективом недовольства, естественно, мало способствует выполнению производственных и, соответственно, лизинговых планов. Тем временем, правительство готовит очередное «революционное переформатирование» авиапрома. По сведениям источников, сейчас активно обсуждается вопрос вывода концерна «Антонов» из подчинения Минпромполитики с последующей передачей структуры под руководство Национального космического агентства Украины. Правительство уже дало соответствующее поручение Минпромполитики и НКАУ подготовить в установленном порядке проект решения КМУ об усовершенствовании механизма управления авиастроительными предприятиями государственным авиаконцерном «Антонов». И в данном случае как правительство, так и авиапром остаются верны себе: по наметившейся традиции ежегодно проходит эксперимент «по усовершенствованию управления» в виде создания новой авиапромовской структуры или ее переподчинения. Правда, отрасль от наметившегося развала эти «преобразования», видимо, спасти не смогут.


Популярные рейтинги и тарифы

Полезные статьи и сервисы

Срочно нужны деньги?