про твої фінанси

Медицинское страхование персонала: цены и нюансы

О многочисленных технических и финансовых аспектах корпоративного ДМС и текущих тарифах на программы разного уровня.

Путеводитель по статье

  1. Учет и налоги
  2. Вопросы количества и качества
  3. Корпоративный ДМС: платежи
Видео путеводитель
Медицинская страховка в Украине: как выбрать

Медицинская страховка в Украине: как выбрать

Prosto много значит для тимбилдинга в компании и повышения средней работоспособности сотрудников оплачиваемые для них компанией полисы добровольного медицинского страхования (ДМС).

Учет и налоги

При обдумывании столь крупной статьи расходов как медицинское страхование персонала, финдиректору вначале стоит уяснить вопросы учета и налогообложения таких программ.

Отметим, что прежнее законодательство давало налоговые преференции работодателям, сотрудники которых были на добровольной основе застрахованы за счет компании от несчастных случаев и болезни в виде ненакопительного краткосрочного страхования (term-life), накопительного долгосрочного страхования жизни (life), а также собственно медицинского страхования (ДМС non-life). И многие крупные корпорации этим умело пользовались в минимизационных целях.

Тогда как Налоговый Кодекс никаких льгот страховщикам жизни сотрудников уже не дает – расходы на страхование жизни являются частью фонда оплаты труда. «В действующей системе налогообложения затраты работодателя на страхование жизни приравниваются к затратам на дополнительную заработную плату или премию. Долгосрочное страхование жизни можно отнести на валовые затраты, но при этом они облагаются налогом, что в конечном итоге менее привлекательно для предприятий», – объясняет Александр Мельничук, менеджер страховой группы «PZU Украина». Краткосрочное же терм-лайф-страхование от несчастных случаев и болезней (свойственное очень опасным и вредным производствам) дополнительно облагается немаленьким взносом и на обязательное государственное социальное страхование – в размере от 36,76% до 49,7% страховых выплат.

В результате по данным Лиги Страховых Организаций сегмент страхования жизни за счет предприятий по объему страховых платежей сократился с 30% до 10% (в 2011 году), уступив место даже на производствах Донбасса прежде всего годовым полисам медицинского страхования персонала.

Дело в том, что ДМС, согласно НК, при отнесении на валовые затраты налогом не облагается (вместо этого налоговое обязательство возникает у сотрудников по налогу на доходы физических лиц, НДФЛ). И это оставляет приоткрытой прежнюю «дверь возможностей» уменьшения налоговой базы.

Аналогичная история и со взносом на социальное страхование. Согласно Постановлению Кабмина 1170 от 22.12.2010г. (Перечень II: 2) уплаченное компанией ДМС за сотрудников и даже за членов их семей вошло в неширокий список из 29 выплат, свободных от начисления социального взноса – в отличие от страхования жизни. Другими словами, государство в 2010 году сделало все, чтобы убить страхование жизни за счет компаний – и широко развить вместо этого корпоративные медстраховки.

Обязательства по НДФЛ сотрудников по медицинскому страхованию равны 15% уплаченной компанией цены полиса. При этом финдиректору необходимо сразу решить два вопроса – и, возможно, утвердить их навсегда в качестве внутренней политики компании:

  • Будет ли компания компенсировать уплату НДФЛ по ДМС сотрудникам – или это сделают сотрудники сами из своих доходов?
  • Будет ли при увольнении сотрудника за ним сохранен полис до конца действия последнего – или же уволенного исключат из списка застрахованных лиц, а невыбранный им страховой резерв перезачислят на нового сотрудника?

Ответ «нет» на первые части обоих вопросов при дорогих полисах ДМС может поставить компанию в затруднительное положение – у сотрудника могут возникнуть претензии по поводу уплаты им в начале действия полиса НДФЛ за весь срок действия страховки. «Чтобы избежать этого, компании лучше пересмотреть свою внутреннюю политику в этом вопросе таким образом, чтобы при увольнении сотрудника оставить ему действующую страховку до конца срока договора. Это и решение проблемы оплаты, и сохранение лояльности сотрудника», – закономерно советуют страховщики.

Полезные статьи для персонала:

Вопросы количества и качества

Можно ли застраховать в рамках корпоративного страхования не всех сотрудников компании – все-таки у каждого гражданина есть конституционное право отказаться от полиса? Теоретически – да. Но операторы рынка говорят о негласном правиле страхования не менее 80% персонала каждого отдельно работающего подразделения. «Это делается для того, чтобы избежать выборочного страхования тех, кому уже необходимо лечение», – поясняет специалист СГ «PZU Украина».

Если при этом по такому же принципу страхуют и родственников (то есть не менее 80% страхуемых сотрудников страхует родственников), то страховщик может принять условно, что риск не изменится или изменится незначительно – и тогда цена полиса и правила его получения для членов семей сотрудников не меняются сравнительно с полисами для сотрудников.

«Если же за родственников платят сами сотрудники, и им предоставлено право выбора (страховать или не страховать), в этом случае риск застраховать больных возрастает. В андеррайтерской политике «PZU Украина» принято, что если количество родственников по договору 50 человек и более, они могут быть застрахованы по таким же тарифам, как и сотрудники. Если менее 50-ти – им необходимо заполнять декларации о здоровье, при этом коэффициент скидки за количество (применяющийся для полисов сотрудников) не применяется», – констатирует Александр Мельничук.

Для снижения стоимости полиса при заданном числе страхующихся есть четыре основных пути:

  • исключить из покрытия платную стоматологию (или ввести большую франшизу / низкий лимит) на нее – но это, впрочем, изрядно уменьшит мотивационную привлекательность полиса для сотрудников;
  • исключить особо критические риски, в случае наступления страховых случаев по которым тратятся особо большие средства (это оправдано, если компания не занимается высокорисковой для организма деятельностью) или ввести большую франшизу / низкий лимит на них. Другими словами, сосредоточить полис на медицине обыденно-бытового плана, на быстром «выкарабкивании» из рядовых «хворей» и скорейшем возвращении сотрудника к работе – а не на долгом амбулаторном лечении тяжелых заболеваний;
  • в среднеценовом ДМС страховать некоторые риски с франшизами и лимитами, исключить часть рисков, а вместо этого в программу страхования включить профилактику заболеваний, увеличение сопротивляемости организма болезням – в виде прививок, регулярной витаминизации разного рода, кратковременного посещения различных санаторно-оборудованных залов («соляных пещер» и тому подобных) вплоть до банальных тренажеров, бассейнов, курсов физвоздействия (правильного дыхания, гимнастики и так далее). В итоге «убиваются три зайца»: сотрудники будут меньше брать больничных и отгулов по болезни и меньше заражать коллег; указанные мероприятия значительно поспособствуют внутренним связям в компании; а страховщики сэкономят на отсутствии часто болеющих, вследствие чего смогут предоставить компании скидки на полисы на следующий год (есть у СК такая практика);
  • введение крупной франшизы за обслуживание в клиниках и аптеках повышенной дороговизны, если в списке ассистанса данной СК есть клиники дешевле и ближе к месту наступления страхового случая. Дело в том, что психология иных небогатых граждан любых стран такова: «бесплатное» и элитное по качеству медобслуживание любым способом надо брать, даже если здоровье в порядке – и при том в самом дорогом из возможных учреждений, поскольку другого такого случая может не быть. Однако вряд ли такой подход повышает работоспособность сотрудника.

Последнюю коллизию особо живописно описал эксперт СГ «PZU Украина»: «Компания может четко понимать, что ей необходимо создать такие условия для своих сотрудников, когда они будут реже болеть. Но есть и другой подход, когда компания с помощью программ страхования создает такие условия, которые мотивируют сотрудников лечиться. В таком случае застрахованные стремятся максимально выбрать все возможные опции страхового полиса. Они посещают нужных и не нужных специалистов, проходят множество назначенных обследований, делают массажные процедуры и т.д. И чаще всего все это происходит в рабочее время. Подобные программы сами компании расценивают не как защиту своих сотрудников, а как дополнительную мотивацию, но не учитывают, что таким образом снижают работоспособность коллектива».

Именно поэтому во избежание недоразумений некоторые корпорации уже создали специальные развернутые документы: стандарты корпоративного медстрахования персонала.

Среди прочих общих аспектов заметим, что при выборе страхового тарифа по ДМС ничто не мешает страховать сотрудников разного уровня с разным же уровнем страхового покрытия. Кроме того, при первичном расчете итоговой стоимости следует учесть, что тариф ДМС может зависеть от возраста сотрудников и его родственников, если они страхуются.

Что же касается скидок за количество страхующихся, то назвать примерный дисконт не получится – нам известны числа скидок в диапазоне 10%-20% от цены одиночного полиса, но на рынке не исключены и 40%-60%, и отсутствие скидок. Частыми граничными числами, после которых начинается та или иная скидка у той или иной компании является 20 и 50 страхующихся.

Корпоративный ДМС: платежи

Одним из крайне важных параметров для бюджета компаний является частота оплаты полисов сотрудников – ведь единовременная оплата годового страхования нескольких десятков человек для предприятия малого и среднего бизнеса означает весьма серьезные расходы. По этому поводу страховщики отмечает закономерную тенденцию: если ранее компании чаще вносили платеж одноразово, то сегодня договариваются и о ежеквартальной оплате, и о ежемесячных платежах.

При этом компания-страхователь должна быть готова к небольшому удорожанию годового полиса, проданного, можно сказать, в рассрочку. При рассроченной оплате страхового платежа вводятся коэффициенты, которые, в зависимости от частоты оплаты, несколько увеличивают размер годовой страховой премии.

Что касается минимальных количественных требований в отношении персонала к компаниям-страхователям, по словам экспертов страхование корпоративных клиентов возможно от пяти человек, а при страховании сотрудников промышленных предприятий охват полисами ДМС должен составлять не менее 60% коллектива.

Ассистанс-обслуживание клиентов по ДМС (прием звонков и иных обращений по страховым случаям, в том числе, за рубежом; связь с теми или иными ближайшими клиниками-партнерами СК, перечисленными в полисе; экспертизы) практически у всех ведущих игроков этого рынка ведется собственными ассистанс-компаниями. «Большинство основных страховщиков, входящих в топ-10 по ДМС, организовывают медицинский сервис преимущественно через собственную ассистирующую компанию в структуре страховщика. Доля привлечения аутсорсингового ассистанса незначительна», – описывает реалии профильный специалист компании «Альфа Страхование (Украина)».

Отличия тарифов полисов в регионах от базовой цены в столице иногда отсутствуют (например, у компаний «АХА» и «Аска»), изредка они определены заведомо (так, имеется твердая «региональная» скидка в 25% у страховой группы «ТАС»). Но чаще всего, скидка на региональную страховую премию по отношению к базовой киевской ее величине определяется для каждого города и предприятия индивидуально.

Наконец, отличия полисов ДМС дешевых (эконом-типа), среднеклассовых, премиум и VIP-уровней заключаются не только в перечне покрываемых и исключаемых услуг и франшиз по ним. «Основное чем отличаются программы страхования – классом клиник, в которых застрахованный получает услуги. Полисы, покрывающие только государственные клиники – самые дешевые. А самый дорогой полис будет предусматривать стопроцентную оплату услуг таких клиник, как «Обериг», «Борис», «Медиком», – определяет дифференцирование эксперт страховой компании «Uniqa».

Тем не менее, для уровня и тарифа полиса конечно, важны и отдельные опции. Ценовая разница полиса по ДМС формируется за счет многих факторов, а именно: набора рисков; наличия покрытия стоимости медикаментов при поликлинике (в рамках всей страховой суммы или в индивидуальном лимите, с франшизой или без нее); наличия дополнительных бонусов в покрытии. Детализировать эти различия на примере предложений одной из компаний можно так:

  • Классический договор добровольного медицинского страхования СК включает стандартный набор программ: «Амбулаторно-поликлиническая помощь», «Стационарное лечение», «Скорая и неотложная помощь», «Медикаментозное обеспечение»;
  • В договорах премиум-класса предусмотрены дополнительные программы, такие как «Стоматология», «Витаминизация», «Медосмотр»;
  • В VIP-программах обычно предусмотрена нулевая франшиза, а в страховое покрытие могут включаться оздоровительные и профилактические мероприятия, а также медицинская помощь при поездках за рубеж.

Актуальные базовые условия добровольного медицинского страхования персонала ведущих компаний этого рынка можно увидеть здесь

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?