Страхование автопарка, или во сколько обойдется КАСКО для юрлиц

Объемы страховых премий и выплат по КАСКО в этом году стали меньше – рынок уменьшился из-за банкротства некоторых игроков и в связи с продолжающимся кризисом, в том числе, кризисом доверия клиентов к страховщикам. И все же тарифы растут, причем в основном подорожание КАСКО касается автомобилей стоимостью до 50 тыс. долларов.

Рынок автострахования переживает изменения – на фоне падения объемов продаж страховщики повышают тарифы. «Игроки, думающие о своих резервах, тарифы, безусловно, подняли. Те же, кто любым способом хочет заполучить клиента, тарифы наоборот снижают. Тарифы КАСКО для юрлиц во многом зависят от уровня убытков того или иного клиента для СК. При низком уровне убытков предоставляются скидки, при высоком – наоборот», - говорит директор дирекции по обслуживанию корпоративных и VIP-клиентов НАСК «Оранта» Алексей Носачов.

Куда идет рынок

По данным Лиги страховых организаций Украины, поступления валовых премий при страховании наземного транспорта (КАСКО) за январь - март 2010 сократились на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составили 745,6 млн. грн. (см. Таблица 1). По мнению экспертов, уменьшение поступлений валовых премий по страхованию наземного транспорта (КАСКО) связано с девальвацией национальной денежной единицы и уменьшением платежеспособности населения.

Таблица 1. Данные по валовым премиям и выплатам КАСКО страховщиков, млн. грн.

Показатель

1 кв. 2009 г.

1 кв. 2010 г.

Валовые страховые премии

842,7

745,6

Валовые страховые выплаты

681,7

488,6

Уровень страховых выплат,%

80,9%

65,5%

Источник: ЛСОУ

Объем валовых выплат при страховании наземного транспорта (КАСКО) за январь - март 2010 составил 488,6 млн. грн, что на 28,3% меньше, чем за аналогичный период 2009 года.

Основной объем премий и выплат приходится на физлиц, что связано с огромным количеством ранее выданных банками кредитов на автомобили, а также с возобновлением активности банков в сегменте автокредитования в этом году.

Портфели КАСКО для юридических лиц растут очень медленно – в первую очередь, из-за слабого развития рынка лизинга в Украине.

Ведь раньше страховщики наращивали продажи благодаря сотрудничеству с лизинговыми компаниями и банками. Однако банки долгое время не предлагали автокредиты для юрлиц, и только со второго полугодия 2010 года страховщики получили возможность увеличить объем продаж КАСКО за счет страхования кредитного транспорта.

И все же конкуренция на рынке КАСКО достаточно велика – практически каждая страховая компания предлагает юрлицам страхование транспорта. Prostobiz.ua исследовал лидеров первого квартала 2010 года по премиям и выплатам (см. Таблица 2 и Таблица 3) по добровольному страхованию ответственности (куда входит и КАСКО).

Таблица 2. ТОП-20 компаний по объему премий по страхованию и перестрахованию в первом квартале 2010 года

Страховая компания

Общий объем премий, тыс. грн.

Объем премий по добровольному страхованию ответственности, тыс. грн.

Лемма

92357,00

13241,60

Украинская аграрно-страховая компания

12138,60

9188,70

Первая страховая компания

12693,90

7517,00

UNIQA (Кредо-Классик)

92295,10

5698,20

PZU Украина

55701,50

4916,30

Брокбизнес

42024,90

3661,10

Европейский страховой альянс

36033,70

1903,70

Альянс Украина

39536,90

1846,90

QBE Украина

20041,30

1232,10

Аска

70177,30

1228,70

Провидна

77924,00

1057,00

Индиго

11679,00

944,40

Универсальная

36308,30

848,00

Украинская Страховая Группа

70466,70

846,00

Просто-Страхование

27274,70

845,20

Альфа Страхование

26339,30

798,90

Княжа

14880,30

679,60

AXA Украина

57843,40

518,00

Глобус

2149,60

417,20

Добробут

43691,10

279,2

Источник: ЛСОУ

Таблица 3. ТОП-20 компаний по объему выплат по страхованию и перестрахованию в первом квартале 2010 года

Страховая компания

Общий объем выплат, тыс. грн.

Объем выплат по добровольному страхованию ответственности, тыс. грн.

Альянс Украина

6 157,4

3 126,8

ПЗУ Украина

22 476,2

1 109,5

Европейский страховой альянс

9 246,5

472,2

УСГ

57021,90

386,10

Индиго

5 919,1

180,9

Просто-Страхование

16902,80

165,20

ВУСО

6779,70

141,00

Украинская экологическая страховая компания

2748,40

134,40

Уника

50 371,8

118,3

Провидна

71 203,0

106,0

Глобус

4 667,4

78,3

Княжа

25 485,7

67,0

Украинская транспортная страховая компания

2 540,7

52,9

Альфа Страхование

12072,90

49,50

АСКА

26719,30

47,20

Брокбизнес

22 337,8

26,5

Первая страховая компания

3 399,0

25,0

Универсальная

26276,00

17,10

Ильичевское

12 204,9

15,2

Кью Би Украина

4424,70

12,30

Источник: ЛСОУ

Лидерами на рынке страхования наземного транспорта (КАСКО) являются такие компании как АХА, Украинская страховая группа, Уника, Дженерали Гарант, Оранта, ИНГО Украина, Альфа Страхование, ТАС, ПЗУ Украина, Альянс Украина.

«Для страхования КАСКО юридические лица выбирают страховщиков по рейтингам премий и выплат по автострахованию. Обычно это первые 10 страховых компаний. Основными игроками рынка являются ИНГО Украина, АХА, Оранта, Уника, Дженерали и Альянс», - подчеркивает заместитель председателя правления АСК «ИНГО Украина» Александр Миколенко.

Клиенты и риски

Страховые компании готовы застраховать по программе КАСКО исправные автомобили, со времени производства которых прошло не более 10 лет:

  • легковые автомобили, а также прицепы к ним;
  • микроавтобусы для перевозки грузов, грузовые автомобили с грузоподъемностью до 10 т;
  • пассажирские микроавтобусы.

Кроме автомобиля застраховать можно дополнительное оборудование, установленное на нем. Также у многих компаний существуют программы страхования спецтехники (тракторы, комбайны, т.д).

Несмотря на то, что наибольшими рисками ДТП обладают автомобили компаний, предоставляющих транспортные услуги (маршрутный транспорт, такси), страховщики отмечают низкий уровень востребованности КАСКО со стороны таких предприятий. А кроме того, не каждая СК возьмется застраховать потенциально высоко-рисковых клиентов.

«Маршрутные такси, такси, как объекты страхования, – не слишком привлекательны для страховой компании, несмотря на то, что тариф для них увеличивается приблизительно в 2 раза. При заключении подобных договоров очень сложно проследить, кто находится за рулём автомобиля (т.е. водительский стаж водителя). Да и сами владельцы данного бизнеса не проявляют особого желания страховаться по КАСКО – для них это также невыгодно из-за высокого страхового тарифа», - отмечает Алексей Носачов. Однако порядка 10% рынка транспортных перевозок предпочитает все же приобретать полисы, хоть это и дорогое удовольствие.

«При расчете тарифа для маршрутных автомобилей и такси используются специальные корректирующие коэффициенты», - говорит председатель правления СК «Брокбизнес» Вадим Загребной.

Обычно клиентами-юрлицами являются компании из самых разных сегментов бизнеса, в собственности которых находятся от 2 автомобилей. Наибольший портфель клиентов-юрлиц получают компании, сотрудничающие с лизингодателями. «Рекорд КАСКО страхования составил 3,5 тыс. автомобилей лизинговой компании», - отмечает Александр Миколенко.

Кроме того, существенно влияет на объемы продаж КАСКО страхование автопарков государственных учреждений и компаний.

Как правило, КАСКО для юрлиц покрывает следующие риски:

  • дорожно-транспортное происшествие: столкновение застрахованного транспортного средства (ТС) с движимым или неподвижным объектом, наезд на них, падение, переворачивание, битье стекол (кроме случаев противоправных действий третьих лиц), нападение животных;
  • падение предметов на застрахованное ТС, падение в воду, провал под лед;
  • стихийные бедствия: землетрясение, ливень, град, снегопад, паводок, затопление, оползень, обвал, оседание грунта, удар молнии, вихрь, ураган, смерч, сель, буря, шторм;
  • пожар, взрыв, самовозгорание, не связанные с противоправными действиями третьих лиц;
  • противоправные действия третьих лиц: уничтожение, повреждение, уничтожение или кража отдельных частей, деталей, узлов, механизмов ТС, которые входят в заводскую комплектацию (кроме шин и дисков), а также повреждение, уничтожение или кража застрахованного дополнительного оборудования; битье стекол;
  • хищение: незаконное завладение застрахованным ТС с любой целью (кража или попытка кражи застрахованного ТС или дополнительного оборудования, установленного на нем).

Для оформления полиса потребуется техпаспорт на автомобиль, реквизиты юридического лица, а также, если в договоре прописываются жёсткие условия по тому, кто может находиться за рулём (ограничение по стажу, водительской категории), водительские права.

Цена вопроса

На страхование компаниями принимаются транспортные средства, которые подлежат регистрации в органах Госавтоинспекции Украины или в других государственных органах, находятся в исправном техническом состоянии, а также дополнительное оборудование, установленное на транспортном средстве. Стоимость КАСКО зависит от многих параметров и коэффициентов, которые и формируют окончательный тариф. Каждая компания самостоятельно определяет свой собственный набор параметров, который входит в Базовый страховой Тариф, исходя из опыта работы в данной сфере и накопленных аналитических и статистических данных.

В целом же к корректирующим коэффициентам относятся следующие:

  • Условие выплаты возмещения (с учетом износа/без учета износа);
  • Франшиза по повреждению;
  • Франшиза на угон/конструктивное уничтожение;
  • Распространение франшизы на стекло;
  • Минимальный возраст лиц, управляющих транспортным Средством (ТС);
  • Минимальный стаж лиц, управляющих транспортным Средством;
  • Кол-во лиц, допущенных к управлению ТС;
  • Характер использования ТС;
  • Вариант расчета убытков на СТО;
  • Условия хранения ТС в ночное время;
  • Регион использования ТС;
  • Риски;
  • Территория действия договора;
  • Условия осуществления оплаты страхового договора;
  • Срок действия договора.

«Основополагающая составляющая тарифа по КАСКО для юридического лица формируется исходя из андеррайтинговой политики СК, немаловажное влияние оказывает уровень убытков автопарка каждого отдельного юридического лица, объёмы автопарка, марки автомобилей, а также то, кто будет находиться за рулём автомобиля – менеджер либо профессиональный водитель, его водительский стаж. Перед заключением договора страхования страховщиком проводится аналитическая работа истории ДТП, произошедших с автомобилями, находящимися в собственности компании-страхователя», - объясняет Алексей Носачов.

В зависимости от количества авто в парке страховщики готовы идти на скидки. Например, при страховании 10 автомобилей компании согласны отнять от страхового тарифа 5-8%. То есть, при условии, что тариф составляет 7,2%, при оптовом страховании он уменьшится до 6,84%.

«Для крупных автопарков предусмотрены скидки в зависимости от количества страхуемых автомобилей. Так, если юрлицо страхует парк из 2-5 автомобилей, ему предоставляется 3% скидка, 6-10 авто – 5%, 11-20 авто – 10%, свыше 21 автомобиля – 15%», - говорит Вадим Загребной.

Иногда компании готовы дать дополнительную скидку на приобретение полиса ОСАГО, если клиент страхует автопарк по КАСКО. Случаются на рынке и необычные скидочные предложения. Так, Просто-Страхование готово дать 3% скидки, если клиент разместит на автомобилях наклейки с логотипом страховщика.

Prostobiz.ua исследовал тарифы КАСКО для юрлиц 20-ти страховщиков-лидеров рынка (см. Таблица 4). За основу исследования был взят автопарк из 10 автомобилей компании, не занимающейся перевозками. Мы исследовали тарифы страховщиков для следующих автомобилей: 4 автомобиля Skoda Oktavia A5, 2006 год выпуска, пробег - 95 000 км, объем двигателя – 2000; 6 автомобилей Skoda Fabia, 2008 год выпуска, пробег – 60000 км, объем двигателя - 1200.

Таблица 4. Данные по тарифам и общей стоимости страхования автопарка, на 22.09.2010г.

Компания

Тариф для Oktavia, %

Тариф для Fabia, %

Размер франшизы

Общая стоимость страхования всего парка, грн.

ПЗУ Украина

4,75%

4,38%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

39059

Уника

6,37%

5,43%

повреждения, угон - 0,5%

40580

Универсальная

5,57%

4,75%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

43842

Европейский страховой альянс

5,87%

5,10%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

46801

ТАС

5,64%

4,96%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

47333

Альфа Страхование

6,13%

5,43%

повреждения - 0,25%, угон - 5%

48044

Украинская пожарно-страховая компания

5,60%

5,60%

повреждения - 0,5%, угон - 10%

49280

Омега

6,20%

5,60%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

52464

Брокбизнес

5,80%

5,23%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

52944

Оранта

7,07%

6,18%

повреждения - 0,5%, угон - 7%

56542

Инго Украина

5,70%

5,70%

повреждения - 0%, угон - 5%

57570

Украинская страховая группа

6,73%

6,81%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

58178

Кремень

6,90%

5,80%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

58812

АХА

5,8%

5,8%

повреждения - 0,5%, угон - 3%

59016

Наста

5,95%

5,95%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

60292

АСКА

5,99%

5,99%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

61098

Провидна

6,83%

5,91%

повреждения - 0,5%, угон - 5%

65256

Дженерали Гарант

6,86%

6,53%

повреждения - 0,5%, угон - 10%

65368

ВУСО

8,22%

7,69%

повреждения - 0%, угон - 5%

68112

Просто-Страхование

8,06%

8,06%

повреждения - 0,5%, угон - 0%

69191

Стоит отметить, что каждая компания по-своему формирует стоимость автомобилей, а соответственно, и по-своему подходит к формированию тарифов КАСКО. Как видно из таблицы, стоимость страхования автопарка существенно отличается в зависимости от компании – минимальная цена КАСКО для нашего парка составила 39 тыс. грн., максимальная – 69 тыс. грн.

Рынок КАСКО для юрлиц, несомненно, будет развиваться, ведь по прогнозам аналитиков, в 2011 году нас ожидает бурное развитие рынка кредитования и рынка лизинга. Однако тарифы вряд ли будут падать – виной тому грядущее подорожание автомобилей и запчастей, ремонтных работ (ведь рост экономики приносит с собой рост цен).

Большинство компаний повысили тарифы КАСКО еще в начале 2010 года, а в январе 2011, вероятнее всего, повысят их еще раз.

«Для ряда автомобилей мы пересмотрели тарифные ставки в сторону увеличения, для других – наоборот, снизили. За основу брались не конкретные марки автомобилей, а их стоимость. Таким образом, для автомобилей стоимостью до 400 000 грн. тарифы повысились на 3-5%, для автомобилей свыше 400 000 грн., соответственно, снизились на 3-5%», - отмечает Вадим Загребной.

В этом году тарифы не вырастут – уверены эксперты. «Статистика 2010 г показывает, что ситуация на рынке КАСКО страхования улучшилась. Причина - в уменьшении количества автотранспорта на дорогах, активизации контроля со стороны ГАИ и увеличении штрафов, стабилизации цен на ремонт поврежденных автомобилей. Поэтому, если в условиях наступления кризиса страховщики поднимали тарифы и чистили портфель, сейчас рынок начинает предлагать клиентам более льготные условия страхования», - уверен Александр Миколенко.

Актуальные ставки и тарифы на услуги банков для бизнеса в Украине

Не пропустите новые статьи!



Заказать онлайн

Кредит под залог

Кредит наличными

Кредит для бизнеса

Кредитную карту

Кредит на карту





Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо! Посмотреть все видео малыша можно на канале BasketBoy TV