Страховщики снова идут на службу к минимизаторам

Необходимость экономить каждую копейку повысит востребованность страховых компаний, предоставляющих услуги по оптимизации налогообложения.

Несмотря на разгорающийся финансовый кризис и стремительное ухудшение экономической ситуации в стране, страховые компании могут оказаться «в плюсе». В нынешнем году одним из страховых «хитов» обещает стать финансовое страхование, помогающее предприятиям оптимизировать налоги.

Позитивная динамика в обход кризиса

Суматоха на финансовых рынках, начавшаяся в конце прошлого года, не помешала страховщикам нарастить объемы бизнеса. По оценкам Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ), валовой сбор премий компаний по итогам года составил порядка 25 млрд. грн. (в 2007 году — 18 млрд. грн.). Весомую долю премий компании успели привлечь, страхуя залоги (резкий спад в кредитовании стал намечаться лишь с начала второго полугодия 2008 года). С легкой руки банкиров рост моторного и имущественного портфеля во многих страховых компаниях достигал 30–60%. По оценкам ЛСОУ, только платежи по КАСКО в 2008 году составили 5,5 млрд. грн. Введение новых штрафов для водителей подтолкнуло последних к заключению договоров «автогражданки». Сумма платежей по этому виду, по данным МТСБУ, достигла 1,27 млрд. грн. (в 2007 году — 799 млн. грн.). Кризисный год оказался удачным и для лайфовых компаний. Страховщики жизни сумели преодолеть психологический рубеж, собрав более 1,1 млрд. грн. (в 2007 году — 784 млн. грн.).
Минувший год оказался довольно щедрым и на выплаты. По предварительным данным, общий объем страховых возмещений в прошлом году превысил показатель в 7 млрд. грн. (в 2007 году этот показатель составил 4,2 млрд. грн.). Рекордную щедрость страховщиков эксперты отчасти связывают с крупными выплатами, связанными со стихийным бедствием на Западной Украине. Общий объем возмещений, выплаченных страховщиками по наводнению, оценивается в 40 млн. грн. Кроме того, все более разорительным для компаний становится автострахование. Уровень выплат по каско нередко достигает в компаниях 70–80% от собранных платежей. Выплаты по «автогражданке» за прошлый год выросли на 130%, составив 448 млн. грн.

Неувядаемый бизнес

По оценкам экспертов, удельный вес финансовых схем на страховом рынке по-прежнему остается довольно высоким. Только за прошлый год в поле зрения налоговиков попало около 70 страховых компаий (из 401 рисковых компаний, зарегистрированных на рынке), грешивших «серыми» схемами. «Мы проверили большинство из этих компаний. В результате была выявлена масштабная схема ухода от налогов через псевдоперестрахование. Часть попавших под подозрение страховых компаний успели в срочном порядке обанкротиться, не дожидаясь итогов проверки, другие лишились лицензий. Руководители некоторых из них были объявлены в розыск. Сейчас мы работаем над обращениями в суды, чтобы добиться раскрытия банковской тайны о движении средств по счетам и установить, куда уходили денежные потоки», — рассказала директор департамента контроля над финансовыми учреждениями и операциями в сфере внешнеэкономической деятельности ГНАУ Татьяна Сысоева. Правда, борьба фискалов с оптимизаторами по-прежнему смахивает на войну с призраками. Вместо закрытых страховых компаний практически сразу регистрируются новые компании, наследующие кадры обанкротившихся страховщиков, а также их «клиентский портфель» и объемы бизнеса.
Невзирая на кампанию по борьбе с псевдострахованием, развернутую Госфинуслуг и ГНАУ, «липовые» страховщики находят достаточно обходных путей для обслуживания клиентов. Одна из незамысловатых, но достаточно распространенных схем — покупка акций предприятия за счет средств, полученных от него за «страховые» услуги. Таким образом, страхователи получают возможность наращивать уставные фонды, минуя отчисления в бюджет. Более масштабными являются перестраховочные схемы. После того как небанковский регулятор отсек возможность выводить денежные потоки за рубеж, компании начали активно гонять деньги внутри страны. Получая от предприятия платеж, страховая компания отдает «риск» в перестрахование (нередко в цепочке задействуется несколько посредников — перестраховщиков), освобождая их, таким образом, от уплаты налогов. В конце концов, эти деньги используются для покупки технических ценных бумаг и просто «растворяются» в воздухе. «По нашим подсчетам, только за девять месяцев прошлого года объемы такого псевдоперестрахования составили порядка 5 млрд. грн.», — сетует Татьяна Сысоева.

Кризис схемам не помеха

По прогнозам экспертов, в нынешнем году страховая оптимизация будет набирать обороты. Удельный вес схем возрастет хотя бы из статистических соображений. Снижение объемов классического сегмента, который в нынешнем году может показать отрицательную динамику, автоматически приведет к росту псевдоплатежей.
Единственной неприятностью для псевдостраховщиков может оказаться острый дефицит денег на рынке — в условиях кризиса предприятиям зачастую не хватает даже оборотных средств, не говоря уже о получении сверхприбылей, которые было бы нужно прятать. Тем не менее именно нужда может подтолкнуть к оптимизации финансовых потоков даже некогда добропорядочных налогоплательщиков. «Денег у предприятий станет действительно меньше. Но в условиях кризиса всем хочется сэкономить. Поэтому бизнес финансовой оптимизации будет востребован, как и прежде», — убежден президент УАСК «АСКА» Александр Сосис. Эксперты не прогнозируют роста количества схемных компаний, однако считают, что их вклад в общее страховое дело серьезно подрастет. «Новые страховые компании специально под оптимизацию создаваться будут едва ли. Но акционеры уже действующих компаний, скорее всего, потребуют от своих структур помощи в обслуживании бизнеса», — считает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Не исключено, что финансовыми схемами придется также подрабатывать компаниям, ранее имевшим безупречную репутацию.
Страховщики уже констатируют резкий спад в сегменте корпоративного страхования. Предприятия сплошь и рядом сокращают страховые бюджеты и отказываются возобновлять истекшие договоры. Чтобы их удержать, страховщики могут согласиться на предоставление «бонусов», связанных с налоговой оптимизацией. «Потеря клиентов может стать очень болезненной для компаний, особенно в условиях кризиса. Поэтому страховые компании будут оказывать какие-то услуги по налоговой минимизации своим клиентам, чтобы не потерять страхователей и не отдать их конкурентам», — прогнозирует председатель правления одной из компаний.

Актуальные ставки и тарифы на услуги банков для бизнеса в Украине

Не пропустите новые статьи!



Заказать онлайн

Кредит наличными

Кредит под залог

Кредит на карту

Кредит для бизнеса

Кредитную карту





Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо! Посмотреть все видео малыша можно на канале BasketBoy TV