«Я не могу и не хочу все и всех контролировать». Как создать автономный бизнес и научиться доверять команде 05.11.2021

PlаyTender, площадка для государственных тендеров, открылась во время первого карантина, и первых клиентов я получил благодаря холодным звонкам. У нас не было конкретного плана, мы просто предлагали свои услуги. // 05.11.2021

Каждый работал из дома и ощущал свою ответственность и ценность – вместе мы совершили три тысячи звонков и вышли в окупаемость за год.

Когда я создавал этот бизнес, я ничего не знал о книге Фредерика Лалу «Открытые организации будущего». Я прочитал ее уже после того, как все успешно работало. Поэтому сейчас я могу сравнить теорию Лалу о «цветах» организаций и непосредственно практику создания бизнеса.

Как оказалось, мой бизнес бирюзового цвета.

Цвет решает

Впервые о «цветных» организациях в 2014 году в своей книге заговорил бельгийский консультант Фредерик Лалу. Его теория – представление о том, что с каждым витком развития человечества люди находит для себя новые формы управления. И Лалу классифицирует их по цветам.

  • Янтарные – это авторитарные организации. Управление здесь построено по аналогии с пирамидой – решения принимаются на ее верхушке и спускаются вниз. Удачный пример – армия.
  • Оранжевые– это о конкуренции. Здесь главная цель любого сотрудника – вырасти в иерархии и заработать больше денег. Появляются новые качества, которые высоко ценятся: самостоятельность и новаторство. Власть в руках наиболее достойных и одаренных. Большие международные корпорации тому пример.
  • Организации зеленого типа. Здесь модель управления равна модели семьи. Множество решений передоверяют сотрудникам непосредственно на рабочих местах. Лидеры – это помощники, а самое важное – это ценность и культура компании. Огромную роль играет социальная ответственность как внутри компании относительно сотрудников, так и к окружающим людям, среде. Общественные организации часто бывают зелеными.

А что с бирюзой?

Сейчас, считает Лалу, общество находится на новом витке и нуждается в новом типе организаций. Он назвал их бирюзовыми.

Такой тип компаний отличается от остальных в первую очередь своими ценностями – это польза, которую компания приносит обществу и комфорт/удовольствие для сотрудников.

По словам автора книги, бирюзовые организации часто строятся на самоуправлении. Все задачи в таких компаниях решают через взаимодействие равноправных коллег.

Моя «цветная» команда

Как раз самоуправление – основа и нашей «бирюзовой» команды.

Мы консультируем государство и бизнесы в государственных закупках – сфере, которая постоянно меняется. Поэтому каждый менеджер должен постоянно развиваться и расти, ведь очень легко безнадежно отстать. Наша деятельность предполагает, что нужно регулярно принимать решения, от которых многое зависит.

Я не могу, да и не хочу все и всех контролировать.

Для этого в команде жесткий отбор сотрудников – каждый из них должен быть самостоятельным человеком, готовым брать на себя ответственность, расти самому и в соответствии со своим видением развивать компанию. Это подходит не каждому, но в долгосрочной перспективе уничтожает текучку кадров и позволяет работать только с профессионалами.

Свободу сотрудникам

На практике реализовать самоуправление можно в двух основных направлениях:

  1. Автономные команды как маленькие экосистемы. Их создают для решения отдельных задач, и распадаются они естественным образом.
  2. Второй важный момент: отсутствие должностных инструкций, иерархии, четкой организационной структуры. Каждый знает свой круг обязанностей, но готов от каких-то отказаться или взять некоторые на себя для решения конкретной задачи.

Конечно, такой уровень автономности повышает стресс и может привести к выгоранию. Необходимо тщательно отслеживать эмоциональное состояние сотрудников, регулярно проводить общие встречи, где можно услышать друг друга, оценить результаты своей работы, понять, куда двигаться дальше.

Волю эмоциям

Фредерик Лалу пишет, что в традиционных компаниях всегда на первом месте узкоспециализированные качества сотрудника, а другие – личностные – пусть он оставляет за дверью. В бирюзовых организациях наоборот – в сотруднике ценят целостность, побуждают быть на работе тем, кем он есть на самом деле.

У нас в компании небольшой коллектив (восемь человек). Такая структура нас сближает, помогает понять и принять других такими, какими они есть.

С другой стороны, сам род деятельности требует от сотрудников большой эмоциональной отдачи и человечности. Мы работаем с бизнесами и государством, и за каждым процессом стоят люди.

Ежедневно мы консультируем, помогаем победить, объясняем все о тендерах, здесь требуется человечность и сочувствие. Поэтому внутри компании поддерживаются любые проявления эмоций, это сильно помогает справляться со стрессом.

Корпоративы нужны

Общие активности, корпоративы, действительно интересное совместное времяпровождение помогают сотрудникам лучше узнать не только других, но и себя.

Я как лидер компании вкладываю собственную энергию в бизнес, соответственно, он непосредственно связан с моим жизненным путем. Поэтому я постоянно делюсь своей историей и мотивацией с командой. Так они осмысливают свою принадлежность к цели существования организации.

Каждый из нас – часть бирюзовой организации, и каждый волен чувствовать ту цель, которая близка именно ему. Общность этих целей –это и есть видение всего пути.

Например, мы понимаем, что, если наберем большое число сотрудников, сделаем отдел продаж – это поможет нам быстрее получить большее число клиентов и быстрее развиваться.

Но сейчас у нас другая эволюционная цель – качество, и мы этого не делаем.

Все вышеперечисленные пункты и составляют костяк бирюзовой организации. Их вполне реально воплотить в жизнь интуитивно, даже без литературной подоплеки.

Что думают сотрудники

В контексте «бирюзовой» среды мне показалось логичным высказать не только свое личное мнение, но и пообщаться с сотрудниками и расспросить их о теме.

Каждый из них указал, что такая среда – это не что-то конкретное, а общее ежедневное ощущение. Его трудно передать, можно только почувствовать.

Евгений Полторак, главный по работе с поставщиками, рассказал во время «интервью» о том, что мы начали работать с казначеями. Это особенные клиенты, так как финансирование у них происходит по факту оказания услуги. С ними работают мало площадок – это рискованно.

Евгений просчитал возможности и самостоятельно принял решение о том, что нам выгодно такое сотрудничество. Он с помощью юристов составил договор, подписал и таким образом получил клиентов. Я узнал об этом буквально во время интервью. Это действительно риск

овая идея для нас как для бизнеса, но Женя так решил, и я ему доверяю.

Часто решения принимаю не я

Государственные закупки – динамическая сфера, и почти ежедневно появляются свежие обновления. Также у многих компаний есть запросы по функционалу, которым будут пользоваться только они.

Я физически не могу следить за всеми новостями и согласовывать каждый новый функционал, ведь нужно быть погруженным в сферу на 100% и общаться с клиентом лично, чтобы понять его потребность и закрыть ее. Коллеги идут навстречу клиентам и постоянно дорабатывают площадку.

Это очень ответственный участок работы и очень большой. Часто я узнаю о новых функционалах уже по факту готовности. Мне кажется, это яркий пример самоуправления, ведь обычно такие вопросы решаются путем многих и многих согласований с руководством.

Почему я создал организацию именно такой

Я не вижу ее в другом формате. Я не хочу отбирать у людей свободу, а хочу доверять им и возлагать ответственность. Я считаю, что это лучшая стратегия для создания крепкой команды профессионалов своего дела.

Оцените в первую очередь себя – насколько вы готовы принимать своих сотрудников такими, какими они есть, полагаться на них и доверять им.

Да, есть минусы – не каждому человеку подойдет такой формат, брать на себя ответственность действительно сложно, и мы это понимаем и принимаем. «Бирюза» – не лучшая стратегия управления. Это лишь один из методов, наиболее мне подходящий.

Плоды «бирюзы»

Сегодня я, например, могу уже не переживать о привлечении новых клиентов – коллеги самостоятельно все организовывают и ездят на встречи, чтобы ознакомить потребителей с площадкой и объяснить, как работают госзакупки. Почти каждая такая встреча (90–95%) превращает потенциального клиента в покупателя.

Я уже говорил, что госзакупки – очень динамичная сфера, и мы должны всегда держать руку на пульсе. Компания обновляется не только в связи с внешними факторами, но и делает индивидуальные доработки под клиентов.

Например, у нас есть классная возможность – «зеркало торгов». Это когда вы можете разместить информацию о ваших закупках у себя на сайте и таким образом увеличить количество поставщиков.

Этот, как и многие другие функционалы, был создан сотрудниками по собственной инициативе, как реакция на потребность клиента.

Именно самоуправление и понимание личной и общей эволюционной цели помогают нам всем создавать такие маленькие улучшения и развиваться.


Горячие предложения

Агропросперіс Банк

Розрахунково-касове обслуговування для бізнесу

РКО для бізнесу

Безкоштовне відкриття рахунку

до 31.08.2021

Вигідні тарифи на обслуговування

Відсотки на залишок

Оперативне проведення платежів

Надійна система клієнт-банк iFOBS

Безкоштовні консультації

Валютні операції за вигідним курсом

Агропросперіс Банк

Кредити на розвиток бізнесу

Кредити для бізнесу

Сума: до 1 млн. дол. або еквівалент у гривні

Термін: обігові кошти – до 2 років, інвестиційні цілі – до 5 років

Овердрафти: без обов’язкової застави з періодом безперервного користування коштами до 90 днів

Агропросперіс Банк

Кредити фермерам

Кредити на обігові кошти та інвестиційні цілі

Аграрні розписки, 36 партнерських програм

Векселі, доступні кредити 5-7-9%

Швидке рішення та перерахування коштів

Без витрат на оцінку та страхування

Розумні вимоги до документів та застави

Гнучкий графік погашення

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Рейтинги услуг банков для бизнеса

Путеводители

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления

Лучшие банковские продукты — III квартал 2021