Бизнес-идея: зарабатываем на пчеловодстве - 01.11.2010

На отечественных просторах обитает более 3,7 млн. пчелиных семей. Они приносят до 70 тыс. тонн сладкой продукции в год. Чтобы в Украине завести пасеку, предпринимателю достаточно иметь $500. В среднем бизнес работает с 40% рентабельностью. // 01.11.2010

Нелегкий 2009 год житель Полтавской области Роман Монолатий встретил в новом для себя статусе пчеловода. Он стал владельцем нежданно-негаданно свалившегося наследства — трех пчелиных ульев. Поначалу полтавчанин хотел поскорее избавиться от этого хозяйства, однако наличие подходящего участка земли, природное любопытство и уговоры супруги сделали свое дело — г-н Монолатий решился на проведение медового эксперимента. К концу года Роман от каждой пчелиной семьи получил чуть более 30 литров сладкого продукта, который в совокупности принес около 2,5 тыс. грн прибыли. Оценив выгодность дела, весной 2010 года Роман увеличил свое пчелиное племя до 10 семей. Уже к октябрю полосатые труженики принесли ему около 350 литров меда, что было равно почти 8 тыс. грн. прибыли. Деньги относительно небольшие, но пришлись очень кстати в качестве дополнительного заработка в нестабильные времена. Особенно порадовало новоиспеченного пчеловода отсутствие проблем с ре­ализацией товара — весь мед раскупается в рекордные сроки.

На следующий год Роман планирует расширение количества пчелиных семей и увеличение их продуктивности до 40–50 литров с улья. Кроме того, бизнесмен думает заняться скупкой меда у мелких производителей в отдаленных регионах родной области.

Сладкий биоресурс

Согласно подсчетам специалистов кафедры пчеловодства Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, на отечественных просторах обитает более 3,7 млн пчелиных семей. Они приносят до 70 тыс. тонн сладкой продукции в год. Впрочем, сами украинские пчеловоды к официальной статистике относятся с недоверием — во многих регионах никто детальным подсчетом количества ульев не занимается. Зачастую до государственных органов доходит только та информация, которую желают донести сами пчеловоды, — проконтролировать, есть ли в огороде у крестьянина или фермера ульи, практически невозможно. Оттого-то в информационных потоках нередко можно встретить самые различные цифры относительно рынка меда в Украине.

Так, информационно-аналитическое агентство «Союз-Информ» полагает, что в 2009 г. на территории Украины было произведено не 70 тыс. тонн, а 120 тыс. тонн меда. В свою очередь Всемирная продовольственная организация ООН считает, что Украина входит в пятерку крупнейших мировых производителей меда, уступая только Китаю, Аргентине, Турции и США.

Отечественных пчеловодов, по мнению специалистов, можно разделить на три неравноценные группы. Первая, самая многочисленная (порядка 90%) — это сельские жители и мелкие агробизнесмены, которые в своем хозяйстве держат от нескольких единиц до нескольких десятков пчелиных семей. Соответственно, именно эта группа пчеловодов и производит основную массу сладкой продукции в Украине. Вторая группа — это городские жители, которые на своих дачных участках содержат небольшие пасеки. И, наконец, третья — крупные специализированные комплексы или отдельные пчеловоды, имеющие 70–100 и более семей.

Что пчела принесла

По словам черниговского агробизнесмена Валентина Люботы, который владеет 70 пчелиными семьями, основной доход мелким и средним пасечникам приносит продажа самого меда (90% всех доходов). Остальные медопродукты, как правило, употребляются родственниками и близкими пасечников и весьма редко выставляются на продажу.

Иная ситуация в более крупных организациях, изначально ориентированных на продажу своего продукта в городах-миллионниках. Так, чистый мед приносит компании SvitMedu только 40% дохода, остальные 60% обеспечвают продукты пчеловодства. «Динамика продаж во многом зависит от сезонности товара. Например, в сентябре наибольшим спросом пользуется липовый мед, летом — акациевый. Однако основные продажи меда и медопродуктов приходятся на сентябрь-декабрь. Серьезным спросом у потребителей пользуется такая медовая продукция, как пыльца и перга (цена — 55 и 270 грн за 330 грамм продукта соответственно). Их приобретают как прекрасное витаминное средство для поддержания иммунитета организма. Прополис и маточное молочко покупают в качестве антисептика, также их используют в косметологии. В холодное время года как средство от простуды прекрасно продается мед в сотах (85 грн кг). Воск реализуется оптом по цене 90 грн/кг», — рассказывает руководитель отдела продаж и маркетинга компании SvitMedu Татьяна Головатая.

Улейная калькуляция

Цены на готовый мед в Украине колеблются в достаточно широком ди­апазоне — от 18 до 60 грн/кг, в зависимости от множества факторов: сорт, качество, место производства и т.д. Так, по наблюдениям г-жи Головатой, наибольшим спросом пользуется в Украине мед из Полтавской, Николаевской и Закарпатской областей, а также из Крыма.

По словам Романа Монолатия, основная часть пасечников вынуждена реализовывать свой товар самостоятельно — на рынках и ярмарках. Зайти в торговые сети удается пока лишь единицам — там и отгрузки нужны солидные, и условия поставок нелегкие. Некоторые же предпочитают сдавать мед оптом перекупщикам.

«Большую часть своей продукции я стараюсь ре­ализовать самостоятельно, что позволяет выручать 30–40 грн за килограмм. Все, что не получается продать на рынке непосредственным потребителям, реализовываю кондитерам по 20 грн за кило. Люди, не имеющие транспорта и владеющие пасекой вдалеке от удобных путей сообщений, зачастую вынуждены соглашаться на продажу своего меда перекупщикам по 16–18 грн/кг, независимо от его качества. Благо, моя пасека расположена относительно недалеко от удобной трассы плюс у меня свой транспорт», — рассказывает г-н Любота. По словам бизнесмена, посредники на перепродаже меда зарабатывают не менее 25% от цены товара.

«В целом если постоянный потребитель уверен в качестве продукта и знает, что он был создан в относительно экологически чистой местности, опытный пасечник может работать даже с 80% рентабельностью», — убежден г-н Любота. В то же время начинающий предприниматель, еще не добившийся высоких «урожаев» со своей пчелиной семьи, будет работать с 10–15% рентабельностью. Татьяна Головатая полагает, что в среднем опытные пасечники по Украине работают с 40% рентабельностью. Как бы там ни было, все эксперты согласны с тем, что для большинства украинских пчеловодов пасека — это в первую очередь интересное дело и хороший приработок. Построить на этом хобби полноценный бизнес не так уж и легко.

Начинающим пасечникам

«Для обеспечения своих родных медом и медопродуктами достаточно содержать 2–5 пчелиных семей», — говорит Валентин Любота. Именно такое количество является оптимальным для начинающего пчеловода, дабы он методом проб и ошибок познал это увлекательное дело. Дополнительный заработок на пчелах начинается с 10–15 семей, а бизнес — с 50–100 и более. «Одному пчеловоду вполне по силам управляться с 15–20 ульями, при большем их числе понадобятся помощники. Хотя есть фермеры, которые взваливают на свои плечи заботы и о 40 ульях», — отмечает Валентин.

Начинающим пчеловодам г-н Мо­нолатий советует ответственно отнестись к выбору места для пасеки. Важно, чтобы оно было расположено в зоне с большим количеством растений для медосбора, подальше от вредного производства и полей, слишком интенсивно обрабатываемых химией. Что касается стартового капитала, то цена на одну пчелиную семью в Украине может колебаться от 200 до 1000 грн. В целом будущему пасечнику понадобится порядка $500 для закупки 2–3 семей, обустройства ульев и приобретения простейшего реманента.

При удачном стечении обсто­ятельств продажа медопродуктов уже в следующем году может принести $600–1000. «Как показывает практика, пчеловод, реализовывающий качественный продукт от 50 пчелиных семей, может минимально рассчитывать на 2,5–3,5 тыс. грн ежемесячной прибыли. Однако серьезный бизнес начинается в том случае, если во владении фермера оказывается сотня и более пчелиных ульев. Однако тогда понадобятся средства на переработку, расфасовку и тару для продукта», — поясняет г-жа Головатая.

Американские старты

По мнению американских специалистов, большинство людей в США приобщаются к бизнесу производства меда больше как к своеобразной терапии, чем как к серьезному бизнесу — миллионерами на «бизнесе в полосочку» в этой стране становятся единицы.

В среднем на организацию небольшой пчелиной фермы из 10 ульев в Штатах нужно потратить около $3 тыс. Если же речь идет о полноценном бизнес-проекте, то инвестиции стартуют с суммы в $500 тыс. Дабы выдержать конкуренцию, нужно обслуживать не менее 3 тыс. пчелиных семей. Тем не менее всегда находятся люди, опровергающие общие правила.

Братья-школьники из Колорадо Клей и Эрик Карни в 2008 году решили подзаработать и организовали в фермерском саду своего деда экспериментальную пасеку. Одолжив у родственников $5 тыс., ребята закупили 12 пчелиных семей и все необходимые сопутствующие товары для медового производства — от ульев и защитных костюмов до мини-агрегата по разливу продукта в тару. К удивлению родственников юных бизнесменов, дело по продвижению сладкого товара на местном рынке пошло весьма удачно, даже невзирая на то, что ребята запрашивали за один фунт (чуть более 0,4 кг) своего продукта $3, что чуть выше цен крупных конкурентов. Распространяя мед на школьных собраниях и в фермерских клубах, предприниматели, не отрываясь от учебы, уже на следующий год вернули все капиталовложения. Окрыленные успехом братья раздумывают над расширением бизнеса: в их ближайших планах увеличение количества пчелиных семей и создание собственного веб-сайта.



Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!


Путеводитель

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления

Видео путеводитель