Онлайн-биржи интернет-компаний: где водятся инвесторы 27.04.2011

В Украину приходят первые инвестиционные веб-сервисы для интернет-компаний — так называемые биржи стартапов. Основная их задача — создать удобный инструмент, который помог бы предпринимателям и инвесторам найти друг друга, а также обеспечить законность сделок.

Онлайн-биржи интернет-компаний: где водятся инвесторы

Одним из факторов, подогревшим интерес к биржам стартапов за рубежом, стал экономический кризис, в условиях которого для многих интернет-проектов рынок IPO оказался практически закрыт.

«Продажа акций на вторичном рынке через онлайновые биржи старт­апов стала альтернативным путем получения финансирования бизнес-идей и проектов, — считает Виктория Тигипко, соучредитель и управляющий директор венчурного фонда TA Venture. — Преимущества бирж интернет-проектов заключаются в том, что они предоставляют возможность существующим владельцам проекта продать часть или свою долю в компании, а новым инвесторам — купить «вторичные» акции перспективных старт­апов, не дожидаясь их выхода на IPO».

Учитывая скромные масштабы большинства частных начинаний в УАнете, инвестиции в несколько десятков тысяч долларов нередко становятся единственным способом превратить стартап в полноценный бизнес. Казалось бы, удобный онлайновый инструмент мог бы быстро свести друг с другом начинающих предпринимателей и потенциальных инвесторов в масштабах всей страны. Но даже при соблюдении необходимой прозрачности онлайновая биржа не может защитить участников от традиционных рисков. Так, предприниматель, выставляющий часть проекта на продажу, рискует получить «случайного» инвестора, с которым будет непросто договориться о дальнейшем развитии.

Инвестора виртуальный посредник в виде биржи тоже не застрахует от возможных неудач. Несмотря на то что классическая биржа, в отличие от многочисленных электронных досок с объявлениями о продаже сайтов, берет на себя ряд административных функций (проверяет заявителей, сопровождает сделку, иногда проводит аудит), она не избавит инвестора от необходимости лично вникать во все аспекты приобретаемого бизнеса и не выступает гарантом инвестиций.

«Ни одна биржа в мире не может гарантировать успех стартапа. Здесь ответственность лежит на инвесторе и предпринимателе, — заяв­ляет Виталий Солдатенко, председатель правления IVEXE Innovation Ventures (владеет биржей O2Invest.com). — Задача биржи — создать площадку и удобный инструмент, обеспечить законность сделок».

Как это работает

В Украине большинство онлайн-сервисов, где можно купить или продать веб-сайт, представляют собой доски объявлений или отдельные разделы на интернет-аукционах. Например, биржа сайтов и доменов birzhasaitov.com.ua, sitesale.in.ua, startup.tender.ua, раздел «Продажа сайтов» на аукционе Aukro и другие.

К продаже крупных проектов через объявления опрошенные предприниматели относятся скептически, предпочитая искать инвесторов не в Сети, а на специализированных мероприятиях. «Не думаю, что сегодня биржи стартапов популярны. Существует масса мероприятий, на которых можно увидеть презентации стартапов и пообщаться с их создателями, — считает Антон Рублевский, основатель и директор компании «Креатив Медиа Груп» (тематические порталы autoportal.ua и technoportal.ua, общая посещаемость более 1,2 млн чел. в месяц). — А ленивые стартаперы, которые не в состоянии самостоятельно найти инвесторов, априори не смогут сделать нормальный проект, куда стоит вкладывать деньги. Покупка любого проекта или бизнеса — это, прежде всего, четкое понимание того, что именно на этом можно заработать. Этого можно достичь, лишь глубоко вникнув в идею проекта и его перспективы. В онлайн-формате это невозможно».

Пример классической биржи стартапов в Украине — O2Invest.com. Сервис позволяет компаниям размещаться для привлечения инвестиций, а также для пополнения оборотных средств. Каждый вариант предусматривает оформление документов, а биржа является посредником, в том числе при расчетах. Здесь можно продать не только всю компанию, но также и часть корпоративных прав. Среди других особенностей этой системы — привязка расчетов к платежной системе MoneXy (система имеет лицензию НБУ).

В целом на онлайновой бирже действуют те же принципы, что и при прямом общении с инвесторами: чем ближе проект к монетизации и рентабельности, тем дороже он стоит. По словам Виталия Солдатенко, заявки на размещение в рамках биржи O2Invest.com в основном приходят от интернет-сервисов, но есть и строительные проекты, идеи в области производства и медицины. Большая доля среди присланных заявок принадлежит торговым площадкам: магазинам или сервисам по созданию интернет-магазинов.

Наиболее распространенная ошибка предпринимателей — недостаточная информация о специфике предлагаемого бизнеса.

«Многие, подавая заявки для потенциальных инвесторов, предоставляют минимум информации о себе или своих проектах и делают все возможное, чтобы ими даже не заинтересовались, — отмечает Виталий Солдатенко. — Данные приходится в буквальном смысле добывать. Конечно же, в такой ситуации на бирже появляются единицы из присланных заявок».

В начале апреля в списке актуальных предложений O2Invest.com было несколько десятков компаний. Среди них инновационные сервисы, например, система видеонаблюдения за веб-проектами и мониторинга веб-сайтов, системы групповых скидок, а также ряд уже функционирующих популярных в своих сегментах проектов, к примеру, портал о недвижимости «Дом-2000», ресурс о промышленном маркетинге B2Blogger.com, система отзывов об услугах и заведениях best.ua и др.

Специалисты говорят, что среди инвесторов наиболее востребованы проекты на стадии окупаемости, за которыми стоит сформированная команда веб-разработчиков. Ведь интернет-компания — прежде всего, интеллектуальный потенциал и личная мотивация тех, кто стоит за созданием сайта или сервиса.

Приходите завтра

Владельцы украинских бирж стартапов не скрывают, что пока только прощупывают почву и оценивают потенциальный спрос. «Мы создавали биржу, чтобы понять, есть ли спрос на подобные услуги, его нюансы и потребности. Насколько заинтересованы потенциальные инвесторы и предприниматели в данном инструменте. Какие можно использовать технические средства реализации и насколько готова законодательная база и общество к подобным сделкам», — подчеркивает г-н Солдатенко.

Среди местных нюансов выделяют несовершенство законодательной базы. «Сегодня невозможно организовать сервис коллективных инвестиций в Сети, который юридически имел бы статус биржи, — сетует Виталий Солдатенко. — По этой причине мы используем в своей работе фонд прямого инвестирования, выступающий связующим звеном, что позволяет нам проводить юридически оформленные сделки. Мы понимаем все риски, в том числе неготовность общества, скептицизм и прочие факторы. Но верим, что за биржами интернет-проектов будущее».

Альтернативой биржам старт­апов в Украине выступают различные отраслевые мероприятия, в кулуарах которых нередко происходят знакомство и неформальное общение с потенциальными инвесторами. Их пока мало, но в перспективе количество может увеличиваться, ввиду растущей потребности. «В Украине альтернативных площадок, на которых собственники проектов могут найти инвесторов для своих детищ, не так уж и много, — уведомляет Виктория Тигипко. — Одно из самых масштабных мероприятий — ежегодная Международная конференция IDCEE «День инвестора Центральной и Восточной Европы. Интернет-технологии и инновации». Также дает хорошую возможность для «нетворкинга» ежемесячное мероприятие Startup Crash Test».

Где можно найти инвестора

http://iforum.com.ua

Ежегодная конференция, объединяющая руководителей интернет-организаций и их сотрудников, предпринимателей и инвесторов. Среди организаторов iForuma признанные деятели УАнета и интернет-бизнеса: Александр Ольшанский (Imena.UA/MiroHost), Евгений Шевченко (UAMaster, ИМУ), Денис Довгополый (BayViewInnovations), Алексей Гришин (ООО «Пэйлоджик»), Сергей Корж (Mail.UA), Роман Ильичев (GigaHost.ua), Сергей Полищук (UA-IX) и другие.

http://www.idcee.eu

Международная конференция, в рамках которой объединены идеи и знания ведущих экспертов и стартапов с экспертизой и возможностями венчурных инвесторов, а также доклады, профильные дискуссии, конкурс стартапов и встречи с экспертами. Конференция также является площадкой, где предприниматели встречаются с представителями частных инвесторов и инвестфондов с целью привлечь финансирование под свои проекты.

http://www.sctest.org

Некоммерческое мероприятие, проводимое с целью проверки на прочность бизнес-моделей, маркетинговых стратегий, моделей распространения и других необходимых элементов ИT-стартапов. Презентующиеся компании могут получить практические советы и конструктивную критику от аудитории, а также найти партнеров и единомышленников.


Срочно нужны деньги?