про бізнес-фінанси

Антимонопольные проверки: основания, виды, штрафы

Едва ли не основной чертой рыночной экономики является наличие конкуренции. Но порой случается так, что в силу тех или иных причин один из субъектов рынка становится монополистом, и в сфере его деятельности рыночные законы перестают действовать.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Антимонопольный комитет
  2. Кто такой монополист
  3. Антиконкурентные действия
  4. Как проверяет АМК
  5. Ответственность




Понимая, какую опасность это может принести обществу, государство борется с монополизмом посредством антимонопольного законодательства и создания специальных контролирующих органов. Украина, избрав путь рыночной экономики, не стала исключением из правил. Юридическую информацию о проверках малого бизнеса в Украине читайте здесь.

Антимонопольный комитет

В нашей стране конкурентные взаимоотношения субъектов хозяйствования регулируются целым рядом законов, основными из которых являются Закон № 2210 [1] и Закон Украины от 07.06.1996 № 236/96-ВР «О защите от недобросовестной конкуренции». Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим государственную защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, является Антимонопольный комитет (далее – АМК). Это один из немногих органов власти, основные положения о деятельности которого закреплены в специальном законе – Законе об АМК [2].

Полезные статьи о проверках и штрафах бизнеса:

 

В рамках своих полномочий АМК контролирует деятельность предприятий всех форм собственности, органов власти и местного самоуправления, а также иностранных предпринимателей, действующих на территории Украины. Этот орган исполнительной власти наделен достаточно широкими полномочиями, в частности, его должностные лица имеют право:

  • рассматривать заявления и дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и проводить по ним расследование;
  • проверять субъектов хозяйствования, органы власти на предмет соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции;
  • проводить осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования – юридических лиц;
  • изымать или налагать арест на предметы, документы или другие носители информации, которые могут служить доказательством в суде;
  • требовать от субъектов проверок, их должностных лиц и работников необходимую информацию, в том числе с ограниченным доступом;
  • в целях устранения препятствий, созданных предприятием работникам АМК при исполнении ими своих полномочий, привлекать работников органов внутренних дел.

Кроме того, АМК уполномочен принимать обязательные для исполнения предприятиями и органами власти решения о прекращении нарушений конкурентного законодательства; запрещать или разрешать согласованные действия на рынке; налагать на нарушителей правил честной конкуренции штрафы и применять другие санкции.

Кто такой монополист

Согласно ст. 12 Закона № 2210 монопольным (доминирующим) считается положение предприятия, доля товаров которого на рынке превышает 35 %, если предприятие не сможет доказать, что испытывает значительную конкуренцию. При этом следует иметь в виду, что монополистом может быть признано предприятие с меньшей долей рынка, если оно не испытывает значительной конкуренции, например в результате небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам. Монопольным считается также положение каждого из нескольких предприятий, если совокупная доля не более трех предприятий, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50%, либо если доля не более пяти предприятий превышает 70 %.
Предприятия, занимающие монопольное положение, становятся объектом пристального внимания АМК. По решению АМК к ним могут применяться различного рода санкции, вплоть до ограничения деятельности.

Советуем узнать стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов:

Антиконкурентные действия

Согласованные действия нескольких предприятий на определенном рынке товаров или услуг, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции в этом секторе, называются антиконкурентными.

Экономическая конкуренция – соревнование между субъектами хозяйствования в целях получения, благодаря собственным достижениям, преимуществ над другими субъектами хозяйствования, в результате чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке.
Из ст. 1 Закона № 2210

 Антиконкурентными согласованными действиями признаются действия, касающиеся установления цен или других условий приобретения (реализации) товаров, ограничения производства, рынков товаров, искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров, устранения с рынка или ограничения доступа на рынок других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов и т.п.
Следует отметить, что совершение согласованных действий, которые могут привести к ограничению конкуренции, возможно только после получения соответствующего разрешения АМК. Вместе с тем, АМК не имеет права давать свое согласие на подобного рода действия, если в результате их осуществления конкуренция будет существенно ограничена. В таком случае разрешение может быть предоставлено Кабмином исходя из общественных интересов. Предприятия, решившие прибегнуть к согласованным антиконкурентным действиям, должны руководствоваться Положением о порядке подачи заявлений в органы Антимонопольного комитета Украины о предоставлении разрешения на согласованные действия субъектов хозяйствования, утвержденным распоряжением АМК от 12.02.2002 № 2б-р.
Все прочие согласованные действия регулируются Типовыми требованиями к согласованным действиям субъектов хозяйствования для общего освобождения от предварительного получения разрешения органов Антимонопольного комитета Украины на согласованные действия субъектов хозяйствования, утвержденными распоряжением АМК от 12.02.2002 № 27-р.

Как проверяет АМК

Положение о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции утверждено распоряжением АМК от 25.12.2001 № 182-р (далее – Положение). Проверки, осуществляемые органами АМК, могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановой выездной проверкой считается проверка объектов, которая проводится по их местонахождению. Основанием для проведения плановых проверок является план-график проверок, утвержденный председателем АМК. Отметим, что в соответствии с п. 13 Положения в календарный план проверок не включаются малые и средние предприниматели[3]. Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в календарный год. О такой проверке предприятие должно быть письменно уведомлено не позднее чем за 10 календарных дней до начала ее проведения.
Внеплановой выездной считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы АМК и может проводиться без предварительного письменного уведомления предприятия. Она проводится по приказу председателя АМК (председателя отделения) при наличии хотя бы одного из предусмотренных Положением обстоятельств. В частности, внеплановая проверка может проводиться в следующих случаях:

  • по поручению Президента или Кабинета Министров Украины;
  • по представлению органов власти или местного самоуправления;
  • по заявлению субъектов хозяйствования, граждан, объединений об ущемлении их прав в результате нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;
  • при выявлении недостоверности данных, заявленных предприятиями в документах, предоставленных по запросу органов или председателя АМК;
  • при необходимости уточнения сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с объектом проверки;
  • при наличии документально подтвержденных данных о монополизации рынка товара, антиконкурентных согласованных действиях и т.д.

Отметим также, что вступивший в силу с начала 2008 года Закон Украины от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции.
Для проведения проверки назначается комиссия в составе не менее двух специалистов. Срок ее проведения определяется в каждом конкретном случае с учетом поставленной задачи, объекта проверки и ожидаемого объема работ. Кроме того, в случае необходимости по представлению руководителя комиссии сроки проведения проверки могут быть продлены.
Первым днем проверки считается день прибытия членов комиссии на проверяемое предприятие. В первый день по прибытии на объект председатель комиссии сообщает руководителю предприятия о цели и сроках проводимых мероприятий, предоставляет ему документы о составе комиссии и полномочиях ее членов, а также перечень вопросов, которые предстоит выяснить комиссии. Результаты проверки оформляются актом проверки.

Ответственность

К наиболее распространенным видам нарушения антимонопольного законодательства можно отнести:

  • антиконкурентные согласованные действия;
  • злоупотребление монопольным (доминирующим) положением;
  • невыполнение решения, предварительного решения органов АМКУ либо их выполнение не в полном объеме.

За указанные нарушения налагаются штрафы в размере до 10 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф. При наличии незаконно полученной прибыли, превышающей 10 % указанного дохода (выручки), штраф налагается в размере, не превышающем тройного размера незаконно полученной прибыли. При этом размер незаконно полученной прибыли может быть рассчитан оценочным путем.
За ряд нарушений предусмотрено более мягкое наказание. В частности, за совершение участниками согласованных действий без получения разрешения органов АМК налагается штраф в размере до 5 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф. А за непредоставление информации АМК, предоставление недостоверной информации или информации в неполном объеме, а также создание препятствий работникам АМК в проведении проверок, осмотра, изъятии или наложении ареста на имущество налагается штраф в размере до 1 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф.
Согласно ст. 42 Закона № 2210 срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции составляет пять лет со дня совершения нарушения, а в случае продолжающегося нарушения – со дня окончания совершения нарушения.
Однако кроме финансовых санкций предусмотрена и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Так, навязывание контрагентам условий договора, ставящих их в неравное положение, дополнительных условий, не касающихся предмета договора, прочие действия, направленные на создание препятствий для доступа на рынок других предпринимателей, установление монопольных цен на свои товары, а также дискриминационных цен, ограничивающих права отдельных потребителей, влекут за собой наложение штрафа на руководителей (распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т.п.) в размере до 15 НМДГ[4] (255 грн.), а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – до 30 НМДГ (510 грн.) (ст.1661 КоАП).
Непредоставление, несвоевременное предоставление руководителями предприятий и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, информации или предоставление заведомо недостоверной информации АМК влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц и руководителей предприятий в размере до 7 НМДГ (119 грн.), а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – до 20 НМДГ (340 грн.) (часть первая ст.1664 КоАП). За уклонение указанных лиц от выполнения решений АМК или несвоевременное выполнение их решений предусмотрен штраф для должностных лиц и руководителей в размере до 6 НМДГ (102 грн.), а для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – до 16 НМДГ (272 грн.) (часть вторая ст.1664 КоАП).
________________________________________

  • [1] Закон Украины от 11.01.2001 № 2210-III «О защите экономической конкуренции».
  • [2] Закон Украины от 26.11.1993 № 3659-ХII «Об Антимонопольном комитете Украины».
  • [3] Малый и средний предприниматель – субъект хозяйствования, доход (выручка) от реализации продукции за последний финансовый год которого не превышает суммы, эквивалентной 500 тыс. евро, при условии, что в сфере деятельности рынка такого предпринимателя имеются конкуренты со значительно большей долей.
  • [4] Не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

 

Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!





Полезные статьи по данной тематике



© 2006–2019

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com