ФЛП-упрощенец не должен оплачивать ЕСВ при отсутствии у него дохода. Судебное решение - 05.07.2019

Кировоградский окружной административный суд 33 мая 2019 принял решение по делу № 340/453/19, которым признал противоправным и отменить требование управления Государственной фискальной службы по единому взносу на общеобязательное государственное социальное к «спящему» предпринимателю-единщику. // 05.07.2019

С полным текстом решения можно ознакомиться по ссылке.

Суть дела

Истец,физическое лицо –предприниматель, обратился в суд с заявлением к управлению фискальной службы о признании противоправным и отмене требования по уплате долга по ЕСВ.

В заявлении истец отметил, что с 1997 года не совершал предпринимательскую деятельность, поскольку подал заявление в территориальное подразделение Управления о ее прекращении.

С тех пор не подавал никакой отчетности и постоянно работал наемным работником.

Также истец утверждал, что в Управлении, принимая требование по уплате взноса, не провели проверку.

Фискалы возражали относительно удовлетворения иска, утверждали, что независимо от получения дохода у истца возник долг платить взнос в минимальном размере, установленном законом. Отметили, что исчисление взноса осуществляется не только на основании актов проверки, но и - других документов.

Суд установил, что истец зарегистрирован, как физическое лицо-предприниматель 14 апреля 1997 . Находился на упрощенной системе налогообложения. С 1997 года не подает налоговой и другой отчетности, поскольку, как утверждает, не осуществлял предпринимательскую деятельность.9 ноября 2018 Управление ГФС приняло требование в отношении истца об уплате единого социального взноса. 13 декабря 2018 состоялась государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности истца.

Денежное обязательство начислено за период с 1 января 2017 по 30 сентября 2018. В течение 2017 - 2018 лет истец работал и получал заработную плату в региональном филиале «Одесская железная дорога АО« Украинская железная дорога.  Предприятие оплачивало взнос с его заработка.

По сообщению территориального подразделения Управления по месту жительства истца в период с 1997 года по 2018 год не поступали заявления о прекращении его предпринимательской деятельности. Также Управление сообщило, что не составлялся акт проверки перед формированием требования. Взнос начислен на основании интегрированной карты его плательщика и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и общественных формирований.

Выводы, к которым пришел суд

Спорные правоотношения урегулированы исключительно предписаниями Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Предписаниями пункта 2 части 1 статьи 7 Закона установлено, что единый взнос начисляется для плательщиков, указанных в пунктах 4 (кроме физических лиц-предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения), 5 и 5-1 части первой статьи 4 настоящего Закона, - на сумму дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц.

В случае если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном квартале или отдельном месяце отчетного квартала, такой плательщик обязан определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Следовательно, указанные налогоплательщики имеют обязанность уплачивать взнос в размере, установленном законом, независимо от получения дохода (прибыли).

К числу этих налогоплательщиков не относятся физические лица-предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения.

Предписаниями пункта 3 части 1 статьи 7 Закона установлено, что единый взнос начисляется для плательщиков, указанных в пункте 4 части первой статьи 4 настоящего Закона, избравших упрощенную систему налогообложения, - на суммы, которые определяются такими плательщиками самостоятельно для себя, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.

Закон не содержит оговорки для физических лиц-предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, по уплате взноса независимо от получения дохода. Взнос начисляется только на определенную самостоятельно сумму дохода и ограничен минимумом и максимумом.

Итак, у физического лица-предпринимателя, избравшего упрощенную систему налогообложения и не получающего доход (не осуществляющего предпринимательскую деятельность), не возникает обязанности уплачивать взнос в минимальном размере.

Судом установлено, что в период, за который начислен взнос от осуществления предпринимательской деятельности, истец не занимался последней, поскольку находился в трудовых отношениях с Предприятием, которое платило взнос из его заработной платы.

Более того, 13 декабря 2018 осуществлена ​​государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности.

Предписаниями части 2 и 3 статьи 9 Закона установлено, что исчисление единого взноса осуществляется на основании бухгалтерских и других документов, согласно которым производится начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые в соответствии с настоящим Законом начисляется единый взнос.

Исчисление единого взноса органами доходов и сборов в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется на основании актов проверки правильности начисления и уплаты единого взноса, отчетности, представляемой плательщиками в органы доходов и сборов, бухгалтерских и других документов, подтверждающих суммы выплат (дохода), на суммы которых (которого) в соответствии с настоящим Законом начисляется единый взнос.

Итак, Управление имело право начислить взносы, приняв требование о его уплате, на основании: акта проверки; отчетности, представляемой плательщиками в органы доходов и сборов; бухгалтерских и других документов, подтверждающих суммы выплат (дохода), на суммы которых (которого) в соответствии с Законом начисляется взнос. Проанализировав объяснения ответчика, суд пришел к выводу об отсутствии этих оснований.

Так, истец не подавал отчетность, Управление или иной государственный орган не проводил проверку в отношении истца, не истребовались и не предоставлялись ответчику бухгалтерские и другие документы.

Сведения из интегрированной карточки плательщика взноса и из Реестра не входят в перечень «других документов», поскольку не подтверждают суммы выплат (дохода).

Такие сведения являются основанием для назначения проверки. 

Закон не содержит оговорки для физических лиц-предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, по уплате взноса независимо от получения дохода. Взнос начисляется только на определенную самостоятельно сумму дохода и ограничен минимумом и максимумом.

Таким образом, суд сделал вывод о противоправности требования Управления об уплате взноса.

Фактически суд мотивировал свое решение двумя обстоятельствами:1) отсутствием у физического лица-предпринимателя, избравшего упрощенную систему налогообложения, обязанности уплачивать ЕСВ при отсутствии дохода; 2) отсутствием у фискальных органов оснований для начисления недоимки по ЕСВ без проведения проверки.


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма




Путеводитель

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления

Видео путеводитель