Как сотруднику вести себя при обыске 04.12.2020

Вооруженные люди в масках могут нагрянуть с обыском практически в любую украинскую компанию. Сам обыск может длиться от нескольких часов до нескольких суток – срок обысков по закону никак не ограничен. Это серьезное испытание для руководства и команды.

Как сотруднику вести себя при обыске

Мы расспросили управляющего партнера SBH Law Offices в Украине адвоката Ксению Проконову о том, как наемным сотрудникам правильно вести себя во время обыска, какие права есть у людей в компании и что не могут запрещать им люди в форме. В партнерском материале с Parimatch Tech редакция MC.today приводит советы адвоката. 

1. Я работаю в «белой» компании. Могут ли к нам прийти с обыском?

В «правильной» вселенной обыск в компании нужен, чтобы собрать доказательства по делу. Но в Украине это скорее способ давления на бизнес. Если вы работаете в успешной «белой» компании, которая все делает по закону и платит налоги, рано или поздно к вам придут, уверена Ксения Проконова

«Обыск – это признак успеха, – иронизирует адвокат. – Вы стали очень заметными на рынке. Силовики видят в вас потенциальную жертву, тех, кто может захотеть «договориться» с ними о взятке».

Чтобы получить свой мешочек денег, давить будут не только на бизнес, но и на сотрудников. Во время обыска у вас могут отобрать личные вещи, вам могут запретить ходить по офису, вас могут, в конце концов, допрашивать. 

Такое давление – вне закона. Именно поэтому каждому офисному сотруднику так важно знать свои права во время обыска.

2. У моего офиса стоят силовики и требуют их впустить. Что мне делать?

Если вы не откроете дверь, вас за это никто не накажет, но и не открывать глупо – ее взломают. Не пытайтесь покинуть офис – вас не выпустят. Следователь имеет право перекрыть выход: ведь вы можете вынести улики, созвониться с кем-то, словом, как-то повлиять на работу проверяющих.

С момента, как позвонили в дверь, и до начала обыска у вас есть 5–10 минут. Тем, кто встречает «гостей», можно немного потянуть время.

Обязательно нужно спросить «Кто там?». Узнайте, кто пришел и с какой целью. Требуйте показать удостоверения, записывайте имена, фамилии, должности визитеров. 

Если среди «гостей» нет человека с удостоверением следователя или прокурора, требуйте, чтобы они показали письменное поручение с их подписью.

Полиция отказывается показать какие-либо из этих документов? Значит, они не имеют права на обыск. Сразу звоните 102 и говорите, что к вам пытаются ворваться в офис незаконно. Звоните в полицию в любом случае, если кто-либо начинает ломать вам дверь.

Другим сотрудникам советую тоже не терять время даром: 

  • Выключить корректно компьютеры и другую технику.
  • Позвонить адвокату. Если он вдруг оказался рядом, не открывайте сразу оперативникам. Лучше пусть ломают дверь, пока вы вызываете адвоката, чем они зайдут раньше и успеют подбросить в офис патроны или наркотики.
  • Собрать личные вещи, сложить их в карманы одежды и в сумку, которая до конца обыска должна оставаться у вас в руках или на вас, например, перекинутой через плечо. 

Тогда сумка и ее содержимое считаются вашими личными вещами, которые обыскивать у силовиков нет права. С разрешением на обыск оперативники могут обыскать помещение, но не вас лично. Если вы вдруг забыли свою сумку на стуле, она становится «вещью, которая находится в помещении, на которое дано разрешение на проведение обыска».

3. Как узнать, есть ли у нас адвокат и может ли он приехать?

У каждой компании должен быть адвокат, который специализируется на защите бизнеса. Всем сотрудникам желательно знать его в лицо. Знакомиться в условиях стресса – не лучший вариант: адвокат просто не успеет выстроить доверительные отношения с командой.

Поэтому поинтересуйтесь у руководства, подписали ли они договор с адвокатом, попросите с ним познакомить и сохраните его контакты.

Адвокат сможет приехать в лучшем случае через полчаса после начала обыска. В Киеве – пробки. В ваших интересах требовать от следователей сразу же его впустить. Они обязаны это сделать по закону. 

Хотя, некоторым «операм» закон не писан. «Однажды мне пришлось сказать, что я финансовый директор, а в другой раз – что мы привезли деньги, чтобы “договориться”», – рассказывает Проконова.

Как-то она приехала к офису вместе с другими адвокатами, но следователи согласились пусть лишь Ксению. «Решили, что я сама хрупкая и беззащитная, с моими 40 килограммами», – вспоминает Проконова. Когда следователи поняли, что проигрывают миниатюрной девушке, просто вынесли ее из офиса.

4. Чем можно заняться во время обыска?

Раздайте всем сотрудникам «роли» – каждый должен иметь во время обыска собственную задачу. Обыск – это командная игра. Вот варианты ролей во время обыска:

  1. Быть самым дружелюбным человеком, который встречает «гостей» и устраивает им экскурсию по всем помещениям.
  2. Помогать оперативникам делать опись того, что они собираются изъять, и протокол – документ, который составляется в конце обыска и где перечислено все, что произошло, и что изъяли. Помогать можно, элементарно набирая документы на компьютере.
  3. Контролировать, кто и когда заходит в помещение и выходит из него. Так меньше шансов, что из офиса что-то во время обыска украдут или будут бесцельно шататься там, где уже обыскали.
  4. Помогать упаковывать технику.
  5. Держать связь с адвокатом и директором, пока они не приехали.
  6. Заказывать еду для команды.

5. Как мне быть, если я захочу в туалет, есть, пить или мне станет плохо?

Вы должны помнить, что офис – ваша территория и у вас во время обыска прав больше, чем у людей в форме.

Следователь не имеет права:

  1. ограничивать вход людей в офис. Он обязан впустить, например, курьера с едой, бригаду скорой помощи и, конечно, адвоката;
  2. сгонять сотрудников в одно место под предлогом того, что вы якобы попытаетесь что-то скрыть. Вы можете свободно ходить по всем кабинетам и пользоваться туалетом, как обычно;
  3. запретить вам пользоваться телефоном.

Ксения Проконова не рекомендует открыто говорить по телефону во время обыска или снимать действия оперативников на камеру. «Из моей практики: смартфон у вас либо отберут, либо разобьют, – говорит адвокат. – Лучше переведите телефон в беззвучный режим и спрячьте его в карман или сумку, которую держите в руках».

Лучше не класть телефон в задний карман джинсов. У знакомой Проконовой оперативник выхватил оттуда телефон, хозяйка осталась без айфона. 

Как только вы поняли, что к вам в компанию пришли с обыском, предупредите родственников.

В крайнем случае пользуйтесь телефоном, закрывшись в туалете. Лучше общаться с помощью сообщений в мессенджерах. Не рассказывайте об обыске в соцсетях и не давайте комментарии СМИ. Как представлять события в публичном пространстве, решаете не вы, а руководство.

Если в телефоне осталась рабочая переписка, которая даже теоретически может вызвать у следователей интерес (о финансах, документах, показателях бизнеса, связях компании с клиентами и госслужбами), незаметно удалите ее. А еще лучше регулярно и заранее чистите мессенджеры от таких переписок.

Может случиться, что, пока вы сидите взаперти, вам сообщат, что ваш родственник попал в аварию или не с кем оставить вашего маленького ребенка. 

Вы можете по-человечески договориться, чтобы вас отпустили, но будьте готовы, что при выходе придется показать содержимое сумки и вывернуть карманы. Если не хотите что-либо «светить», лучше оставьте это коллегам.

6. Как мне реагировать, если оперативник хочет обыскать меня?

Личный досмотр могут провести, если следователь подозревает, что вы прячете на себе какие-то улики. Например, он видел, что вы что-то положили в карман или в сумку. 

Это тоже инструмент давления, чтобы унизить человека. Имейте в виду, что женщин имеют право досматривать только женщины и при это должны присутствовать понятые того же пола, то есть свидетели-женщины.

Если вас собираются обыскивать, требуйте у оперативника, чтобы он составил отдельный протокол или написал в основном протоколе причину досмотра.

Коллегу от досмотра можно «отбить», если вас больше, чем оперативников. Можно попробовать защититься от обыска и самому. «В моей практике те, кто активно защищался, смогли сохранить ценное для них имущество и деньги», – рассказывает Проконова. 

Но важно рассчитывать свои силы. Директор одного предприятия, хрупкая девушка, оказалась наедине с пятью мужчинами-оперативниками. Когда она пыталась удержать свою сумку, ей сломали руку. 

7. Могут ли у меня отобрать мои личные вещи?

Личными вещами во время обыска считаются только те, которые находятся при вас или на вас. 

Если ваша шуба висит в гардеробе во время обыска – это уже не личная вещь. И лучше не трогайте ее. «Вы ее не видели с начала обыска, и в нее могли подбросить все что угодно», – объясняет Проконова. 

Если следователь обнаружил нечто в вашей одежде, чего вы туда не клали, ни в коем случае не прикасайтесь к этому, требуйте отдельного протокола досмотра вашей вещи и отдельных понятых. В протокол впишите, что вещь вам не знакома, что ее подбросили, что будете отвечать на любые вопросы только в присутствии адвоката. Требуйте снять с этого предмета отпечатки пальцев.

Это работает и наоборот: если вы успели взять в руки или сунуть в рюкзак офисный ноутбук, можете назвать его своим. 

«Мне как-то передали достаточно тяжелую вещь в сумку, и я вынуждена была таскать ее с собой весь обыск. Удовольствия мало, но оно того стоило для клиента», – вспоминает Ксения.

8. Можно ли мне скрывать от следователей ценные вещи компании?

Выбрасывать вещи в окно бесполезно – здание почти наверняка будет под наблюдением. Если на улице окажутся деньги – они точно не попадут в протокол, и вы их больше никогда не увидите. Так что прячьте вещи внутри. Срабатывают самые неожиданные варианты.

Ксения Проконова рассказывает случай, когда секретарь поняла по разговору следователей, какие документы их интересуют, и незаметно забросила папку с ними за один из шкафов. Оперативникам даже не пришло в голову отодвинуть его.

В идеале не оставляйте никого одного. Ходите парами, как в детском саду. Это позволит следить друг за другом и предотвратить внеплановые допросы и «задушевное» общение со следователем.

9. Должен(-на) ли я выдавать ключи, пароли, коды и прочую информацию?

Следователи осмотрят и сами вскроют все, что им интересно. Вы не обязаны им помогать. 

Но если вы не дадите код к маленькому сейфу, его просто взломают в отделении. Это чревато двумя проблемами для компании: либо оттуда «пропадет» то, что там было, либо «появится» то, чего, наоборот, не было. И все это не попадет в протокол.

Давать пароль к мобильному и компьютеру не нужно. Не облегчайте вашим гостям работу и жизнь.

Помогать оперативникам нужно в двух случаях: когда они описывают вещи, которые собираются забрать, и упаковывают изъятую технику. Предложите следователю комнату, где можно этим заниматься, компьютер, на котором можно набрать протокол, и предложите распечатать документ на месте. Если откажется, записывайте сами все, что попадет в руки следователей. 

Требуйте сделать копии описи и протокола обыска. Если вам отказывают, то, перед тем как подписать оригиналы, перепишите документы от руки.

Следите, чтобы в список попало все до мелочей: названия, описания, серийные номера и другие детали, которые помогут опознать технику, когда ее будут возвращать.

«Мы как-то сопровождали обыск в ювелирном магазине. Следователи с ходу собирались сбрасывать украшения в мешки и вписывать их как “ювелирные изделия – 3 кг”. Мы их отговорили, аргументируя это их же выгодой для дальнейшего доказывания в суде», – вспоминает адвокат.

10. Обязан(-а) ли я что-то рассказывать, отвечать на вопросы, соглашаться на допрос?

Постановление об обыске, с которым приходит следователь, дает ему право осмотреть помещение и забрать то, что важно для дела, из этого помещения. Рассказывать что-то, давать показания – ни письменные, ни устные, ни о себе, ни о компании – вы не обязаны. 

Но играть несколько часов в молчанку тоже не выйдет. Общайтесь с «гостями» и между собой о чем угодно – о погоде, о ситуации в стране, шутите. Главное – не обсуждайте дела компании и личные темы. 

Если чувствуете, что следователи пытаются вас допросить, то, согласно закону, вы имеете право потребовать отдельную повестку на допрос. Это документ, в котором будет стоять дата и время вашего визита к следователю, номер и статьи дела, его и ваша подпись, контакты и, что самое важное, – статус, в котором вас вызывают. 

Не оставайтесь наедине с оперативником, иначе не заметите, как беседа перейдет в показания.

11. Как быть, если мне выпала роль представлять компанию перед следователем, пока нет директора?

Определение суда об обыске имеют право вручить любому человеку в компании. Для этого ждать адвоката никто не обязан. Как правило, эта честь выпадает первому, кто открывает двери. «Лучше, если это будет самый адекватный и авторитетный человек в команде», – советует Ксения Проконова.

Он должен вчитаться в каждую строчку определения. В документе должны быть:

  • подпись судьи с датой не раньше текущего месяца;
  • точный адрес вашего офиса; 
  • фамилия владельца помещения; 
  • фамилии следователя и прокурора по делу.

Если вы не заметите хотя бы чего-то из этого списка или просто найдете орфографические ошибки, неточности, опечатки, можете смело звонить в 102 и в службу поддержки МВД и говорить о незаконном вторжении.

Человек, ответственный за общение с оперативниками, не должен бояться психологического давления. «Если процесс не идет, меняйтесь. Пусть от лица компании говорит девочка, мальчик, с разными темпераментами. Не подходит мальчик – меняем на девочку. Нервную девочку – на спокойную и улыбчивую», – советует адвокат.

В одной компании, вспоминает Проконова, самым неадекватным оказался местный юрист. Вначале он наезжал на следователей, хамил, а после согласился на все требования и выдал все документы и технику.


Срочно нужны деньги?