Кто теперь "малый бизнес" и каковы его преимущества: обзор Закона №4618 от 22.03.2012 25.05.2012

Государство в очередной раз озаботилось развитием малого бизнеса, в результате чего был принят Закон № 4618, вступивший в силу 19 апреля 2012 года. В результате старый Закон № 2063 утратил силу. По сравнению с Законом № 2063 Закон № 4618 стал более объемным, в нем появились новые понятия и изменился круг лиц, для которых предусмотрена помощь государства.

Кто теперь "малый бизнес" и каковы его преимущества: обзор Закона №4618 от 22.03.2012

Из общих положений Закона № 4618 следует, что сфера его действия распространяется на субъектов малого предпринимательства (в том числе субъектов микропредпринимательства), а также субъектов среднего предпринимательства. 

Кроме того, Законом № 4618 изменены нормы Хозяйственного Кодекса (ХКУ), устанавливающие критерии для отнесения конкретных субъектов хозяйствования к разряду малых, крупных и средних. Теперь это выглядит так:

Таблица 1. Классификация субъектов хозяйствования согласно ХКУ с 19.04.2012 

Kритерии

Субъекты предпринимательства

крупные

средние

малые

микро

Согласно отмененной части седьмой ст.63 ХKУ

Среднеучетная численность работников за отчетный (финансовый) год

более 250 человек

от 51 до 250 человек

не более 50 человек

Объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период

более 100 млн грн.

более 70 млн грн., но не более 100 млн грн.

не более 70 млн грн.

Согласно новой редакции ст.55 ХKУ

Среднее количество работников за отчетный период (календарный год)

более 250 человек

от 51 до 250 человек

не более 50 человек

не более 10 человек

Годовой доход от какой-либо деятельности

более суммы, эквива-лентной 50 млн евро, по среднегодовому курсу НБУ

более суммы, эквива-лентной 10 млн евро, но не более 50 млн евро по среднегодовому курсу НБУ

не более суммы, эквива-лентной 10 млн евро по среднегодовому курсу НБУ

не более суммы, эквивалентной 2 млн евро по среднегодовому курсу НБУ

Субъекты предпринимательства, имеющие право на государственную поддержку согласно Закону № 4618, соответствуют требованиям, приведенным таблице для малых и средних субъектов предпринимательства. То есть сейчас установлена прямая связь между Законом № 4618 и Хозяйственным кодексом, в котором определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее, в период действия Закона № 2063, такой связи не было. Действие Закона распространялось не только на малые предприятия, которые были определены в ст.63 ХКУ, но и на физических лиц, зарегистрированных предпринимателями. 

Теперь круг лиц, которым может быть предоставлена государственная поддержка, существенно расширен. Кроме того, изменены критерии, при соответствии которым тот или иной субъект предпринимательства может быть отнесен к конкретной категории. 

Во-первых, в период действия Закона № 2063 субъекты среднего предпринимательства не имели возможности воспользоваться государственной поддержкой. Трудно сказать, хорошо это или плохо, ведь в состав «средних» сейчас попали не такие уж средние предприятия (см. таблицу 1). Не приведет ли это к вымыванию бюджетных средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса? 

Во-вторых, если ранее в ХКУ было сказано только о предприятиях (малых, крупных и средних), то теперь под субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства подразумеваются и физические лица — предприниматели. 

В-третьих, изменены критерии для отнесения того или иного субъекта к конкретной категории. Причем предельное количество работников осталось прежним: как и раньше, к числу малых относятся субъекты, число работников у которых не превышает 50 человек. Зато изменен денежный порог и «оцениваемый» объект: ранее контролировался объем дохода от реализации продукции (работ, услуг), теперь — годовой доход от какой-либо деятельности. Последняя формулировка вызывает некоторые вопросы. 

Если термин «доход» более или менее ясен (по сути, к доходу можно приравнять любые поступления активов в распоряжение получателя), то с «деятельностью» все не так очевидно. Какая деятельность подразумевается в ХКУ? Предпринимательская, хозяйственная или какая-либо иная деятельность? Будут ли считаться доходом от какой-либо деятельности поступления арендной платы, получение процентов, дивидендов, других видов пассивных доходов? 

В самом Хозяйственном кодексе определен термин «хозяйственная деятельность» — это «деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность» (ст.3). Из этого определения следует, что хозяйственной может считаться лишь деятельность, связанная с производством, торговлей или предоставлением работ/услуг. Все остальные поступления — не хозяйственная деятельность.

Аналогичные выводы можно сделать из определения хозяйственной деятельности, приведенного в пп.14.1.36 ст.14 НКУ. В противовес хозяйственной деятельности в НКУ есть определение пассивных доходов, к которым относятся проценты, дивиденды, страховые выплаты и возмещения, а также роялти. 

Но, может, в ХКУ при классификации субъектов предпринимательства подразумевается предпринимательская деятельность? Данное понятие раскрыто в ст.42 «Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности» ХКУ: «предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли». То есть предпринимательская деятельность — более узкое понятие по сравнению с хозяйственной деятельностью и является ее разновидностью. 

Поэтому в целях классификации субъектов предпринимательства, по всей видимости, будут приниматься во внимание лишь поступления, не являющиеся пассивными доходами. Если говорить об аренде, то ее, как правило, рассматривают как хозяйственную деятельность (во всяком случае, в целях взимания налогов), следовательно, поступления от аренды, вероятней всего, будут учитываться в составе доходов.

В-четвертых, Законом № 4618 введена новая разновидность малого предпринимательства — микропредпринимательство. Зачем это было сделано, пока непонятно — во всяком случае, в Законе № 4618 для них не предусмотрено особых привилегий по сравнению со средними и другими малыми предприятиями. 

В-пятых, изменены ограничения для субъектов предпринимательства, которые могут рассчитывать на помощь государства (ст.13 Закона № 4618). Как и ранее, ограничения распространяются на всевозможные финансовые учреждения. Однако есть и существенные отличия. Если в период действия Закона № 2063 государственная поддержка не распространялась на субъектов, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, то теперь они не названы в числе исключений.

Ранее импортеры любых подакцизных товаров (к которым относятся алкогольные напитки, табачные изделия, транспортные средства и ГСМ) не могли воспользоваться преимуществами малых предприятий, а теперь ограничения коснутся лишь производителей и торговцев алкогольными напитками и табачными изделиями. 

Отдельно сказано о лицах, у которых аренда является одним из основных видов деятельности. Такие лица не могут пользоваться государственной поддержкой. Есть и другие ограничения — для банкротов, субъектов, находящихся в стадии прекращения, и т.д.

Однако при этом больше нет ограничений по составу учредителей. Напомним, ранее действие Закона № 2063 не распространялось на субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доля вкладов юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышала 25%.

В настоящее время таких ограничений нет, а это означает, что учредителями субъектов малого и среднего предпринимательства может быть кто угодно — даже очень крупные предприятия, то есть помимо действительно малых предприятий заручиться государственной поддержкой смогут и «карманные» предприятия, созданные гигантами. 

Малые и средние предприятия: законные преимущества 

Какими же преимуществами смогут воспользоваться субъекты малого и среднего предпринимательства? Закон № 4618 содержит много декларативных норм о поддержке малого бизнеса, конкретные же виды государственной поддержки определены в ст.15 — это финансовая, информационная и консультационная поддержка. Основные виды финансовой поддержки прописаны в ст.16 — это, прежде всего, поддержка, связанная с кредитованием деятельности указанных субъектов. Источниками финансовой государственной поддержки являются средства государственного и местного бюджетов, Украинского фонда поддержки предпринимательства и других подобных фондов. 

Особое внимание в Законе № 4618 уделено поддержке субъектов, осуществляющих экспортную деятельность, которым будет предоставляться финансовая помощь, в том числе для участия в выставочно-ярмарочной деятельности за пределами Украины. 

Но одним только Законом № 4618 не ограничиваются преимущества субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговый кодекс также устанавливает для них ряд особенностей. Хотя теперь в изменениях нуждается и Налоговый кодекс, ведь в нем по-прежнему фигурируют малые и средние предприятия (в терминологии, действовавшей до вступления в силу Закона № 4618), а не субъекты малого и среднего предпринимательства, как это предусмотрено действующими положениями ХКУ. 

Так, малым предприятиям — плательщикам налога на прибыль разрешено представлять в налоговый орган только годовую финансовую отчетность, а не квартальную, как всем остальным налогоплательщикам. А налоговую отчетность они могут представлять на бумаге, а не обязательно в электронном виде, как это предусмотрено для крупных и средних предприятий. 

Кроме того, для малых и средних предприятий согласно п.82.1 и 82.2 ст.82 НКУ установлены сокращенные сроки проведения документальных плановых и внеплановых проверок: 

Таблица 2. Сроки проведения проверок 

Виды проверок

Сроки проверок

субъекты малого предпринимательства

прочие налогоплательщики

крупные налогоплательщики (пп.14.1. 24 ст.14 НKУ)

Документальные плановые проверки

не более 10 рабочих дней

не более 20 рабочих дней

не более 30 рабочих дней

срок, на который возможно продление проверки

не более чем на 5 рабочих дней

не более чем на 10 рабочих дней

не более чем на 15 рабочих дней

Документальные внеплановые проверки

не более 5 рабочих дней

не более 10 рабочих дней

не более 15 рабочих дней

срок, на который возможно продление проверки

не более чем на 5 рабочих дней

не более чем на 5 рабочих дней

не более чем на 10 рабочих дней

Есть также особенности в порядке ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами, которые должны руководствоваться нормами ПБУ-25 (Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» в редакции приказа Министерства Финансов от 24.01.2011 г. № 25) и представлять финансовую отчетность по формам № 1-м и 2-м.

Хотя сейчас ПБУ-25 уже не вполне соответствует нормам ХКУ. В частности, после вступления в силу Закона № 4618 изменились критерии для субъектов малого предпринимательства, которые в ПБУ-25 остались прежними (например, ограничения по составу учредителей субъектов малого предпринимательства). Однако, пока не будут внесены соответствующие изменения в ПБУ-25, субъекты малого предпринимательства должны руководствоваться именно его нормами в целях составления финансовой отчетности. 

Также субъекты малого предпринимательства могут использовать Упрощенный план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом МФУ от 19.04.2001 г. № 186. 

Отдельные преференции в бухгалтерском учете предусмотрены для субъектов малого предпринимательства – плательщиков единого налога и плательщиков налога на прибыль по нулевой ставке, но это, как говорится, уже совсем другая история... 

Что ж, будем надеяться, что задекларированные во вновь принятом Законе № 4618 преимущества для субъектов малого предпринимательства не останутся на бумаге, а найдут вполне реальное воплощение в виде финансовой помощи, да и просто лояльном отношении к малым предприятиям и предпринимателям.


Срочно нужны деньги?