Налоговые проверки-2021. Основные изменения 29.01.2021

1 января 2021 вступили в силу некоторые положения Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» №466-ІХ. Среди них и нормы, касающиеся проведения в 2021 проверок соблюдения налогового законодательства. // 29.01.2021

Основания проведения внеплановых документальных проверок

В 2021 году документальная внеплановая проверка осуществляется, в том числе, по таким основаниям, как:

  • представление налогоплательщиком в установленном порядке контролирующему органу возражения к акту проверки;
  • или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, -

в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки.

Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.

Приказ о проведении документальной внеплановой проверки по основаниям, указанным в настоящем подпункте, выдается:

  • в случае рассмотрения возражения к акту проверки, - контролирующим органом, который проводил проверку;
  • при проведении процедуры административного обжалования - контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика.

Новые требования к уведомлениям-решениям и Единый реестр

Контролирующий орган будет вести реестр выданных налоговых уведомлений-решений в отношении налогоплательщиков.

В Едином реестре налоговых уведомлений-решений контролирующих органов, направленных (врученных) налогоплательщикам, содержится информация про:

  1. даты составления, направления (вручения) и получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения;
  2. дату отзыва или изменения налогового уведомления-решения;
  3. определенную сумму (начисления / уменьшения) денежного обязательства;
  4. состояние согласования обязательства;
  5. сроки уплаты сумм;
  6. возникновение налогового долга налогоплательщика, дату и номер налогового требования;
  7. обжалование налогового уведомления-решения в административном или судебном порядке.

В Едином реестре налоговых уведомлений-решений контролирующих органов, направленных (врученных) налогоплательщикам, может содержаться другая информация.

Кроме того, в случае если налоговое уведомление-решение принято по результатам документальной проверки и является процессуальным основанием для привлечения лица к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения, оно дополнительно должно содержать:

  1. обоснованное основание для определения (начисления / уменьшения) денежного обязательства и / или налогового обязательства, которое должен уплатить налогоплательщик с указанием информации о:
    • обстоятельствах совершенных правонарушений, которые отражены в акте проверки, а также установленных при рассмотрении представленных налогоплательщиком письменных объяснений и их документального подтверждения (в частности относительно обстоятельств, касающихся события правонарушения, и принятых налогоплательщиком мер по соблюдению правил и норм законодательства, со ссылкой на документы и другие фактические данные, подтверждающие указанные обстоятельства)
    • периода (календарный день или месяц, квартал, полугодие, три квартала, год) финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, при осуществлении которого совершены эти нарушения;
    • расчета суммы налогового обязательства, которую должен уплатить плательщик налогов и / или уменьшения бюджетного возмещения и / или уменьшения отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость и / или уменьшения суммы налога на доходы физических лиц, задекларированной к возврату из бюджета при использовании права на налоговую скидку, и / или занижение или завышение суммы налоговых обязательств, заявленной в налоговой декларации, или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость;
    • в случае если проверкой выявлены факты занижения (неначисления и / или неудержания) налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, налоговых обязательств - дополнительно указывается предельный срок уплаты таких налоговых обязательств, в том числе за соответствующие налоговые (отчетные) периоды, по которым выявлено такое занижение (неначисление и / или неудержание);
    • предоставление или непредоставление налогоплательщиком возражений, письменных объяснений и дополнительных документов, в частности относительно обстоятельств выявленных нарушений, предоставленной налогоплательщиком информации, что опровергает наличие его вины, наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности;
    • нормативного основания - ссылка на норму Кодекса и / или другого закона, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы, в соответствии с которой был произведен расчет или перерасчет денежных обязательств налогоплательщика;
  2. ссылка на акт документальной проверки;
  3. детальный расчет штрафных санкций (финансовых санкций, штрафов), в том числе штрафных санкций или пени за нарушение другого законодательства, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы, а также ссылки на нормы Кодекса и / или другого законодательства, согласно которому был сделан такой расчет ;
  4. информацию о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или освобождающих от финансовой ответственности.

Концепция вины налогоплательщика и основания привлечения к ответственности

Согласно новой редакции статьи 109 Налогового Кодекса Украины налоговым правонарушением является противоправное, виновное (в случаях, прямо предусмотренных этим Кодексом) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (в том числе лиц, приравненных к нему), контролирующих органов и / или их должностных (служебных) лиц, других субъектов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Деяния считаются совершенными умышленно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, свидетельствующие, что налогоплательщик нарочно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме как неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Лицо может быть привлечено к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии в ее деянии (действии или бездействии) вины, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом. В то же время, контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины.

Лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако не приняло достаточных мер по их соблюдению.

Принятые налогоплательщиком меры по соблюдению правил и норм налогового законодательства считаются достаточными, если контролирующий орган не докажет, что, совершая определенные действия или допуская бездействие, за которые предусмотрена ответственность, налогоплательщик действовал глупо, недобросовестно и без должной осмотрительности.

При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа составляет 50 процентов от размера, установленного соответствующей статьей Налогового Кодекса.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность лица за совершение правонарушений, относятся:

  • совершение деяния под влиянием угрозы, принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение деяния при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • самостоятельное сообщение налогоплательщиком про совершенное им правонарушение.

Контролирующий орган может признать обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, также и другие обстоятельства.

Заметьте: налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства в случае совершения деяния (действия или бездействия) лицом, действующим в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, предоставленной такому налогоплательщику в бумажной или электронной форме, при условии, что такая консультация зарегистрирована в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций, или обобщающей налоговой консультацией и / или заключением объединенной палаты, Большой палаты Верховного Суда по применению нормы права, от которого в дальнейшем было отступлено.

Ответственность контролирующего органа и его должностных лиц

Контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений должностными (служебными) лицами таких контролирующих органов.

Лицо, чьи права и / или законные интересы нарушены, имеет право на возмещение вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, признаваемых налоговыми правонарушениями, возмещается в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством о возмещении вреда.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, может включать:

  • стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества налогоплательщика, определенную в соответствии с требованиями законодательства;
  • дополнительные расходы, понесенные налогоплательщиком в результате противоправных решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ, услуг, дополнительно израсходованных материалов и т.п.);
  • документально подтвержденные расходы, связанные с административным и / или судебным обжалованием (кроме сумм, подлежащих возмещению в порядке распределения судебных расходов по процессуальному законодательству) незаконных (противоправных) решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (юридическое сопровождение, не связанное с защитой, предоставленной адвокатом, командировки работников или представителей налогоплательщика, привлечение экспертов, получение необходимых доказательств, изготовление копий документов и т.д.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января календарного года, в котором принимается соответствующее судебное решение или решение другого органа, в предусмотренных законом случаях.

Вред, причиненный налогоплательщику вследствие налогового правонарушения контролирующего органа, возмещается по решению суда.

Лицо, чьи права нарушены, вправе заявить требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц в размере одной минимальной заработной платы, установленной на дату признания таких решений, действий или бездействия незаконными в порядке, предусмотренном законодательством. В таком случае доказыванию подлежит только противоправность решений, действий или бездействия в отношении лица. Налоговые нарушения, возмещение вреда за совершение которых допускается вследствие доказывания лишь факта его совершения предусмотрены п.128.2 ст.128 НКУ.

Новые условия начисления пени

Начисление пени начинается:

  1. при начислении контролирующим органом налогового обязательства в установленных настоящим Кодексом случаях, не связанных с проведением проверки, или при начислении контролирующим органом денежного обязательства, определенного по результатам проверки - начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком такого обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении;
  2. при начислении контролирующим органом по результатам проверки налогового обязательства и / или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, в случае выявления его занижения - на сумму такого занижения, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком этого обязательства за соответствующий налоговый (отчетный) период, в отношении которого выявлено занижение, и за весь период занижения (в том числе за период административного и / или судебного обжалования)
  3. при начислении суммы денежного обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 Налогового Кодекса, - по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.
  4. при выявлении контролирующим органом по результатам проверки занижения налоговым агентом налогового обязательства при начислении (выплате) налогооблагаемого дохода в пользу нерезидентов или других налогоплательщиков и / или несвоевременной уплаты, неуплаты (неперечисления) налоговым агентом удержанных (начисленных) налогов до или во время выплаты налогооблагаемого дохода в пользу нерезидента или иного налогоплательщика - начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налоговым агентом суммы налогового обязательства;
  5. в случае несвоевременного возврата излишне / ошибочно уплаченных платежей, а также несвоевременного возмещения сумм налога на добавленную стоимость - начиная с первого дня, следующего за последним днем ​​предельного срока возврата таких средств.

Горячие предложения

Агропросперіс Банк

Кредити на розвиток бізнесу

Кредити для бізнесу

Сума: до 1 млн. дол. або еквівалент у гривні

Термін: обігові кошти – до 2 років, інвестиційні цілі – до 5 років

Овердрафти: без обов’язкової застави з періодом безперервного користування коштами до 90 днів

Агропросперіс Банк

Розрахунково-касове обслуговування для бізнесу

РКО для бізнесу

Безкоштовне відкриття рахунку

до 31.03.2021

Вигідні тарифи на обслуговування

Відсотки на залишок

Оперативне проведення платежів

Надійна система клієнт-банк iFOBS

Безкоштовні консультації

Валютні операції за вигідним курсом

Bookeeper

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Рейтинги услуг банков для бизнеса

Путеводители

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления