Новый кодекс о банкротстве вступил в силу: что он меняет для собственников, топ-менеджеров и физлиц 13.12.2019

21 октября заработал новый кодекс о банкротстве. Что это даст бизнесу, как изменит жизнь собственников, топ-менеджеров и физлиц, и почему выиграет рынок кредитования.

Новый кодекс о банкротстве вступил в силу: что он меняет для собственников, топ-менеджеров и физлиц

Компания, которая не платит по счетам, рано или поздно оказывается под угрозой банкротства. Тогда ее ожидает долгий судебный процесс, который заканчивается в лучшем случае санацией, в худшем — ликвидацией.

Это непростая процедура. Раньше кредиторы руководствовались законом, который был принят в 1992 году, а затем многократно и хаотично дополнялся.

С 21 октября наконец начал действовать новый Кодекс по процедурам банкротства. Что поменяется в отношениях между должниками и кредиторами?

Кто инициирует банкротство

Инициирование процедуры банкротства заметно упростилось.

Ранее для начала процедуры банкротства требовалась подтвержденная задолженность на уровне минимум 300 минимальных зарплат. Теперь этот лимит отменен, значит, начать процедуру будет легче.

При этом необходимо оплатить услуги арбитражного управляющего, стоимость которых равна трехкратной минимальной зарплате — 12,5 тыс грн.

В то же время повышается ответственность топ-менеджмента.

Если, к примеру, погашение задолженности перед одним кредитором не позволяет предприятию выполнять финансовые обязательства перед другими, руководитель предприятия-должника обязан в течение месяца обратиться в хозяйственный суд для открытия дела о банкротстве.

Если же он этого не сделает, ему придется нести солидарную ответственность перед кредиторами.

Ответственность собственников

Ужесточение коснулось не только наемных менеджеров. Если банкротство компании произошло по вине собственников, они также несут финансовую ответственность перед кредиторами.

Собственникам обанкротившихся предприятий теперь придется искать средства для погашения долгов даже в том случае, если имущества предприятия для этого недостаточно.

Повышение уровня ответственности владельцев компании и ее топ-менеджмента можно считать значительным шагом вперед. Украинскому бизнесу станет гораздо проще привлекать финансирование, в том числе из-за рубежа.

Возможность получить кредиты, обанкротить предприятие и не вернуть деньги не добавляет локальным игрокам привлекательности в глазах западных банков. Они прекрасно помнят примеры двух агрохолдингов и одной ведущей авиакомпании страны.

Если собственник несет солидарную ответственность за банкротство, то отношения с финансовыми учреждениями будут строиться на прозрачной основе. Соответственно, банки будут охотнее выдавать кредиты под более выгодные для бизнеса проценты.

(Не)зависимый распорядитель имущества

На фоне повышения уровня ответственности руководства и акционеров новый кодекс несколько ослабил позиции арбитражного управляющего. Если ранее отстранить его мог только суд, то теперь такую возможность получил комитет кредиторов.

Такое новшество можно считать минусом, поскольку степень независимости управляющего заметно уменьшается и более убедительные взыскатели смогут повернуть дело в выгодное для себя русло.

Впрочем, нововведения дисциплинируют арбитражных управляющих. Для каждой процедуры теперь установлены предельные сроки и их нарушение может послужить основанием для отстранения управляющих.

Более того, новый кодекс не позволяет затягивать процесс банкротства.

Ранее на процедуру распоряжения имуществом отводилось до 115 дней. При этом мотивированное ходатайство распорядителя имущества, кредиторов или должника могло продлить рассмотрение дела на два месяца, а апелляционные или кассационные жалобы лишь увеличивали эти сроки.

Новый кодекс дает возможность кредиторам и арбитражному управляющему принять необходимые меры по распоряжению имуществом в течение 170 дней.

Если эти сроки нарушаются, то суд может действовать по своему усмотрению, например, признать должника банкротом и открыть процедуру его ликвидации.

Более того, дело невозможно остановить ни апелляционной, ни кассационной жалобами. Теперь процессы управления активами неплатежеспособной компании и судебное производство будут двигаться параллельно.

Банкротство физлиц

Ранее законодательство предусматривало возможность признания банкротом физического лица-предпринимателя. Новый кодекс прописывает принципиально новую процедуру для физлиц.

Такую процедуру можно запустить, если задолженность физлица составляет 30 минимальных зарплат — 125,2 тыс грн. Инициировать процедуру может лишь само физлицо.

Далее события могут разворачиваться по двум сценариям: реструктуризация или погашение долгов.

В первом случае комитет кредиторов совместно с должником вырабатывает график выплат. Во втором — для выполнения обязательств приходится прибегать к продаже имущества физлица.

При этом кредиторы не могут претендовать на объекты недвижимости, которые являются единственным местом проживания должника, но и здесь есть определенные ограничения.

Площадь квартиры в такой ситуации не должна превышать 60 кв м, частного дома — 120 кв м. Кроме того, имущество не должно являться предметом обеспечения.

Рост кредитования

Кодекс о банкротстве может дать новый импульс рынку кредитования. Осенью 2020 года, через год после вступления кодекса в действие, утратит силу мораторий на взыскание залоговой недвижимости по валютным кредитам.

Тогда банки, которые вернут свое право взыскивать имущество по кредитам, будут охотнее финансировать потребителей и юрлиц.

О "пробелах"

Кодекс имеет преимущества по сравнению с устаревшим законом, однако не все его моменты до конца урегулированы или однозначны.

Так, статья 28 дает возможность комитету кредиторов отстранять арбитражного управляющего без каких-либо оснований, несмотря на то, что он может действовать строго в рамках полномочий. Это способно усложнить процесс.

Помимо этого, хозяйственный суд, который ведет дело о банкротстве, рассматривает абсолютно все имущественные споры, в которых участвует должник.

Это хорошо, так как не нужно распыляться на несколько судов, однако дело будет рассматриваться по месту регистрации неплатежеспособного субъекта, а не кредитора. В связи с этим кредиторам будет сложнее участвовать в процессе или в других спорах против должника.

Не до конца понятны суть и полномочия саморегулирующей организации арбитражных управляющих, которая бы контролировала работу распорядителей имущества. При этом контроль со стороны государственного органа по вопросам банкротства никто не отменял.

Наконец, самое главное. Чтобы собственник нес солидарную ответственность за неплатежеспособность компании, необходимо доказать его вину.

Новый кодекс не предусматривает четких критериев вины. В таком случае, скорее всего, придется руководствоваться скудной правоприменительной практикой по статье 219 Уголовного кодекса "Доведение до банкротства".

Это значит, что судебные разбирательства с собственником в нынешних реалиях могут длиться годами. Ответы на неурегулированные вопросы будет давать судебная практика.


Срочно нужны деньги?