Почему малый бизнес невзлюбил налоги - 05.04.2019

Как так получилось, что налоги в Украине стали главным препятствием для развития малого бизнеса? // 05.04.2019

Предприниматели в Украине воспринимают налоги как основной барьер для развития собственного бизнеса. Такими были выводы Индекса настроений малого бизнеса, который Европейская Бизнес Ассоциация провела при поддержке компании ЛІГА:ЗАКОН. Результаты исследования показали, что доля предпринимателей, которые среди своих главных проблем называют именно налоговую систему, за прошлый год возросла с 42% до 56%. Уровень коррупции и война по количеству упоминаний оказались на втором и третьем местах соответственно.

Почему налоговая система в Украине так стремительно теряет доверие налогоплательщиков? Ведь Налоговый кодекс за прошлый год существенно не изменился: налоговые ставки не увеличивались, а их уровень остается очень лояльным на фоне многих других стран.

В чем же тогда причина?

Дело в том, что номинальный и фактический уровни налоговой нагрузки несколько отличаются. В последнее время малый бизнес все чаще говорит об усилении давления со стороны фискальных органов. Это и требования обеспечить определенную налоговую нагрузку по налогу на прибыль, и свободная трактовка налоговиками норм налогового законодательства и бухгалтерских стандартов, и надуманные обвинения в совершении фиктивных операций, и включение в акты проверок несуществующих нарушений. Чтобы защитить себя, предприниматели все чаще вынуждены обращаться в суды.

В 2019 году налоговые органы запланировали 6721 документальную проверку. Из них – более 1600 документальных проверок физлиц-предпринимателей, порядка 1400 которых с оборотом до 20 млн гривен в год. Большинство таких проверок приводят к штрафам, порой несовместимыми с дальнейшей жизнью бизнеса.

Параллельно продолжаются комплексные проверки предпринимателей в части соблюдения трудового законодательства, инициированные Кабмином осенью 2018 года. Они обернулись существенными санкциями для многих предпринимателей, привели к массовому переходу работников на официальное трудоустройство, и, соответственно, увеличению нагрузки на фонд оплаты труда. И хотя в целом процесс «отбеливания» зарплат для государства является необходимым, предпринимателям от этого не легче и лишь добавляет масла в огонь.

Таким образом, на малый бизнес возрастает и финансовое давление, и моральное. Предприниматели воспринимают государство и налоговую систему сквозь призму проверяющих органов, с которыми им наиболее часто приходится коммуницировать.

Почему в западных странах малый бизнес более охотно и осмысленно платит налоги?

Главное, что отличает налогоплательщиков на Западе и в Украине – это ощущение сопричастности. Типичный западный налогоплательщик исходит из парадигмы: государство – это я. Чтобы это ощущение появилось, есть единственный путь – постоянный диалог, обсуждение глубинных процессов, задач, которые предстоит решить государству и обществу. И, конечно же, возможность влиять на решения, на результат.

В Украине отсутствует комплексный подход к информации, необходимой для такого осознания. Нет готовых ответов на ключевые вопросы, которые стоят на повестке дня у каждого предпринимателя. У бизнеса, особенно малого, это вызывает ощущение беззащитности и беспомощности.

Не секрет, что налоговое законодательство в Украине постоянно меняется. И это не только нашумевшие законопроекты о создании пятой группы для ФЛП или отмене упрощенной системы для ІТ. Чаще меняются незначительные налоговые нюансы, формы, сроки уплаты и т. д. Эти изменения проходят незаметно для многих ФЛП до тех пор, пока за нарушения им не приходится выплачивать огромные штрафы. Предприниматели зачастую не обладают теми знаниями и инструментами, которые позволяют полностью обезопасить их от штрафов.

Малый бизнес также не понимает стратегию государства по отношению к нему в целом. Именно поэтому большинство налоговых новаций воспринимаются настороженно, как очередная попытка собрать еще больше денег в бюджет. К тому же и в Верховной Раде нет компромисса в отношении стратегии развития малого бизнеса: возникают совершенно разновекторные инициативы. Все это не способствует доверию малого бизнеса, и тем более его желанию платить налоги.

К тому же малый бизнес по-прежнему довольно туманно представляет, куда идут уплаченные налоги, и, соответственно, не стремится их платить. А ведь чтобы пробиться сквозь все бюрократические сложности, нужно очень этого хотеть и очень хорошо в этом разбираться.

Сегодня государство пытается наладить более тесный диалог с предпринимателями. Идет активное обсуждение острых вопросов через соцсети и СМИ. Создается все больше институций поддержки предпринимателей, повышается прозрачность процессов. Но достаточно ли этого?

Действительно ли при нынешнем развитии технологий, электронных сервисов и чат-ботов нет возможности минимизировать риски хотя бы технических ошибок предпринимателей при уплате налогов? Упростить представление отчетности? Доносить до бизнеса действительно необходимую информацию из первых уст и понятным языком?

Без сомнений, нынешние технологии достигли того уровня, что это возможно даже без больших бюджетов. Будет ли это реализовано? Безусловно. Вопрос только в том, кто в этот раз возьмет инициативу в свои руки и найдет оптимальное решение.



Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!


Путеводитель

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления

Видео путеводитель