Что побудило вас создать собственную компанию?
Марцелина Грабска: Давно хотела создать свой интернет-магазин – но долго не могла решить, что лучше продавать. А когда после рождения дочери подгузники и кормление грудью заполнили всю мою жизнь, сразу поняла – я должна обеспечить соотечественниц лифчиками, впитывающими влагу, не пропускающими ее наружу и остающимися сухими и изнутри.
Начала искать в польском интернете – тут не было и намека на то, что нечто подобное может существовать. Следующим шагом было изучение англоязычных сайтов со всего мира. Два месяца ежедневных поисков понадобилось, чтобы найти производительницу влагонепроницаемых лифчиков - бренд Evanesse из ЮАР и заказать для изучения ее продукцию. Еще месяц продлились всякие согласования с этой изобретательницей-производительницей, госпожой Анной-Ли Кассель, относительно оптовых цен и условий постоянных поставок.
После расчета всех цен и предположительных объемов продаж поняла, что для первичных закупок, запуска портала и рекламы нужны внешние инвестиции – и решила получить грант от некоего европейского фонда, поддерживающего инновации. Процесс подачи заявки на получение гранта потребовал крайне много терпения и настойчивости. Но зато через четыре месяца я получила запрошенные средства.
В общем итоге всех подобных процессов интернет-магазин Juzpoporodzie.pl открылся в октябре 2013 года – уже через полтора года после появления у меня идеи создания собственного торгового бизнеса.
А сколько всего денег потребовалось, чтобы начать свой бизнес?
На старт ушло пятьдесят тысяч долларов. Большую часть этой суммы поглотила закупка товара, таможенные пошлины и транспортировка из ЮАР в Польшу. Остальные затраты и вложения – это плотный и непрерывный маркетинг и реклама в Сети. Для склада и работы интернет-магазина я использую свое жилье – мне не требовались помещение и ремонт, что позволило избежать многих дополнительных затрат.
Менее половины этих денег я получила от гранта на открытие инновационного бизнеса. Остальные – были сбережения мои, моего молодого человека, а также помощь родственников.
Какие проблемы, связанные с деятельностью фирмы, для вас оказались наиболее значительными?
Вначале основными сложностями было найти дешевый транспорт из Южной Африки и согласовать таможенные вопросы. Все это было для меня новым – но это то, что стоит пройти предпринимателю. Эти процессы – интересный жизненный опыт и воспитание самодисциплины.
Теперь у меня трудность в том, чтобы убедить молодых матерей попробовать нечто новое – влагонепроницаемый лифчик для кормления.
Раньше мне казалось, что наши люди любят новинки – особенно изобретения, которые дают большее удобство в определенных ситуациях. Теперь я знаю, что становясь мамами, наши женщины, в основном, становятся консерваторами, предпочитающими проверенные и испытанные продукты – преимущественно те, что присутствуют в телевизионной рекламе. Наши люди не доверяют новым брендам, о которых никогда не слышали.
А мне – с очень ограниченным рекламным бюджетом – трудно проникнуть в такое консервативное подсознание.
Расскажите подробнее о процессе получения гранта? С чем были трудности?
Как известно, финансирование европейскими фондами – это большое количество норм, документов и жестких сроков, которым нужно соответствовать. А мои товары – везутся с другого конца мира, производятся только на заказ. Мне дали два календарных месяца для подтверждения факта получения товара – и конечно, оказалось, что времени не хватает, потому что самая дешевая морская доставка из ЮАР в Польшу заняла два с половиной месяца. Пришлось просить фонд о продлении срока подтверждения получения товара еще на два месяца – но он дал мне только три недели. И вот товар прибыл, но с половиной его ошиблись при погрузке – и я получила коробку обычных хлопковых бюстгальтеров, предназначавшихся другой торговой фирме другой страны. У меня осталось всего две недели (иначе я потеряла бы грант), чтобы найти и вернуть вторую часть предназначенных мне товаров. В этой «игре» я победила – но уже при помощи авиаперевозки, дорого.
Более того, при авиаперевозке выяснилось, что в стране, в которую мой товар по ошибке попал, как раз начинается двухнедельный фестиваль. Курьерская компания уже не работала, я не могла выяснить, вылетел ли мой груз в Польшу или нет. К счастью, через полторы недели я получила звонок от нашей таможни – но кроме радости, звонок принес огорчение: мне насчитали несколько тысяч злотых пени помимо пошлины.
После длительных оформлений и сложностей все было выплачено, мой «сумасшедший» груз наконец «отпраздновал свое прибытие» – и курьер принес в фонд документ о получении товара за один час до дедлайна по возможности получения гранта! Стресс был такой, что не передать словами! Но теперь я думаю, что вышла довольно забавная история.
Кто ваши клиенты – только женщины?
Пока только один клиент был джентльмен, который написал мне, что хочет сделать подарок своей жене, кормящей грудью. Конечно, он не знал охвата груди и размера чашек лифчиков жены – так что ради сюрприза для нее ему пришлось реализовать весь мыслимый потенциал шпионских наклонностей, под моим руководством. К счастью, все это удалось.
Как выглядит рынок этого типа нижнего белья? Кто является основным вашим конкурентом?
Рынок водонепроницаемых бюстгальтеров в Европе пока не существует – в отличие от других стран – эти товары, как я обнаружила, потихоньку появляются у малых производителей США, Австралии, даже Китая и Индии. Пока Evanesse является единственным поставщиком в своем роде в Польше.
Косвенной конкуренцией нашим бюстгальтерам являются только малоудобные съемные «лактационные вкладыши» в лифчик. Как вы понимаете, это не полное решение проблемы - но именно они наиболее популярны среди наших кормящих матерей.
В настоящее время я выхожу на завоевание рынка Великобритании. В будущем планирую расширить продажи и в странах материковой Европы.
А стратегический план или, пока что, скорее, моя мечта – заключается в изобретении непроницаемых трусиков для недавно родивших матерей – трусиков и элегантных снаружи, и основательно впитывающих и непроницаемых изнутри.
Как вы находите и убеждаете клиенток?
До сих пор у нас наиболее эффективна реклама «из уст в уста», от одной юной мамы – к другой. Кроме того, стараюсь держать контакт с предродовыми курсами для рожающих впервые – и рекламироваться для их посетительниц. Они слышат, что такой продукт доступен, забывают, как о любой рекламе – а потом, вспоминают обо мне, когда проблема вытекания молока их постигает.
В ближайшем будущем также планирую провести имиджевую акцию – однодневную публичную ярмарку с лекциями для родителей по уходу за ребенком.
Спасибо, пани Марцелина! Какой совет вы бы дали начинающим предпринимателям?
Начинающие предприниматели, прежде всего, знайте правило – каждое действие окажется примерно на 35% дороже по сравнению с первоначальным расчетом. Эту разницу прямо сразу и включите в стоимость создания компании.
Еще – непременно следует попытаться получить грант. Не только ради денег, но и ради тех обязательств, которые наложит на вас грантодатель. Выполнив их, вы и ваш бизнес станете дисциплинированнее.
И наконец, если вы решили начать свой бизнес, постоянно говорите о нем с максимально возможным количеством людей.
А напоследок скажу так. Частное предпринимательство учит аккуратности, терпению, и дает вам душевный рост, который вы, конечно, не получите на наемной работе.