«Подумайте, как адаптировать то, что вы сейчас делаете»: как малому бизнесу выжить в кризис 08.04.2022

Война – это колоссальные издержки и удар по экономике для всех сторон. Поэтому сегодня, когда мы ушли от стресса и шока, для бизнеса очень важно не останавливаться, а продолжать свою работу. Средства должны обращаться, налоги должны идти в бюджет, товары и услуги должны доходить до тех, кому они нужны. Как бизнесу жить в этих непростых условиях и что делаю именно я как львовский тревел-блогер, малый бизнесмен и участник эстонской правительственной программы e-Residency – ниже в материале. // 08.04.2022

Переориентация бизнеса

До 24 февраля у меня был консалтинговый бизнес. Рынок и клиенты в основном из Украины. С началом военных действий я даже не пытался что-то делать в этом направлении, потому что понимал, что половина моих клиентов в пути – кто выезжал за границу, кто переезжал в другие города. Война – это большой стресс для экономики, это колоссальный ужас, от осознания жертв и масштабов может крыша уехать. Но в то же время это еще и колоссальные ресурсы, которые крутятся вокруг этого.

Поэтому первый мой совет: когда будете в безопасности, попробуйте переориентировать свой бизнес под гуманитарные нужды. Подумайте о том, что вы делаете сейчас – как вы можете это адаптировать: шить, складывать, обеспечивать логистику, производить пищевые продукты.

Например, во Львове многие кафе и рестораны закрывались в первые дни войны. Но сейчас, после наплыва людей, направляющихся дальше на запад, невозможно зайти никуда. То есть изменились внешние обстоятельства (то, на что мы не можем влиять) – и мы можем использовать наши активы, опыт, компетенции для потребностей рынка в тех условиях, которые уже есть. А потребности – это участие в защите ради будущего, для восстановления нашего процветающего государства и счастливых детей.

Обеспечивать гуманитарные нужды (продолжать шить одежду, продавать подгузники или даже делать стрижки в парикмахерской) тоже важно. Если все остановится в один день, экономика рухнет.

Как переориентировался лично я. С началом войны понял, что нужно выбрать собственный «фронт», на котором воевать. Поскольку моя компетенция – это онлайн-медиа, блогинг, маркетинг, к тому же есть широкая сеть международных контактов, я решил, что буду работать на международном рынке в медиасреде.

То есть буду освещать то, что происходит в Украине с моей локальной перспективы. Долго не думал. Мне кажется, сейчас с тайм-менеджментом и быстротой принятия решений ни у кого проблем нет. Вообще. Так случилось и у меня. Просто стал писать, снимать, выкладывать видео. И уже на третий-четвертый день стал получать первые результаты в плане невероятных контактов. Сейчас я по два-три часа в день провожу интервью с разными международными организациями, медиа, запустил систему донатов средств, идущих на армию.

Сохранение команды

В кризисных ситуациях для любого бизнеса (малого или крупного) очень важно сохранить ядро ​​команды. Это нужно, чтобы просто функционировать и затем восстанавливаться.

Поэтому внутренний кризис (а остаться без ключевых игроков – без сомнения, кризис) вместе с внешними обстоятельствами могут просто раздавить бизнес.

До войны мы все работали удаленно. Жили как в разных регионах Украины, так и за рубежом. Поэтому, когда начались военные действия, все разбежались. Чтобы собрать команду вместе и проговорить объем работ со всеми, ушло несколько дней. Как мы сейчас работаем: команда полностью переориентировалась на англоязычный сегмент и англоязычную аудиторию. Договорились об отдельных графиках для каждого, потому что все волонтерят. Но в то же время определили допустимые временные рамки в работе и коммуникациях, чтобы не было хаоса.

Этот этап, который мы прожили, – нормальный процесс. Сначала шок, потом ты не знаешь, куда бежать, чем себя занять, потом берешься за что-то, чтобы быть полезным, а потом начинают восстанавливаться другие процессы – от рабочих до семейных. Важное дело – найти, за что браться. В этом я рекомендую опираться на свои сильные стороны, используя свой бэкграунд, навыки, чтобы это дало максимально большой эффект.

Оптимизация процессов

Сейчас все бизнесы волонтерят. Кто больше, кто меньше, но все так или иначе вовлечены в работу в поддержку армии. Поэтому сразу возникает вопрос оптимизации человеческих ресурсов. Важно распланировать время так, чтобы быть максимально полезными.

Как я сделал со своим проектом: перевез нашего оператора из Ивано-Франковска во Львов. Это дало нам возможность ускорить весь продакшен: не нужно видео заливать на файлообменники, дополнительно тратить время на его конвертацию, проработку. Оператор возле меня все время, он делает само видео: от съемок до монтажа. То есть, этот процесс мы сумели оптимизировать и даже улучшить в нынешних условиях. Поэтому, если можно обеспечить проезд или ночлег сотрудникам, чтобы они не тратили время на дорогу, стоит сделать это.

Отслеживание новых возможностей

У меня есть первый бизнес – туристический. Он успешно работал с 2011 по 2014 годы. Тогда началась война и этот бизнес остановился. Сейчас появилась актуальность и возросла заинтересованность в этой теме. Пока выглядит так, что Западная Украина в относительной безопасности. И сюда уже хочет ехать достаточно много людей. Я видел, как это происходило в других странах. Есть какая-то часть территории, куда едут дипломаты, журналисты, художники, международные организации, те же сталкеры. Таким местом может стать Львов.

Во Львове сейчас все почувствовали, что скорость движения жизни увеличилась в 10 раз. Это уже не тот богемный городок, где люди медленно заходят на чашечку кофе. Здесь безумный ритм. Сейчас это ворота между военными действиями в Центральной и Восточной Украине и Европой. Потому здесь деловая активность очень возросла. С этим можно и нужно работать.

Война – любопытная штука. Никогда о ней так не думал, но она запускает множество параллельных процессов. Среди них и культурные. И я даже почувствовал это на собственном опыте: ко мне уже обращались несколько иностранных художников, которые хотели вместе делать какие-то проекты. Поднимать важные актуальные темы. Искусство – это практически вторая дипломатия. И разные организации сейчас сами пойдут с предложениями что-либо создавать. Просто креативному сообществу нужно быть на слуху, рассказывать, чем вы занимаетесь – и тогда работа сама вас найдет.

Если у вас с командой навыки онлайн-работы, заходите на Upwork или другие биржи труда – и можно искать заказы из ЕС или США. Там колоссальный рынок.

Развивайте иностранное сотрудничество. Сейчас есть много возможностей получить «прописку бизнеса» в ЕС. Например, до войны для того, чтобы получать оплату из-за границы, я стал эстонским э-резидентом. Сейчас Эстония вообще упростила ряд процессов для украинцев: от проживания, получения и продления визы до разных платформ по поиску работы. Тем более среди участников e-Residency более 5 тысяч украинцев – контактируйте с ними, создавайте совместные проекты, коллаборации, предлагайте свои услуги.

Ищите диаспоры украинцев за границей – сейчас пора объединяться не только в Украине, а по всему миру. У нас есть все шансы продемонстрировать, как мы умеем держаться не только во время бомбардировок и информационных атак, но и для работы и поддержки нашей экономики.

Всё будет Украина!


Горячие предложения

Hotline Finance

Зелена карта для виїзду за кордон

Ціна нижча, ніж при покупці страховки на кордоні

Без візитів до страхових агентів

Готова страховка з доставкою на email

Безпечне оформлення і оплата онлайн

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

Получать все новости и статьи сайта в одном email в день?

также следить за новостями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Рейтинги услуг банков для бизнеса

Путеводители

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления