Бизнес-книги о том, чем заменить импульсивные быстрые реакции на вызовы жизни 04.11.2015

Prosto автоматизм реагирования, круг привычных действий у многих деловых людей становится тормозом, мешающим движению вперед, приводящим к конфликтам и ошибкам. О книгах, предлагающих как конкретные нестандартные решения типовых микроситуаций, так и целые нестандартные схемы мотивации и организации деловых свершений, рассказывает Prostobiz.ua

Бизнес-книги о том, чем заменить импульсивные быстрые реакции на вызовы жизни

Рецензия на книги:

Питер Брегман. Правило четырех секунд: остановись, подумай, сделай. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015, – 288 с.

Бизнес-книги о том, чем заменить импульсивные быстрые реакции на вызовы жизни image:1

 

Стив Макклетчи. От срочного к важному: система для тех, кто устал бежать на месте. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015, – 208 с.

Бизнес-книги о том, чем заменить импульсивные быстрые реакции на вызовы жизни image:2

 

Книга «Правило четырех секунд» вовсе не посвящена правилу четырех секунд. И это как раз очень хорошо: она гораздо шире. Ведь все данное правило, изложенное в начале книги, состоит в том, чтобы в деловой и личной жизни не спешить с реакцией (обычно раздраженной) – а остановиться, вдохнуть, выдохнуть и затем действовать. После этого, как показывает опыт, люди нередко действуют уже не так, как хотелось в первый момент.

Правило, безусловно, хорошее – но вряд ли его применению можно было бы посвятить почти три сотни страниц большого формата. К счастью, нью-йоркский бизнес-тренер Питер Брегман этим правилом только начинает свою книгу – но тут же перестает о нем упоминать после введения и первой главы (книга выходит вроде стихотворения, в котором вместо названия используется первая строчка). А дальше он рассказывает пятьдесят отдельных полезных принципов делового и личностного поведения и мышления, сопровождаемых милыми лайфстори и лайфхаками.

Все эти принципы если и требуют «четырех секунд» для выбора их применения – то у людей, крайне привыкших к противоположной и очень-очень быстрой реакции. А на Востоке и у нас очень-очень многие люди и сами не спешат, не одну секунду перебирая варианты реакций. Нерядовые варианты реакций Брегман и предлагает: на самом деле его книга – учебник нестандартного реагирования, неочевидного выбора в стандартной ситуации.

Кстати, субъективное суждение «милые» лайфстори поставлено тут неспроста. Дело в том, что 99% западных психологов рассказывают «не те истории», неубедительные с точки зрения отечественного читателя. А вот Питер Брегман не зря подчеркивает, что является потомком выживших в Холокосте (то есть восточноевропейских евреев, близких нам ментально): заметно, что он считает ярким деловым и бытовым явлением то же, что и мы; владеет привычным южным типом юмора. У него узнаваемая интеллигентски-преподавательская личностная база, близкий нашему журнально-публицистический стиль плетения одного абзаца за другим (без типичных для людей Запада виражей мысли и разрывов смысла); наконец, у него заметна включенность в те же сверхвопросы, что и у активных жителей постсоветских мегаполисов. В общем, это отчасти наш человек – хоть и с сильнейшим «американским акцентом».

Брегман видит и проповедует решения тех микронюансов мышления и восприятия, на которых сто лет назад специализировались классическая французская и русская литературы. Он и описывает их вначале как быт, а потом неожиданно выявляет, что тот же «быт» работает и в бизнес-коммуникации, и в самоорганизации деловой жизни.

Большая часть этих нюансов относится к тонкому умению распознать за внешними формами чужого поведения не те его причины, которые видит «каждый дурак» – а другие, как бы нелогичные и иррациональные причины. Это капитально незападная наблюдательность и гибкость, откровенно восточная и отчасти славянская традиция знания людей, ситуаций, улавливания и идентификации мельчайших оттенков интонаций, мимики, поступков и слов.

А еще это отказ от прямого восприятия действительности – и призыв к громадному расширению интуиции, к раскапыванию глубинных причин поведения партнера и себя самого. В целом книга Брегмана – это именно правила жизни интуита, не логика.

Бизнес-книги о том, чем заменить импульсивные быстрые реакции на вызовы жизни image:3

Многим его историям хочется аплодировать – особенно виртуозности, с которой он бытовую психологическую загвоздку – такую, о которой говорят обычно женские журналы, женские повести или психологи семейных отношений – фиксирует, раскрывает и вдруг превращает в строгий деловой, бизнесовый принцип.

Вот жена попросила мужа (самого Брегмана) упаковать шампунь в их общий чемодан в то время, как он писал статью. Он отказал – мол, легкое дело, физически в квартире далеко от него и близко к самой жене – зато по интонации ее ответа вскоре догадался о следующем. «Шампунь вообще был ни при чем. Проблема в том, что Элеонор всегда в одиночку собирает вещи за всю семью, и ей это надоело. Она попросила упаковать шампунь, чтобы я тоже принял участие. Как будто мы делаем это вместе. И надо признать, благородно с ее стороны попросить меня о чем-то простом. Она могла попросить сложить одежду детей, но не сделала этого… Если копнуть еще глубже – я вдруг понял, что просьба Элеонор вызвана ее навязчивой мыслью: ради этого она училась в Принстоне? Ради этого получила степень магистра?.. Все эти аспекты теснились в ее просьбе».

Цитата вне полного контекста главы выходит немного смазанной – но поверьте, что вся эта глава является ценным наблюдением и изысканием: не хуже культовых психологов-переводчиков «с женского на мужской язык» Джона Грэя и Гэри Чепмена. Однако Брегман немедленно забирается на этаж выше, чем коммуникация между супругами: обобщает психологическую находку как важный принцип деловой коммуникации:

«Если кто-то выражает просьбу или требование или говорит нечто такое, что кажется вам неразумным, – подавите желание мгновенно отреагировать и откройте собеседнику кредит доверия. Скорее всего, за его словами скрывается более глубокий смысл».

В еще одной главе Брегман прямо противостоит святая святых западной практической психологии – словам ободрения и поддержки при неудаче, советам по минимизации ее последствий, готовности делом помочь пострадавшему. Все это лишнее и огорчает пуще самой неудачи, – справедливо замечает Брегман (точнее, справедливо для интуитов, а вот для логиков, возможно, и конструктивные слова годятся). «Практически каждый раз, когда мы хотим кого-то приободрить, наши добрые намерения дают обратный эффект».

Наконец-то это прямо и категорично отмечено в учебнике! Что же тогда делать вместо советов по решению проблемы? «Когда кто-то допустил ошибку или какой-то промах, просто выслушайте его. Не давайте советов, не говорите, что все будет хорошо. И не бойтесь хранить молчание. Просто слушайте. А потом, спустя какое-то время, повторите то, что услышали, – признайте те чувства, которые человек испытывает. И все… Трудно ничего не советовать, не предлагать варианты решения проблемы. Трудно, но это стоит затраченных усилий». Кстати, с весьма похожих истории и вывода Брегман также и начинает всю свою книгу.

Сразу вспоминается, что у упомянутого Джона Грэя именно этот подход является краеугольным камнем коммуникации «жительниц Венеры» (то есть всех женщин), который «жителям Марса» (всем мужчинам) предлагается с большим удивлением узнать, чтобы не совершать ошибок перевода с марсианского на венерианский. Именно Грэй массово популяризовал совет не предлагать жалующимся женщинам решения и обидного для них уверения в незначительности проблемы – а применять только выслушивание и сочувствие.

Но Брегман – как некий тайный феминист или же человек, втайне убежденный в полной и повсеместной на Западе победе женских свойств личности над мужскими – и здесь обобщает тонкую нестандартную реакцию до общего делового принципа. По сути в ряде глав (не во всех, конечно) он как бы говорит, что вести себя «по-венериански» будет эффективнее с любым собеседником и партнером.

Состоит отлично написанное пособие Брегмана из трех совершенно равных (по 17 глав) разделов – «Меняйте автоматические настройки» (правило четырех секунд важно преимущественно в этом разделе), «Укрепляйте отношения» (отсюда мы цитировали) и «Оптимизируйте рабочие привычки».

А ценным дополнением к этому последнему разделу о рабочих привычках является книга пенсильванского вузовского преподавателя тайм-менеджмента Стива Макклетчи «От срочного к важному» (в оригинале – «Decide», «Решись»). Это, скажем так, приложение от автора-логика – к тексту автора-интуита.

По отношению друг к другу оба рассматриваемых пособия контрастны и взаимодополняющи – как инь и ян. Так, издатели даже на задней обложке книги Брегмана отметили важный в его книге принцип «целеполагание – не обязательно полезная привычка». Тогда как на задней обложке книги Макклетчи прямо написано, что самыми ценными являются решения, «направленные на достижение целей».

Тем не менее, оба автора говорят все-таки об одном и том же. О нестандартных отдельных реакциях – первый. О нестандартных схемах самоубеждения и самодисциплинирования – второй.

Книга Макклетчи – толковый учебник тайм-менеджмента – но не простой, а сопровожденный вплетенной между всеми советами теорией самоубеждения в пользе этого дела. Общий смысл его базовой теории примерно таков: помни, что каждая минута жизни пишется в книге вечности, цени свое жизненное время и свои волевые усилия как бриллианты в шкатулке, стоящие миллиарды. А потому старайся принимать не столько решения, направленные на преодоление временных вызовов – сколько решения, направленные на достижение очень далеких и важных целей. Так сказать, разомкни круг, выйди из потока, поднимись над схваткой.

И поскольку большинство взрослых читателей на эту позицию со стоном спросят «а если мне некогда и нет сил выйти из потока повседневности?» – Макклетчи немедленно и предложит довольно мастерски написанные системы календаря, планирования, делегирования, умения отказывать, умения отдыхать и бороться с прокрастинацией: в общем, правила тайм-менеджмента.

Прописаны они совершенно особо – в притягательном активно-философском ключе, тоже «с точки зрения вечности». И, скажем, читавшие «Тайм-драйв» Глеба Архангельского, все же узнают у Макклетчи много интонационно-нового относительно отчасти знакомых им правил (и уж точно не столкнутся у него с известной неумолимой и самовлюбленной назидательностью, дидактичностью, отвращающей читателей от многих бизнес-тренеров – у этого же автора речь, скорее, похожа на размышления миссионера).

Бизнес-книги о том, чем заменить импульсивные быстрые реакции на вызовы жизни image:4

Другими словами, тайм-менеджмент в версии книги «От срочного к важному» может оказаться для отечественного читателя не только убедительнее прочих аналогов на ту же тему, но и «побудительнее» прочих. Поверить-то в преимущества тайм-менеджмента легко, трудно его соблюдать. Но даже когда Макклетчи говорит об успехе, лидерстве и других составляющих американской, не славянской мечты – он так классически литературно плетет абзац за абзацем, не хуже вышеописанного Питера Брегмана, что мотивированность на саморазвитие и сила воли на соблюдение предлагаемых правил возрастают с каждой страницей.

Чего, как говорится, и вам желаем!


Срочно нужны деньги?