Бизнес-книги о том, как перестать зацикливаться на привычном способе жить и трудиться 20.04.2015

Prosto написать себе план маленьких свершений, личных или трудовых – трудно его выполнять при слабой силе воли. О книгах, показывающих, как миниатюрными несложными ходами преобразовать и улучшить целый привычный цикл взрослой и деловой жизни со многими ее привычками – рассказывает Prostobiz.ua

Бизнес-книги о том, как перестать зацикливаться на привычном способе жить и трудиться

Рецензия на книги:

Каролайн Арнольд. Микрорешения: проверенный путь к достижению больших целей. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014, – 288 с.

Бизнес-книги о том, как перестать зацикливаться на привычном способе жить и трудиться image:1

 

Донни Эбенштейн. Сила эмпатии: ключ к конструктивному общению и успешным переговорам. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014, – 288 с.

Бизнес-книги о том, как перестать зацикливаться на привычном способе жить и трудиться image:2

 

В классической бизнес-книге «Тайм-менеджмент» Глеба Архангельского (рецензию на нее читайте здесь) едва ли не самыми запоминающимися аутотренинговыми правилами являются так называемые «слоны» и «лягушки». То есть большое дело следует, в первую очередь, разрезать на серию малых дел – как делят тушу очень большого животного («слона невозможно проглотить целиком»). А самые неприятные из запланированных небольших задач (как отдельные задачи, так и части какого-нибудь «слона») стоит выполнять по одному неприятному делу в день – притом с него работу и начиная («на каждый завтрак съедайте по одной лягушке» – намек на испанскую пословицу: «если вам пришлось съесть лягушку, радуйтесь, что ничего хуже этого до конца дня с вами уже не случится»).

Однако, разумеется Глеб Архангельский и другие тайм-менеджеры обычно излагали общие принципы управления временем и силой воли. Тем не менее, те же правила о «слонах» и «лягушках» напрашивалось детализировать – например, по каким правилам стоит «разрезать слонов» (так сказать, покажите «типовые схемы разделки туши» большого проекта, хоть делового, хоть личностного или бытового)? Как, «разделив слона» и делая сотую часть процесса, все же не забывать, что это часть такой-то целостной картины? Как не впасть в излишнюю мелочность – сфокусировавшись на малом, не начать «копать ниже трубы», то есть не начать углублять и шлифовать то, что для целостной картины маловажно? А еще – что делать, если «лягушек», неприятных задач выходит намного больше одной в день?

И самый хитовый вопрос – как со слабой силой воли заставить себя пользоваться тайм-менеджментом? То есть как разделить сам тайм-менеджмент на отдельные «доли слона», на отдельных «лягушек» и начать их переваривать. С чего начать и в каком порядке «есть» сами принципы правильного управления делами и жизнью?

Это то, что не совсем улавливает Глеб Архангельский с его явной проповедью волевого логического начала – у человека, запряженного в колесо привычного образа жизни, может не хватать силы воли взяться «за всего себя» и применить сразу несколько десятков тайм-менеджерских мини-принципов. Можно написать кучу пунктов, но никто почти ничего не выполнит. Сил хватает изменить вначале что-то одно, а уже потом – что-то иное.

Именно в эту нишу ожиданий читателей и встроила свою книгу Small move, big change (в русском переводе: «Микрорешения») Кэролайн Арнольд – управляющий директор одного из ведущих инвестбанков Уолл-Стрит, а также руководительница крупнейших команд разработчиков программного обеспечения для финансового мира. Кстати, на обложке американского оригинального издания изображен именно слон – которого на весах перевесила бабочка.

Профессии автора мы назвали не случайно – например, в структуре книги и ходе изложения очень много от программирования, с которым связана ее работа, Здесь есть не просто хорошая разбивка текста с короткими главами и разными курсивными и шрифтовыми выделениями – но и неуловимая «правильная цикличность» внутри глав. Имеется в виду, что автор в последнем абзаце каждой главы не только помнит, с чего она главу начинала – и даже не просто выдает в конце главы резюме ее смысла в стиле «и теперь вот вам правило». Все тоньше: в последнем абзаце каждой главы нью-йоркская бизнес-леди тонко повторяет задачу, называвшуюся в первом абзаце той же главы – но теперь уже вместе с итоговым вариантом ее решения (которое потихоньку описывалось и зарождалось внутри главы).

Это, конечно, отличие лишь стилистическое. Но для многих читателей с иррациональным, алогичным мышлением (для интуитов, для многих интровертов) как раз такая стилистика, думается, убедительнее неумолимой логики.

И написано, кстати, все это не жестким естествоведческим языком психолога-коуча или серьезного начальника – а довольно лирично. Тут, помимо профессий, уместно указать и на образование автора: как ни странно, успешная инвестбанкир имеет диплом по английской литературе, притом от крайне значимого в гуманитаристике вуза – Калифорнийского Университета.

Бизнес-книги о том, как перестать зацикливаться на привычном способе жить и трудиться image:3

Помимо того, в ее книге есть редчайшее для американских практических психологов свойство: в первой трети текста задается теория – как резать процессы на микрорешения и как держать в руках ворохи микрорешений. И это очень напоминает по типу изложения начало объемной компьютерной программы на старых языках программирования – когда вводится список переменных и им придаются типы и значения. В остальной, большей части книги, разумеется, приведена практика микрорешений, разных «резаных слонов» и «съеденных лягушек».

Притом эти теория и практика не полностью «укладываются» друг в друга – скорее, это два параллельных способа борьбы с привычным циклом жизни и работы. Иногда даже наоборот: в практических главах указано то, что для той или иной области жизни не подпадает ни под какой теоретический принцип из изложенных в первом разделе книги. Так сказать, индивидуальные приложения и дополнения о расходах, порядке, питании и так далее.

Из психологически-стилистических находок Кэролайн Арнольд особо хочется подчеркнуть великолепную главу о формулировках микрорешений. Больше десяти страниц автор посвятила правильному эффективному словесному формулированию для себя своих будущих небольших свершений (это, опять же, очень важно именно тем, кто по жизни – не логик и не рационалист). И даже указала особые мотивационные стратегии для разных типов формулировок одной и той же задачи.

Смело скажем, что это гениальное наблюдение: в борьбе со своими привычками многое трудно сделать из-за того, что задачу мы себе поставили с неприятной формулировкой – скажем, холодно-запретительной или не объясняющей пользу от выполнения дела.

Вот пример: «Какая из перечисленных фраз наиболее эффективно обуздает вредную привычку? 1. Грубить нехорошо. 2 Грубость – признак неуверенности. 3. Грубиянов не уважают. 4. Грубость – это непрофессионально. 5. Не существует такого понятия, как грубость, в среде профессионалов». Далее миссис Кэролайн описывает впечатление и посыл от каждой из пяти фраз – и делает для себя самой вывод (подчеркивая, что для других людей и других психологических типов важнее может быть другое): «На меня больше всего действует формулировка 5, поскольку я восприимчива к понятию профессионализма».

Заметьте, что о профессионализме в этом примере говорила и формулировка 4. Но автор настолько тонко подходит к словесному оформлению правил «борьбы за себя», что видит серьезную разницу между безличным и не обнаруживающим выгоду указанием: «это непрофессионально» – и межличностным вектором, указывающим на выгоды: «среди профессионалов этого нет». Также заметьте, что самая всем привычная формулировка этой же задачи – «постараться не грубить», «бороться со своей грубостью» – в этом примере вообще не фигурировала: запреты неэффективны, если речь не идет о громадной очевидной угрозе.

И напоследок вспомним об основной профессии автора – топ-менеджера инвестиционного банка – и отметим, что Кэролайн Арнольд как никому свойственно высчитывать частные выгоды тех или иных микрорешений. Собственно, вся ее книга «Микрорешения» посвящена именно этапам и вариантам «инвестирования» в себя, в свою силу воли небольших диверсифицированных сил сознания – с четкими прописанными указаниями, куда и как надо вложить небольшие силы, какую душевную и рабочую прибыль это принесет. После многих ее подобных абзацев о выгодах того или иного микрорешения хочется добавить в стиле блогов и форумов: «профит!»

В целом, книга «Микрорешения» полезна не только людям деловых профессий, но и любому человеку для получения навыков борьбы с привычками, выхода из деградационного цикла обычной жизни – особенно, если учесть, что треть предлагаемых микрорешений (и треть всей книги) связана с личными отношениями, питанием, сном, физкультурой.

Просто все эти частные вопросы миссис Кэролайн не отделяет от «работы»: в любом микрорешении постоянно находит комплексы взаимовлияний на самые разные стороны жизни. И как инвестбанкир просчитывает влияние самых разных микро- и макро-факторов на прибыльность всякого небольшого вложения сил и времени в борьбу со своими привычками.

Что же касается книги «I hear you», она же «Сила эмпатии» еще одного американца Донни Эбенштейна (возможно, Эбенстейн или Эбенштайн) – главы нескольких конфликтоведческих консалтинговых компаний, долго работавшего на государственные и военные органы Израиля – она посвящена более узкой форме зацикливания на привычках. А именно, общему неумению стать на точку зрения собеседника; признать, что у собеседника правда может быть иная, своя. А также частному феномену «застревания», когда в сложном полемичном диалоге возникает стресс («перемкнуло», «замкнуло») – и собеседник начисто теряет гибкость мышления, подвергаясь наплыву из глубин своей души разрушительных эмоций.

Как все мы видим, в России и Украине с 2014 года обе эти темы невероятно актуальны. В Израиле же, окруженном исламским миром, тема спокойного понимания враждебно настроенных собеседников имеет спрос уже очень давно.

Бизнес-книги о том, как перестать зацикливаться на привычном способе жить и трудиться image:4

Книга Эбенштейна обстоятельна, местами наукоподобна и по американской традиции содержит десятки примеров. Притом речь-то идет о напряженных диалогах и другом взаимодействии людей – отчего каждый пример являет собой целый ролевой сценарий и обычно занимает не меньше двух страниц.

Правда, на наш личный взгляд, автор из двух главных вопросов интеллигенции почти полностью сосредоточился на «кто виноват». И весьма слабо осветил тему «что делать» – какими же именно шагами менять себя, если трудно согласиться с существованием нескольких, многих частных правд? Какими поступками начать бороться со стрессом, когда твою правду подвергают «словесному насилию»; как же приобрести требуемую эмпатию? Как раз ощущения «силы эмпатии» от книги у нас и не возникло. 

Впрочем, можно указать такой удобный вариант: человек прочитывает трактат Эбенштейна и начинает соглашаться хотя бы с самой идеей, что себя стоит изменить – и спокойно позволять другим людям совершенно иначе думать и говорить о ваших святынях. А затем человек, уже с жаждой борьбы за себя, вчитывается в замечательные «Микрорешения» Кэролайн Арнольд – и уясняет, среди прочего, на какие нетрудные этапы разделить план борьбы со своей непримиримостью. После чего и начинает эти этапы внедрять в свою жизнь. Профит!


Срочно нужны деньги?