Какие изменения подготовили депутаты для плательщиков единого налога. Анализ законопроектов 22.02.2019

Февраль 2019-го ознаменовался регистрацией в Верховной Раде Украины сразу двух законопроектов, касающихся прав и интересов малого и среднего бизнеса. Первым предложено увеличить граничные объемы годовой выручки, которые дают право использовать упрощенную систему налогообложения, тогда как второй касается уплаты физическими лицами-предпринимателями ЕСВ и уменьшения штрафов за нарушение трудового законодательства. Подробнее расскажет Prostopravo

Какие изменения подготовили депутаты для плательщиков единого налога. Анализ законопроектов

Законопроект № 9355 «О внесении изменений в пункт 291.4 статьи 291 Налогового кодекса Украины (По развитию малого бизнеса)» направлен на увеличение граничного объема доходов для плательщиков единого налога. Так, законопроектом предлагается увеличение предельных объемов доходов:

  • для физических лиц-предпринимателей - плательщиков единого налога первой группы с 300 000 гривен до 1500000 гривен;
  • для плательщиков единого налога второй группы с 1500000 гривен до 10000000 гривен;
  • для плательщиков единого налога третьей группы с 5000000 гривен до 40000000 гривен.

Авторы законопроекта обращают внимание на тот факт, что частью 3 статьи 55 Хозяйственного кодекса Украины определены критерии разграничения субъектов хозяйствования в зависимости от доходов от деятельности в течение года. Так, к субъектам микропредпринимательства относятся физические лица-предприниматели и юридические лица, чей годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 миллионам евро, что по курсу Национального банка Украины по состоянию на 01.01.2019 года, составляет более 63 миллионов гривен. Субъектами малого предпринимательства являются физические лица-предприниматели и юридические лица, чей годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, что по курсу Национального банка Украины по состоянию на 01.01.2019 года, составляет более 317 000 000 гривен.  В то же время, разрешенный статьей 291 Налогового Кодекса годовой объем доходов для плательщиков единого налога на сегодняшний день существенно ниже этих сумм.

Если закон примут, он вступит в силу с июля 2019 года.

Напомним, что на сегодняшний день, помимо объема доходов действующим законодательством предусмотрены и другие критерии для возможности выбора субъектом предпринимательства упрощенной формы налогообложения и отчетности:

  1. к первой группе плательщиков единого налога относятся физические лица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляющие исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках или осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 300 000 гривен;
  2. ко  второй группе - физические лица - предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога или населению, производство или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года они соответствуют совокупности следующих критериев:
    • не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек;
    • объем дохода не превышает 1500000 гривен;
  3. к третьей группе - физические лица - предприниматели, не использующие труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, не ограничено и юридические лица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 5000000 гривен;
  4. к четвертой группе относятся сельскохозяйственные товаропроизводители.

Ставки единого налога составляют:

  1. для первой группы плательщиков единого налога - в пределах до 10 процентов размера прожиточного минимума;
  2. для второй группы плательщиков единого налога - в пределах до 20 процентов размера минимальной заработной платы.
  3. Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:
    • 3 процента дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость;
    • 5 процентов дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Для плательщиков единого налога четвертой группы размер ставок налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий или земель водного фонда зависит от категории (типа) земель, их расположения.

Законопроектом №10012 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (по устранению норм, нарушающих права и законные интересы физических лиц - предпринимателей)» предлагается внести ряд изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на  общеобязательное государственное социальное страхование», а именно:

  • Исключить из числа плательщиков единого социального взноса физических лиц – предпринимателей (избравших упрощенную форму налогообложения), имеющих основное место работы, на котором они получают заработную плату, равную или превышающую размер минимальной заработной платы, установленной законом;
  • Разрешить физическим лицам-предпринимателям на общей системе налогообложения не уплачивать ЕСВ в те месяцы, в которые у них отсутствует прибыль. По желанию, в такие месяцы они смогут это делать в минимальном размере.
  • Единый взнос для физических лиц - предпринимателей, в том числе избравших упрощенную систему налогообложения, устанавливается в размере, равном пропорции распределения единого взноса в части, что распределяется на общеобязательное государственное пенсионное страхование (в солидарную систему), но не менее 80 процентов от размера, определенного законом (фактически размер ЕСВ уменьшается с 22% до 18,84%). При этом сумма минимального страхового взноса также подлежит соответствующей корректировке.

Этим же законопроектом №10012 предложено внести изменения в Кодекс законов о труде в части уменьшения штрафов за нарушения трудового законодательства.

Так, в случае фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов штраф будет взиматься в пятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

На сегодняшний день штраф за такое нарушение составляет 30-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом, за каждого неоформленного работника.

Кроме того, в случае установления такого нарушения, совершенного впервые в течение календарного года, авторы законопроекта предлагают ограничиться письменным предупреждением с уплатой (перечислением) соответствующих налогов и сборов.

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда, если законопроект примут,   повлечет наложение штрафа в размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (сейчас штраф за такое нарушение составляет 10 минимальных заработных плат).

За недопуск инспекторов по труду к проведению проверки относительно неоформления или ненадлежащего оформления работника  авторы законопроекта предлагают установить штраф в размере 10 минимальных заработных плат (на сегодняшний день он равен 100 минимальным заработным платам).

Если закон примут, он вступит в силу на следующий день после опубликования.


Срочно нужны деньги?