Ваша новая кофейня — это не стартап: почему не стоит называть этим словом все подряд 14.08.2020

Недавно я встретил знакомого, с которым не виделся уже несколько лет. После стандартных и отчасти искусственных улыбок и разговоров о том, как мы рады друг друга видеть, я поинтересовался, чем он сейчас занимается. В ответ услышал уверенное и даже немножко гордое: «Запускаю свой стартап». // 14.08.2020

«Интересно», — подумал я, и тут же задал уточняющий вопрос: «Что именно запускаешь?»

«Кофейню», — ответил он.

На моем лице расплылась улыбка. Не знаю, от чего больше — то ли от изумления, то ли от недоумения.

Я, конечно же, не стал включать умника и рассказывать человеку, почему нет у него никакого стартапа. Но позже подумал, что об этом стоит написать. Ведь, судя по всему, называть «стартапом» все подряд стало слишком модно, а стартаперов в Украине стало не меньше, чем магистров экономический наук. Хотя толку и от одних, и других, как оказалось, немного. И, возможно, причина заключается как раз в том, что все мы не до конца понимаем, что такое стартап и чем он отличается от обычного бизнеса.

В этом посте коротко расскажу о том, почему кофейня, барбершоп, пиццерия, шиномонтаж, ларек с шаурмой и другие подобные проекты — это не стартапы. И какими качествами должен обладать проект, чтобы быть стартапом.

Главный миф: Любая молодая компания — это стартап

Это не так.

Не каждый новый проект — это стартап. Да и в принципе, стартап — это не обязательно что-то совершенно новое.

Компания может оставаться стартапом на протяжении нескольких лет, генерируя внушительный доход и даже имея в штате десятки сотрудников.

Стартап — это временное состояние и этап развития проекта, целью которого является поиск прогнозируемой и масштабируемый бизнес-модели.

Простыми словами, стартап — это этап жизненного цикла компании, в рамках которого вы пытаетесь понять, как зарабатывать деньги.

Также вы пытаетесь понять, кто ваша целевая аудитория и в чем ее потребность, найти правильный продукт и способ его правильного позиционирования, понять, как, по какой цене и где вы можете его продавать.

Это, по сути, этап поиска и определения ваших 4P маркетинга: product, price, place, promotion (продукт, цена, место, продвижение, – прим. ред.)

Если вы открываете кофейню, вы уже знаете, что ваша бизнес-модель заключается в продаже кофе по рыночной цене своим посетителям в том месте, где расположено ваше заведение.

Но если вы запускаете медиа проект, вам может понадобиться 20–30 месяцев, пока вы проведете сотни экспериментов, чтобы наверняка понять, кто ваша аудитория, в чем заключается ваше УТП (уникальное торговое предложение, — прим. ред.) и как вы собираетесь зарабатывать деньги: рекламная модель, подписка, собственные книги, консалтинг, партнерские PR проекты или что-нибудь другое. А может, все сразу. И пока вы находитесь в поиске этой самой прогнозируемой и масштабируемой модели, вы — стартап.

Кроме этого, у стартапа есть несколько отличительных характеристик, благодаря которым можно быстро определить, является ли проект стартапом, либо это просто бизнес.

Масштабируемость и рост

Стартапы создаются, чтобы расти. Быстро и без границ. Это самое главное и принципиальное отличие стартапа.

Кофейню масштабировать невозможно. Можно только открыть новую кофейню. Для этого придется найти новое помещение, заново нанять штат сотрудников, закупить оборудование и заняться продвижением новой точки.

Если ваша кофейня обслуживает 500 человек в день, то чтобы начать обслуживать 100 тыс. человек в день, вам потребуется 200 кофеен. На развитие такой большой сети уйдут месяцы или даже годы.

Если же приложение по изучению иностранных языков захочет выйти на рынок Латинской Америки, ему потребуется всего лишь перевести приложение на испанский и португальский языки и запустить рекламу в новых странах.

Для этого не потребуется ждать несколько месяцев и значительно увеличивать штат сотрудников. Хотя в зависимости от природы стартапов, иногда и у них бывают задержки, как в случае с Uber или Spotify в Украине. Но чаще всего подобные случаи связаны со стратегией, а не с какими-то ограничениями.

Очевидно, что именно наличие инновационного технического решения позволяет компаниям расти быстро и не иметь границ своего присутствия. Поэтому большинство стартапов являются компаниями из сферы IT.

Тем не менее, не каждая технологическая компания – это стартап.

Например, компания, которая создает мобильное приложение для жителей Харькова, которое помогает найти интересные события в этом городе, – это технологическая компания, но это не стартап из-за очень узкой ниши и невозможности масштабироваться. Однако эта компания может попасть в категорию стартапов, если расширит работу своего сервиса за пределы Харькова и Украины в целом.

Конкуренция

Ваша кофейня конкурирует с другими кофейнями, которые расположены на той же улице или, максимум, в вашем городе. Но вам совершенно не нужно переживать о кофейнях в Лондоне или в Париже. Они вам не конкуренты.

А для стартапа не существует границ. Он создан, чтобы конкурировать с другими компаниями по всей стране или даже по всему миру.

Неопределенность

«Запускать стартап — это больно и непонятно. Это как смотреть в бездну и жевать стекло», — Илон Маск.

Запускать стартап — это не модно. Это, в первую очередь, очень сложно.

Исходя из первых двух пунктов, становится понятно, что стартапы имеют огромный потенциал стать глобальным бизнесом, но также в их природе заложена высокая степень неопределенности.

Вы запускаете проект с набором гипотез, а потом долго экспериментируете в надежде валидировать свою идею и понять, по какой цене и модели ваша целевая аудитория захочет покупать ваш продукт.

Вы стараетесь выделиться среди сотен похожих стартапов, которые ежедневно запускаются в других уголках планеты, и пытаетесь быстро адаптироваться к новым вызовам непредсказуемого рынка.

И, наконец, вы изо всех сил пытаетесь скорее достичь главной цели любого стартапа — перестать быть стартапом и стать бизнесом с понятной и масштабируемой бизнес-моделью.

Несмотря на наличие рисков, которые присущи любому бизнес-проекту, уровень неопределенности для такого проекта, как кофейня, значительно ниже, чем, например, для онлайн-сервиса бронирования авиабилетов.

Главная цель предпринимателя — создавать ценность для аудитории и приумножать свой капитал. И для этого вам совершенно не обязательно запускать стартап.

Можно просто делать бизнес. С самого первого дня работы.

А новая кофейня, барбершоп или пиццерия — это как раз и есть новый бизнес, но не стартап.


Горячие предложения

Bookeeper

295 грн. в месяц

Онлайн бухгалтерия

для ФОП и малого бизнеса

первые 30 дней бесплатно!

Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Рейтинги услуг банков для бизнеса

Путеводители

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления

Лучшие банковские продукты — II квартал 2020

© 2006–2020

ООО «Простобанк Консалтинг»

Код ЄДРПОУ: 35454764

Адрес и телефон «Простобанк Консалтинг»

Email: info@prostobank.com