Ральф Венцель: "В Восточной Европе сегмент доставки еды очень далек от перенасыщения" - 20.08.2013

Ральф Венцель (Ralf Wenzel) – совладелец и управляющий директор сервиса Foodpandа (доставка еды из ресторанов в сотнях городов по всему миру, в том числе в Украине; компания базируется в Берлине), который явился одним из самых успешных и быстрорастущих мировых стартапов 2010-х годов. О нюансах бизнеса с немецким предпринимателем беседовал Prostobiz.ua // 20.08.2013

1.      Почему международный сервис Foodpanda, заранее нацеленный на развитие в десятках стран, был основан изначально в Сингапуре – ведь Вы из Германии?

Год назад мы начали исследование параметров будущего бизнеса. Рынки разных стран скрупулезно проанализировали по уровню развития инфраструктуры, особенностям культуры, проникновению интернета, качеству конкурентной среды. Такое исследование и определило то, что Сингапур с населением свыше пяти миллионов жителей, большим количеством эмигрантов и развитой инфраструктурой стал идеальной стартовой площадкой для Foodpanda.

2.      Что стало ключевым фактором быстрого развития сервиса, по Вашему мнению: востребованная идея, агрессивный маркетинг, материальная база, команда?

Востребованная идея. Foodpanda предложила лучший сервис в сфере доставки еды, который стал намного более удобен благодаря мобильным приложениям (приложение Foodpanda для мобильных телефонов, запущенное в начале 2013 года, за несколько месяцев стало самым востребованным в мире в категории «доставка еды», данные appannie.com). Приплюсуйте к этому еще и качество еды – и вы получите формулу нашего успеха и быстрого покорения новых рынков сбыта.

3.      Какая составляющая бизнеса компании Foodpanda наиболее важна в процессе развития бизнеса?

Во-первых, успешность определяет, конечно, качество нашего корпоративного сайта, время его загрузки и количество ресторанов-партнеров в портфолио. Во-вторых, важную роль в процессе формирования бренда играет уровень сервиса самих ресторанов: срок доставки заказа и его вкусовые качества. Мы построили прочные отношения с тысячами партнеров, что позволяет обеспечить наибольшее «кулинарное онлайн-разнообразие». И мы непрерывно мониторим каждый ресторан нашей платформы, что позволяет контролировать и улучшать качество сервиса в долгосрочной перспективе.

4.      Каковы вкусовые предпочтения в украинских клиентов сервиса??

В Украине пицца и гамбургеры – одни из наиболее часто заказываемых блюд. Тем не менее, многие украинцы предпочитают меню национальных ресторанов, поэтому сотрудничество с одними лишь транснациональными брендами – не залог успеха на этом рынке. Поскольку рынок доставки еды в Украине стремительно растет, предвидятся интересные изменения в этом сегменте в течении ближайших месяцев (осенью 2013 года, зимой 2013-2014 годов – Ред.). Среднерыночный заказ в Украине лишь незначительно меньше среднемирового.

5.      По какому принципу отбираете рестораны/кафе для сотрудничества на украинском рынке?

Наш сервис открыт для партнерских отношений со всеми местными ресторанами и кафе. Более того, мы настоятельно рекомендуем всем заведениям питания кооперацию с Foodpanda, ведь она подразумевает увеличение продаж, а значит и рентабельности бизнеса.

6.      Какие программы лояльности разрабатываются для украинского клиента?

Разумеется, у нас есть система скидок. Также Foodpanda каждую неделю предлагает эксклюзивные «блюда недели» от наших партнеров. Помимо этого большой популярностью пользуются предоплаченные сертификаты на покупку и доставку еды.

7.      По какому принципу отбираете страны для дальнейшей экспансии – в частности, ваш сервис пошел в постсоветские страны раньше, чем в Японию и Китай?

Мы, как правило, сосредоточены на развивающихся рынках в Латинской Америке, Африке и Юго-Восточной Азии. Они сейчас являют собой самую благоприятную почву для интернет-сервиса доставки еды. Там мы быстро движемся к лидерству, при этом не тратя много ресурсов на маркетинг. Первопричиной распространения нашего сервиса в Восточной Европе является большой потенциал роста – здесь сфера доставки еды очень далека от перенасыщения, в то время, как большинство стран-бизнес-мекк уже давно характеризуется высокими барьерами выхода на рынок.

8.      Если не секрет, какой уровень начальных инвестиций потребовался в Вашем случае?

Заявленная сумма инвестиций в мае 2013 года достигла 20 миллионов долларов. Среди крупнейших инвесторов – венчурные фонды AB Kinnevik и Phaenomen Ventures.

9.      Что бы Вы сказали начинающему предпринимателю о том, как сделать бизнес-идею сервиса доставки еды наиболее привлекательной для инвесторов?

Касательно сервиса доставки еды – отметьте инвесторам, что он очень востребован почти везде. И еще укажите инвесторам, что наиболее успешным будет сразу предложить доставку из как можно большего числа заведений-партнеров – и из филиалов известных мировых франчайзеров (например, McDonalds или «Папа Джон»), и из местных самобытных заведений, которые пользуются в данном городе большим спросом.

10.  Сколько сейчас человек работает в главном офисе компании?

Вся координация работы осуществляется из берлинского офиса, в котором насчитывается 100 человек: IТ-команда, маркетинг и бизнес-аналитики.

11.  Вы сейчас занимаетесь стратегическим планированием бизнеса? Если да, то каков его горизонт и как часто приходится вносить коррективы?

Успех Foodpanda основан на двух основных «китах». Во-первых, у нас есть четкое долгосрочное видение того, где мы хотим быть – в частности, это касается и рынков, на которые мы выходим. Во-вторых, у нас происходит быстрое развитие и есть мгновенная реакция на все изменения – в том числе, на смену настроений клиентов.

12.  Планируете ли вы работать по системе франчайзинга?

Нет, Foodpanda не будет создавать филиалы по франшизе.

13.  Вы не понаслышке знаете о бизнес-инкубаторах. Что наиболее ценного Вы в них почерпнули?

Всего понемногу: важнейшая задача, которая ставится перед выпускником – развиваться всесторонне. Очень ценным является то, что бизнес-инкубатор Rocket Internet при поддержке инвесторов предоставляет первоклассных менторов в каждой сфере бизнеса а также доступ к СМИ.

14.  На чем Вы никогда не экономите?

Не экономлю. Каждый отдельный элемент в бизнесе важен для успешной его деятельности в целом, поэтому экономить нельзя ни на чем.

15.  Как Вы отдыхаете?

Благодаря работе я посетил множество стран – поэтому в отличие от многих в свободное время не особенно активно путешествую. Моим страстным увлечением является только чтение. Оно дает вдохновение и силы на достижение запланированных задач.

16.  Господин Венцель, спасибо за содержательные ответы. Что Вы можете пожелать нашим читателям – начинающим бизнесменам?

Молодым предпринимателям следует сформировать четкое видение своего дела и точно определить цель, к которой они движутся. А затем создавать среду, в которой можно наслаждаться рабочим ритмом и процессом достижения этих целей.

Примечание: интервью осуществлялось на английском языке; перевод Оксаны Ярмак

ДОСЬЕ

Родился: 8 августа 1975 года

Образование: Гаванский университет, Куба (бакалавр); Университет Прикладных Наук, Берлин, Германия (магистр); специальность магистратуры: компьютерные науки.

Горжусь: успехом тех компаний, в которых довелось работать. Даже после ухода приятно слышать, что компания добилась успеха – и чувствовать себя его соучастником этого.

За что стыдно: чаще всего становится стыдно, когда принимаю решения об увольнении. Всегда кажется, что виноват я, руководитель.

Жизненное кредо: чтобы жить в здоровом обществе, нужно много делать для других.

Хобби: работа

Семейное положение: холост



Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!


Путеводитель

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления

Видео путеводитель