Вадим Нестерчук, владелец лизинговой компании "Sixt Украина" и киевского ресторана "Париж-Дакар": "Есть проекты, развитие которых я вижу на пятьдесят лет вперед" - 28.09.2012

Что побуждает предпринимателя ставить перед своей командой новые цели и запускать бизнес-проекты в самых разных сферах – от ресторанов до автосервисной сети? О бизнесе, спорте и в целом о философии жизни с Вадимом Нестерчуком общался Prostobiz.ua // 28.09.2012

Вадим, Вы с женой являетесь основателями компании «Оптима-лизинг» / «Sixt Украина». Так все-таки, кто был инициатором бизнеса, а кто взял на себя бремя его рутинной организации?

Я по характеру предприниматель, мне нравится реализовывать какие-то идеи. При этом я не очень люблю заниматься организационной работой. Именно супруга на начальном этапе взяла на себя ответственность за этот участок работы. Сейчас в организации есть менеджеры, которые ведут этот бизнес (лизинг, автопрокат, автосервис), а я остаюсь в роли владельца и инвестора.

Каковы основные проблемы автоарендного и автолизингового бизнеса в Украине? Что, наоборот, содействует его развитию?

Мы являемся соучредителями Ассоциации лизингодателей Украины, и предметом нашего сотрудничества с Кабинетом Министров Украины, Верховной Радой является законодательная работа, которая сопутствует интенсивному развитию этого бизнеса. Мы уже сделали многое для того, чтобы в Украине был цивилизованный рынок лизинговых услуг.

Ключевой проблемой бизнеса, как и страны в целом, я бы назвал несоблюдение законов.

Приходилось ли пользоваться банковскими кредитами для развития проектов или как потребителю?

Как любой предприниматель, я постоянно прибегаю к банковскому кредитованию, как дополнительному источнику финансирования бизнеса. Получали кредиты и на основные средства, и на оборотные; привлекали финансовые ресурсы посредством выпуска облигаций. Ведь заемный ресурс – это кровь бизнеса, то, что позволяет ему интенсивно развиваться.

Какова главная задача маркетинговой тактики Вашей автолизинговой компании на данный момент? Велик ли удельный вес иностранных арендаторов авто в Вашей практике?

И лизинг, и автопрокат являются на сегодня достаточно новыми услугами в Украине. Отечественные клиенты еще не вполне знакомы с сервисом этого рынка. Поэтому одной из главных наших задач является донесение до потребителя мысли о том, что автопрокат – это удобно, выгодно, а иногда и просто необходимо.

Для нашей компании иностранцы никогда не были приоритетными, их доля составляет меньше 25%. Мы более ориентированы на отечественного туриста-автоарендатора и на туристов из России, которые приезжают, в основном, в Крым. Наши же конкуренты, наоборот, ориентируются на корпоративного потребителя, либо на иностранцев.

Случались ли претензии клиентов к услугам Вашей компании? Как из таких ситуаций выходите?

Конфликт – это хорошо, потому что он позволяет развиваться компании. Если всегда пытаться сглаживать углы, находиться в зоне комфорта, компания быстро утратит конкурентоспособность на рынке. Единственная оговорка – спор должен в какой-то момент заканчиваться, после чего должны приниматься решения.

По моему мнению, лучшим клиентом «Sixt Украина» была компания «UMS», которая сейчас представлена на рынке уже другим брендом. Они выпивали из нас последнюю кровь, оговаривали каждую копейку и требовали всевозможные скидки. Но я их считаю замечательными клиентами лизингового бизнеса, ведь компания всегда четко знала, что она хочет получить от нас. Перед тем, как сделать запрос на лизинг, они мониторили банковский, страховой, лизинговый рынок, и наших конкурентов, в том числе. Узнавали все нюансы предложений: и ценовые, и по качеству услуг. При сотрудничестве с UMS, наша маржа снижалась до 0,8% в год. Но компания «UMS» была очень надежным клиентом, который всегда вовремя вносил лизинговые платежи, что важно для развития нашего бизнеса. Поэтому сотрудничество с ними было максимально эффективным и взаимовыгодным.

По такому же критерию я ценю и клиентов ресторана «Париж-Дакар». Мне нравятся требовательные посетители, которые, в случае претензий, подзывают официантов, менеджера, директора и озвучивают им свои предложения.

Какая сумма начальных инвестиций позволит новичку войти в автолизинговый, автопрокатный бизнес? Каковы риски стартапа в таком сегменте?

На рынке Украины уже присутствует большинство мировых брендов. Сейчас суммы инвестиций автопрокатного бизнеса по франшизе исчисляются несколькими миллионами долларов. Я думаю, в Украине в сфере автопроката уже очень тяжело начать бизнес, который мог бы соперничать с компанией «Sixt Украина». Особенно, если предприниматель не имеет большого первоначального капитала. В 1990-е годы это было намного проще, требовало меньших стартовых инвестиций.

Бизнес, связанный с автомобилями, в какой-то мере причастен к ухудшению экологического состояния страны, планеты. Насколько покупка или лизинг экологически чистого транспорта актуальны и выгодны в ближайшем будущем для украинцев?

Рентабельность экологических разработок – вопрос спорный. Например, в Канаде на выставке сельского хозяйства я видел печь, которая работает на прелом зерне с уровнем КПД более 90%. Ее рентабельность в Канаде очевидна. Но когда я приехал в Украину и просчитал стоимость прелого зерна (она оказалась выше, чем в Канаде), добавил стоимость газа – выяснилось, что аналогичная печь у нас в стране не будет рентабельной еще, как минимум, десять лет.

Там же я познакомился и с другим, не менее инновационным проектом. Он направлен на использование побочного продукта жизнедеятельности большого рогатого скота для выработки электричества с помощью специальной газовой установки. Непрерывно использовать этот метод невозможно: сырья не хватит. Но в Канаде стоимость электричества варьируется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. В часы пик, когда очень большое потребление электричества – его стоимость растет. В это время автоматически включаются газовые установки, которые сжигают навоз и поставляют выработанное электричество в сеть. Такой цикл производства рентабелен в Канаде, но нерентабелен у нас.

Чего, по Вашему мнению, не хватает отечественному автопрому?

Я сожалею о том, что за годы независимости наша страна потеряла практику профтехучилищ, выпускники которых любили и умели делать что-то своими руками.

Нам нужно заняться восстановлением профильного технического образования, которое может стать в будущем локомотивом развития экономики – и отечественного автопрома в частности.

 Например, в Канаде, в провинции Саскачеван, есть университеты, которые четыре года учат механиков – крутить гайки, поваров – готовить, официантов – о бслуживать клиентов в ресторане. Поэтому у меня есть мечта – хочу создать и в Украине подобное учебное заведение, которое бы приносило видимый результат, как его выпускникам, так и стране в целом.

Вы выбрали немецкий бренд автоаренды по франшизе, возможно в будущем придете к созданию собственной франшизы. Что посоветуете для повышения эффективности деятельности франчайзи в любой деловой сфере?

Для успешной деятельности франчайзи важно придерживаться золотой середины: с одной стороны – нужно соблюдать стандарты бизнеса, с другой – важно инициировать внесение корректив в план развития проекта.

Вадим, когда у Вас возникла идея начать ресторанный бизнес? И сколько времени прошло от идеи до того, как в кафе «Париж-Дакар» зашел первый посетитель?

Проект «Париж-Дакар» в таком виде, как Вы можете его наблюдать сейчас, был запущен в 2010 году. Но история его стартапа началась еще в 2001 году и изначально предполагала построение сети кофеен. В то время этот сегмент рынка только начинал развиваться, в Киеве еще не было таких привычных обывателю городских кофеен.

Для того чтобы разработать собственную концепцию ведения бизнеса, я посещал Санкт-Петербург, Москву, города Германии, изучал особенности работы кофеен там. Отталкивался от немецкой идеи бренда «Tchibo», который представлял собой кофейню, где можно было также купить «на вынос» свежемолотый кофе, выпечку и другие сопутствующие товары.

Конечно, в процессе реализации, идея все-таки немного изменилась. Так, многие украинские и российские клиенты воспринимают кофе исключительно с сигаретой, чего почти нет на Западе – и это один из тех факторов, которые приходится учитывать при построении бизнеса. Также по всей Украине прижилась галицкая традиция употребления кофе, которая предполагает в клиентах не одиночку или пару, как на Западе, а компанию, ведущую дружеский разговор. Поэтому еще на этапе стартапа ресторанного бизнеса, я для себя определил несколько базовых продуктов-коммуникаторов, которые создают, скажем так, networking, правильную атмосферу в заведении для дружеского разговора – это кофе и чай.

Со временем, кофейня плавно трансформировалась в заведение «Париж-Дакар» в его сегодняшнем виде. Лично мне предпочтительней его называть не «рестораном», а заведением «четырех кафе» (в одном комплексе – Ред.), которое хранит в себе атмосферу четырех абсолютно разных стран: Марокко, Франции, Англии и Украины.

Кстати, очень интересно наблюдать за тем, как мои идеи, связанные с ресторанным бизнесом, успешно копируются другими предпринимателями. Буквально через год после успешного стартапа проекта «Париж-Дакар», в Харькове открылся его брат-близнец.

И что, у харьковчан вышел хороший плагиат?

Нет, потому что копия всегда будет отставать на несколько шагов – ведь мы не останавливаемся, воплощаем новые идеи.

Какой организационный момент в ресторанном стартапе был самым сложным?

Для меня, как для человека, который уже на тот момент имел опыт бизнес-стартапов, запустить ресторанный бизнес было не так сложно. Но если говорить о предпринимателях-новичках, основание любого рода деятельности – тяжелый, непрерывный труд. Среди «подводных камней» первенство занимает законодательная база, а именно – ее несоблюдение.

Расскажите подробнее о других «подводных камнях» ресторанного бизнеса?

Ведению бизнеса нужно учиться на собственном опыте, поэтому универсальных предостережений или советов не существует. Единственное, что можно сказать с точностью – развитие проекта во многом зависит от личных контактов и человеческого фактора.

Актуальный вопрос – давать или не давать взятки? С моей точки зрения, предпринимателю стоит избегать взяток. Лучше стараться найти другие, законные формы защиты своего бизнеса – безвыходных ситуаций не бывает. Хотя ни для кого не секрет, что те налоги, которые декларируются в нашей стране и те, которые взимаются на самом деле – совсем разные вещи.

Ресторан – это бизнес, где ключевую роль должен играть собственник, его идеи, находки и эмоции. Какой бы ни был хорош бизнес-план, без ежедневной работы владельца он сойдет на нет. Страсть предпринимателя к делу, которым он занимается – вот что главное в развитии собственного бизнеса. При этом экономическое образование отходит на второй план.

Ресторан будет иметь успех тогда, когда его владелец любит и умеет сам готовить, а также принимать гостей. Место, где расположено заведение в этом случае не играет значительной роли.

Какую маркетинговую стратегию для своего ресторана Вы избрали?

Мы не давали активной рекламы, ставка была сделана на то, что в следующий раз наши посетители приведут своих друзей и знакомых. Заведение, скорее, ориентировано на постоянных клиентов, которые один раз оценили его преимущества. «Фишкой» ресторана является идея пересечения четырех стран под одной крышей, их культур и традиционных кухонь.

У Вас за плечами не одно высшее образование, полученное как в Украине и России, так и в Великобритании. Действуют ли на практике в Украине законы ведения бизнеса, изученные Вами на Западе?

Законы бизнеса работают всюду. Украина не исключение. А процесс моего образования и самообразования продолжается и сегодня. Сейчас я пишу диссертацию на тему «Ценности как фактор успеха в сервис-ориентированном бизнесе». Меня интересует срез базовых внутренних ценностей человека (не корпоративных, которые задекларированы компанией), которые позволяют ему быть успешным в сервисном бизнесе.

Моя задача – определить, кристаллизовать врожденные, приобретенные, а также культурные ценности, которые действительно являются ключевыми при достижении позитивного результата. Полученные мною результаты собираюсь применять на практике, ведь бизнес, которым мы занимаемся: прокат, сервисное обслуживание, ассистанс, продажа автомобилей, а также ресторанный бизнес, относится именно к разряду сервисного.

Каково, по Вашему мнению, главное качество, которым должен обладать хороший бизнесмен – или просто человек, стремящийся к успеху?

Из личного опыта я могу утверждать, что успех приходит только к тому, кто не отказывается от движения вперед.

Если образно говорить – человек любит комфорт. Поэтому каждый пытается создать вокруг себя область комфорта. Но нужно постоянно с этим бороться, пробовать пробить эту оболочку комфорта – и выйти в зону некомфорта. Эти поступки помогают человеку быть человеком, помогают ему расти и развиваться.

Составляете ли Вы стратегические планы развития бизнеса?

Есть проекты, развитие которых я вижу на пятьдесят лет вперед. Точка их окупаемости планируется также в долгосрочном периоде. Многие не понимают, зачем воплощать в жизнь бизнес, который не нацелен на быструю окупаемость. Но ведь не все можно оценить в денежном эквиваленте.

Есть уникальный проект гостиничного бизнеса в Крыму. Я хочу создать своеобразное место, где будет гармонично сочетаться рекреационный ресурс полуострова с его первозданной природой – и созданная человеком прогрессивная инфраструктура. Эта последняя будет включать в себя возобновляемые источники энергии, что само по себе уже является новым в Украине.

Сейчас мы проецируем проект на временном интервале в двадцать лет. Этого времени будет недостаточно для того, чтобы запустить гостиничный бизнес в целом, ведь по своим масштабам и концепции он сравним с Park Hyatt. Но его будет достаточно для того, чтобы подготовить надежный, качественно новый плацдарм с инфраструктурой. На конечном этапе проекта – построении самой гостиницы – сумма инвестиций достигнет десятков миллионов долларов.

Я уверен, что в Крыму не будет ни одного комплекса, который мог бы конкурировать с нашим. Для меня примером служит комплекс в Антибе l'Hôtel du Cap-Eden-Roc, который Абрамович, если я не ошибаюсь, купил за полтора миллиарда евро пару лет тому назад.

На чем Вы никогда не экономите?

На инвестициях.

Как Вы отдыхаете?

А я и не напрягаюсь. К примеру, ралли «Дакар», на первый взгляд, сложно назвать отдыхом, потому что гонки выматывают физически и морально. Но время от времени, переключаясь с бизнеса на гонки, я отдыхаю таким образом. Так что ралли-рейд для меня и команды – это хобби.

Но это же и способ на практике доказать высокий уровень подготовки специалистов компании «Sixt Украина». Гонки – самая хорошая, правдивая реклама наших умений и способностей. Участвуя в гонках, мы получаем двойную выгоду: команда становится сильнее за счет бизнеса, а бизнес служит основой для построения сплоченной команды.

Еще мне нравится читать разную художественную литературу. Получаю эстетическое удовольствие от красивого художественного слога, который присущ, в частности, Пушкину, Булгакову, Гоголю и другим классикам.

Кстати, с романом «Мертвые души» у нас в компании «Sixt Украина» была связана одна комическая ситуация. Один из региональных менеджеров на собрании охарактеризовал финансовые результаты деятельности подконтрольного ему проекта, как «прибыточные». Очень нетипичный для бизнеса термин, который я до этого собрания встречал лишь у Гоголя, и то в качестве стилистического художественного элемента.

Новый Год Вы с командой обычно встречаете на ралли «Дакар» (а оно последние годы проходит уже не в Африке, а в Южной Америке). Как именно происходит встреча Нового Года?

Вместо шампанского у нас минеральная вода. Выходит так, что украинский Новый Год мы встречаем, в основном, в Буэнос-Айресе, в семь часов вечера по местному времени. Новый 2013 год мы встретим в Перу в шесть часов вечера по местному времени.

Что Вы можете пожелать нашим читателям – начинающим бизнесменам?

Никогда не изменяйте своей мечте! Если хотите что-то создать – идите к этому.

ДОСЬЕ 

  • Родился: 1 ноября 1970 года в молодом, динамично развивающемся городе Калиновка, Винницкой области. Можно сказать, на родине Ивана Богуна.
  • Образование: окончил Киевский институт иностранных языков, Киевский университет имени Тараса Шевченко, Международный институт менеджмента (программа MBA), Высшую школу экономики в Москве, а также Лондонскую бизнес-школу. Сейчас оканчиваю Международный институт менеджмента (программа DBA) и пишу диссертацию.
  • Чем горжусь: если человек уже чем-то гордится – это говорит о том, что он в какой-то мере остановился в своем развитии и не может двигаться дальше. Если говорить о бизнесе, я считаю, что можно и нужно сделать еще больше, чем уже сделано на данный момент. Несмотря на то, что фирма «Sixt Украина» является лидером локального рынка услуг автопроката и автосервиса, почивать на лаврах мы не будем. Так что я ничем не горжусь – я нахожусь в постоянном движении.
  • За что стыдно: у меня нет вещей, за которые было бы стыдно. Конечно же, я совершал некоторые проступки по жизни, но всегда переосмысливал их и продолжал двигаться вперед.
  • Жизненное кредо: на наших фирменных футболках написано «We never stop!», но русский аналог – «Никогда не сдавайся!» – более точно отображает мои жизненные позиции. Второй мой принцип – «Нельзя никогда останавливаться в своем развитии!»
  • Хобби: Я люблю свою работу, мой бизнес и является основным увлечением. Значительное внимание также уделяю вопросам самообразования, поэтому большую часть свободного времени провожу с книгой в руках, а роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», – одна из моих любимых книг.
  • Семейное положение: женат, двое детей: дочь Татьяна и сын Вадим.


Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!


Путеводитель

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления

Видео путеводитель