Что такое современный эквайринг
Эквайринг - это осуществление банком технологического, информационного и расчетного обслуживания организаций по операциям оплаты товаров и услуг, проведенным с помощью платежных карт на оборудовании, как правило, предоставленном банком.
На основании ежедневных электронных отчетов поступающих в процессинговый центр (обрабатывает все операции по платежным картам), банк производит возмещение денежных средств на текущий счет организации, на сумму всех операций, проведенных на оборудовании банка (POS-терминалах) с помощью платежных карт международных платежных систем Visa Int. и MasterCard Int., удерживая при этом комиссионное вознаграждение банка.
Виды эквайринга
Преимущества и недостатки эквайринга для бизнеса
Принимая в оплату платежные карты, торгово-сервисное предприятие сразу же получает ряд преимуществ: увеличивает объем продаж на 20-30%, приобретая при этом новых платежеспособных клиентов, предпочитающих рассчитываться только картами. Эти клиенты, как свидетельствует статистика, намного легче расстаются с деньгами и чаще совершают спонтанные покупки. Принимая к оплате платежные карты, организация застрахована от приема в оплату фальшивых купюр, экономит на инкассации наличных средств, предоставляет клиентам более удобный способ осуществления расчета.
К недостаткам использования эквайринга можно отнести: дополнительные расходы на оплату комиссий банку, нестабильность системы, риск сбоя оборудования, вероятность утечки личных данных клиента, мошенничество с картами и т.п.
Как правильно выбрать банк для эквайринга
Чтобы правильно выбрать банк для установки POS терминала желательно узнать следующие базовые денежные параметры:
- Комиссия за оплату карточками других банков (если комиссия являет собой диапазон и зависит от оборота, то спросите, какие градационные варианты имеются);
- Комиссия за оплату карточками эквайра (тоже в случае диапазона стоит выяснить все возможные градации);
- Комиссия за оплату карточками банков-партнеров эквайра по банкоматным сетям (обычно она равна комиссии «для чужих» карт – но есть исключения, например, ПУМБ и банк «Кредит-Днепр» имеют для партнеров отдельную «третью» комиссию);
- Плата за обслуживание терминалов (если есть, то обычно ежемесячная);
- Плата за установку терминалов, подвод коммуникаций и начальные консультации для персонала (встречается крайне редко);
- Дополнительный вопрос менеджеру банка: снижаются ли названные тарифы эквайринга в случае перевода счетов вашей компании в этот банк (то есть при вашем переходе к эквайру и на обслуживание по РКО).
Отметим, что коммуникации POS-терминалов обычно предоставляются банком. Но изредка коммуникации к терминалам обеспечивает сама торгующая компания (например, из-за отказа банка в подводе коммуникаций к данной точке). В последнем случае компания же и будет совершать уплату различных абонентских взносов оператору этих коммуникаций, что стоит прописать в ваших бизнес-планах заранее. Банк-эквайр же никогда отдельную абонплату за коммуникации терминалов не берет, включая эти расходы в состав комиссий за эквайринг.
Помимо описанных шести базовых параметров – по ответам на которые обычно и выбирается эквайр – есть еще шесть дополнительных нюансов, которые можно исследовать уже предельно сузив свое «поле поиска» отдельным «контрольным» звонком:
- Через какой канал связи технически может происходить связь терминала с банком? Что нужно для создания этого канала, если в ваших торговых точках его нет?
- Есть ли у предоставляемых банком терминалов ограничения по видам (торговым маркам, моделям) кассовых аппаратов, к которым они могут подключаться?
- Каковы санкции в случае порчи терминала или его коммуникаций при форс-мажорных ситуациях (разрушение здания, пожар, затопление, кража, и так далее)? Каковы санкции в случае порчи терминала или его коммуникаций ввиду действий или бездействия ваших сотрудников или в момент осуществления неожиданной ликвидации торговой точки властями?
- Как банк обеспечивает ремонт терминалов и коммуникаций при поломках по внутренним техническим причинам?
- Какова процедура отказа от эквайрингового обслуживания в данном банке, нет ли в ней «денежной составляющей»? Как банк в этом случае распоряжается элементами подключенных им в вашей торговой точке коммуникаций?
- Как надлежит действовать в отношении терминалов банка при передаче вами кому-либо ваших торговых точек вместе с кассовым оборудованием в собственность?
Получив ответы на эти вопросы в нескольких банках и сравнив их результаты, можно выбрать самый эффективное для вас эквайринговое предложение.
Стоимость эквайринга в украинских банках
Актуальную стоимость эквайрингового обслуживания в 20-ти крупнейших банках Украины можно узнать из нашего обзора
Заключение договора эквайринга
Для заключения договора эквайринга банк запрашивает у предприятия такие документы:
- Свидетельство о государственной регистрации;
- Свидетельство из налоговой инспекции (о постановке на учет);
- Справка из банка с реквизитами расчетного счета;
- Электронная цифровая подпись и образец печати.
- Бухгалтерские балансы для подтверждения оборотов компании (при необходимости).
- Паспорт представителя фирмы или доверенность;
После проверки этих документов между банком и предприятиям заключается договор эквайринга и запускается процесс установки нужного оборудования в точках продаж.
Альтернатива банкам: платежная платформа
Если не хочется ограничиваться сервисом только одного банка и долго вникать в сложные тарифные сетки банковских предложений, можно воспользоваться услугами платежных платформ. Например, международная платежная платформа FONDY подключена к 5-ти самым популярным украинским банками и одновременно сотрудничает с ними. При этом для клиента будет действовать единая комиссия ~2.5% с каждой транзакции. А если в сети одного из банков возникнет сбой, сервис автоматически перенаправит платеж через другой банк, чтобы тот завершился успешно. Таким образом, использование платежной платформы для интернет-эквайринга не только упрощает задачу подключения услуги, но и повышает количество успешных платежей благодаря одновременному процессингу через несколько банков.