Зачем факторинг нужен предприятиям? - 14.05.2007

К сожалению, на Украине не так много счастливчиков, которые могут вести свой бизнес без дополнительного финансирования. В большинстве случаев, предприятия обращаются за денежной поддержкой в банк, с целью получения целевого займа или открытия кредитной линии. // 14.05.2007

Однако помимо стандартных кредитных продуктов, в банковском ассортименте начинают появляться совершенно новые предложения, который в определенных ситуациях совершенно не уступают кредитным «старожилам», а даже превосходят их по своей эффективности. Одной из таких новинок является факторинг, о полезности и эффективности которого, компания «Простобанк Консалтинг» решила узнать у Алексея Сысоева, заместителя председателя правления банка «УФГ».
Алексей Владимирович, давайте начнем нашу беседу с того, что разберемся, что же такое факторинг, в чем заключается специфика данной услуги?
Если говорить коротко, то факторинг - это приобретение сторонних активов фактором (банком или другой компанией) в собственность. Как правило, такими активами выступает дебиторская задолженность клиента, права на которую и приобретает банк. Таким образом, фактор помогает предприятию более эффективно осуществлять управление дебиторской задолженностью, а также обеспечивает оперативное финансирование поставок товаров и услуг.
То есть банк (фактор) берет на себя все риски возможного непогашения дебиторской задолженности?
Не всегда. Многое зависит от вида факторинговых услуг, которыми пользуется клиент. Однако в любом случае, факторинг позволяет предприятию минимизировать целый комплекс рисков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Например, это валютные, процентные, кредитные риски, а также риски, связанные с управлением ликвидностью на предприятии. Кроме этого, банк также осуществляет учет состояния дебиторской задолженности клиента и контролирует ее своевременное погашение.
А в каких случаях фактор возьмет на себя риск невыполнения обязательств дебитором?
В том случае, если клиент пользуется факторинговыми услугами без поручительства (факторинг без регресса). Тогда все риски неоплаты дебитором принимает на себя фактор, а клиент получает оговоренную сумму денежных средств не зависимо от того, погасил ли дебитор задолженность. Такие факторинговые услуги предоставляются клиентам с хорошей платежной дисциплиной, имеющий определенный опыт работы с фактором.
Ваши клиенты часто пользуются таким видом факторинга?
Нет, не очень. Большинство клиентов отдают предпочтение факторингу с поручительством (факторинг с регресом), поскольку его стоимость значительно меньше.
А из чего она складывается?
Стоимость факторинга индивидуальна и рассчитывается исходя из рисков, которые берет на себя банк при обслуживании того или иного клиента. К примеру, для факторингового финансирования клиент может осуществлять переуступку права требования денежных средств к дебиторам - крупным сетям с хорошей платежной дисциплиной, территориально сосредоточенным в одном месте, а может к дебиторам – небольшим розничным магазинам по территории всей Украине с сомнительной платежной дисциплиной. В каждом из перечисленных случаев стоимость услуг фактора будет индивидуальна.
Каким предприятиям целесообразно пользоваться факторинговым обслуживанием?
Факторинговое обслуживание выгодно в первую очередь динамично развивающимся компаниям, которые осуществляют торговлю ликвидным товаром, и, соответственно, имеют высокие показатели оборачиваемости. В первую очередь это предприятия пищевой, химической и легкой промышленности.
Имеет ли значение годовой оборот предприятия или его численность?
Нет, эти факторы не существенны. Факторинг может быть выгоден предприятию независимо от размера годового оборота и численности сотрудников. Разница лишь будет в размере предоставляемого финансирования, который зависит собственно от реальных потребностей клиента и его оборотов.
Каким предприятиям Вы бы рекомендовали не пользоваться факторинговыми услугами?
Если говорить о том, кому факторинг не выгоден, то это крупные компании, которые имеют в своем распоряжении необходимые денежные средства, а также дебиторов с отменной платежной дисциплиной.
Невыгоден факторинг малорентабельным компаниям, продукция которых пользуется низким спросом и которые имеют длительный период оборачиваемости, т.к. данные клиенты не смогут оплачивать факторинговую комиссию, а также не смогут выступить поручителем за своего дебитора.

Ссылки по теме:
Если покупатель хочет "кинуть"
В поисках идеального фактора



Актуальные обзоры банковского рынка для бизнеса на ваш e-mail!


Путеводитель

Кредит предприятию и частному предпринимателю (СПД)

Кредиты для бизнеса и частных предпринимателей в Украине (ЧП, СПД): ставки, порядок предоставления

Видео путеводитель