В чем особенности рассчетно-кассового обслуживания для крупных экспортеров и импортеров? 10.08.2015

Практикуют ли банки предоставление пакетных предложений по РКО для экспортеров и импортёров, каким образом банк определяет тарифы для них, а также как изменялась их величина в 2015 году – ответы на эти и другие вопросы узнавал Prostobiz.ua

В чем особенности рассчетно-кассового обслуживания для крупных экспортеров и импортеров?

Владимир Пашкин, заместитель председателя правления банка «Глобус»

Для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, основными составляющими в формировании тарифных пакетов РКО являются: комиссия за покупку/продажу валюты, курс покупки/продажи, стоимость платежа. Так как курс покупки/продажи валюты устанавливается на межбанковском валютном рынке и формируется ежедневно на основании спроса и предложения, повлиять на него через тарифы РКО невозможно. Тарифные пакеты для таких компаний отличаются комиссией за покупку/продажу валюты, и стоимостью платежа. Также возможны различные комбинации в формировании тарифных пакетов РКО, когда комиссия зависит от объема купленной/проданной валюты, а стоимость платежа от количества таких платежей и суммы, и т.д.

На тарифные планы для ВЭД-клиентов не повлияли новые правила работы по дополнительному сбору с импорта, по введению аккредитивов для крупных импортных контрактов, по обязательной проверке таких контрактов с предоплатой, по запрету гривневых кредитов на покупку валюты.

Банковские структуры не являются налоговыми агентами согласно закону о введении дополнительного 5-10% сбора на импорт, кроме критического. Введение аккредитивов по крупным импортным контрактам привело к пересмотру суммы контрактов в сторону их уменьшения.

С ключевыми клиентами индивидуальные условия сотрудничества обсуждаются независимо от операций или направлений деятельности.

В целом по системе тарифы РКО выросли. Так как на рынке банковских продуктов идет достаточно жесткая борьба за клиентов, думаю, в ближайшее время стоимость тарифных пакетов останется неизменной.

Денис Мартишевский, начальник управления расчетных и пассивных продуктов Проминвестбанка

Крупные экспортеры и импортеры являются ключевыми клиентами для любого банка, и, как любому приоритетному клиенту, им обеспечивается особый подход, оговариваются индивидуальные условия обслуживания и сопровождения операций. Поэтому говорить о пакетном обслуживании для этого сегмента клиентов не приходится. Анализируется бизнес каждого из них, находятся точки соприкосновения и предлагается модель взаимовыгодного сотрудничества с банком.

Основным отличием категории клиентов, занимающихся ВЭД, является активное пользование услугами покупки-продажи валюты на значительные суммы, большие объемы платежей в иностранной валюте. Некоторые клиенты также активно используют документарные операции при проведении расчетов. Соответственно, предметом обсуждения, как правило, являются тарифы именно на эти виды операций.

Есть общие тарифы, действующие для всех корпоративных клиентов, и индивидуальные, установленные для отдельных приоритетных клиентов банка. При установлении общих тарифов банк учитывает себестоимость услуги, а также ориентируется на динамику тарифных предложений других банков и тенденции рынка.

Индивидуальные тарифы согласовываются и устанавливаются с учетом истории взаимоотношений с клиентом, комплексности обслуживания и объёмов предоставления услуг.

Следует отметить, что в последние месяцы существенной динамики в тарифах по расчетным операциям, а также по документарным и гарантийным операциям не наблюдалось.

Введение законодательных ограничений на валютные операции (в том числе контроль и согласование покупок валюты и валютных платежей Национальным банком) усложнили работу как клиентам, так и банкам. Введение импортного сбора, требований аккредитивной формы расчетов для авансовых оплат по контрактам на $50 тысяч и более, а также общая экономическая ситуация в стране снизили экономическую активность клиентов-импортеров.

Несмотря на значительно увеличившийся объем работ, связанный с обслуживанием внешнеэкономических контрактов клиентов банка, учитывая и понимая все сложности, с которыми сталкиваются клиенты, наш банк принял решение не повышать тарифы на эти операции. Мы проанализировали наши тарифные ставки по отношению к тарифным ставкам банков первой десятки и увидели, что мы находимся в пределах рыночных предложений.

 

Что касается автоматизации оплаты дополнительного сбора с импорта, то мы анализировали такую возможность, однако, проконсультировавшись с клиентами, отказались от этой идеи: традиционно уплата налогов является сферой ответственности клиента, оплата осуществляется вместе с остальными налогами, а контроль уплаты производится в системах учета клиента.

Кроме того, сумма налога существенным образом зависит от сферы деятельности клиента и перечня импортируемых товаров, поэтому выгоды от такой автоматизации со стороны банка для клиента сомнительны.

 

Рейтинги РКО

Полезные статьи

Срочно нужны деньги?